Паисий Лигарид

 

          Паисий Лигарид греческий священник-авантюрист, советник царя Алексея по церковным вопросам и активный деятель собора 1666- 67 гг., созванного для отрешения от должности патриарха Никона и осуждения старообрядцев.

          Лигарид в Москве. Паисий Лигарид прибыл в Москву в 1662 году, в разгар конфликта царя с патриархом и введения новых обрядов в церкви. Представился митрополитом города Газа (Палестина) и патриаршим экзархом. 9 апреля 1662 года был принят царём.

          Лигарид активно помогал правительству в его церковной политике: осуждении старообрядцев, осуждении Никона, а также в признании главенства светской власти над церковной, за что получал от царя большое содержание. (Вывез из Москвы 12 подвод имущества). Лигарид добился значительного влияния на царя, который "слушал его словно пророка Божия" (Никон). При этом второму Романову достоверно было известно, что Лигарид является мошенником: царь посылал келаря Чудова монастыря Савву с запросом о Лигариде к константинопольскому патриарху Дионисию III (1660- 65 гг.) и тот в ответ написал: "Паисий Лигарид лоза не константинопольского престола, я его православным не называю, так как от многих слышал, что он папежник и лукавый человек". "Это не повлияло на отношение к Лигариду Алексея… приходится признать, что у русского царя и газского мошенника оказалось общее дело"[1]. В 1669 г. в Москву пришла грамота от нового константинопольского патриарха Нектария, в которой сообщалось, что Лигарид уже давно отрешен от должности, отлучён и проклят: "даём подлинную ведомость, что он никакой не митрополит, не отец, не учитель, только что именуется Паисий". Несмотря на такое красноречивое представление, царь Алексей счёл нужным и на этот раз поддержать своего пособника. По просьбе царя (точнее, за крупную взятку; соболями на 1300 рублей) Лигарид был восстановлен в должности патриархом Досифеем, однако почти сразу снова и уже окончательно низложен; тем же патриархом.

          Паисий Лигарид поддерживал в Москве идеи просвещения; он говорил: "Для войны нужны три вещи: золото, золото и ещё раз золото. Для государства и церкви также нужны три вещи: училища, училища и ещё раз училища". Любопытно, однако, что при этом он называл себя учеником оратора Либания и философа Ямвлиха – высказывание, допустимое в христианской среде лишь при предположении полного невежества слушателей, так как Либаний – друг императора Юлиана-Отступника, "негодующий свидетель торжества христианства" (Гиббон), а Ямвлих – основатель магико-неоплатонической школы в Сирии, к которой принадлежал и сам Юлиан.

          Биография Лигарида. Сведений о жизни Лигарида немного. Историки, занимавшиеся этим вопросом, полагали, что он скрывал свою биографию, притом весьма умело; "ловкость его в указанном отношении невольно повергала в изумление"[2]. Лигарид был родом с острова Хиос; 16 лет учился в Риме и Падуе, после чего направился в Константинополь. В 1648 г., возможно, был в Польше; в 1648/9 г. приехал в Молдавию и Валахию. В начале 1650-х гг. – на службе у тарговицкого митрополита Стефана, переводил на румынский язык Кормчую; был дидаскалом ясского придворного училища. Встречался там с посланцем патриарха Никона Арсением Сухановым, которого поддержал в споре о двоеперстии. Из Молдавии Лигарид уехал вместе с патриархом Паисием в Иерусалим, где 16 ноября 1651 г. был пострижен в монахи; при этом Суханов был его восприемником. 14 сентября 1652 г. был поставлен патриархом Паисием в митрополиты города Газа.

          Лигарид попросил Суханова дать ему рекомендацию для Никона, что тот и сделал. В 1657 году Никон пригласил Лигарида в Москву, к большому своему разочарованию, так как Лигарид быстро переориентировался на поддержку царя в его конфликте с патриархом.

          Помимо вышеописанной деятельности на соборе, Лигарид планировал занять патриарший престол в России, о чём сообщал зарубежным корреспондентам. Однако этот план не осуществился. В мае 1672 г. Лигарид был выслан в Киев. Несмотря на накопленные в Москве богатства, авантюрист умер в нищете (1678 г.).

          За своё сочинение об истории патриархов Лигарид был проклят константинопольским патриархом Мефодием III (1669- 71 гг.), иерусалимским Нектарием (1661- 69 гг.), потом и другими патриархами. "Кажется, ни один человек в мире не собрал столько проклятий от разных патриархов… от Парфения II, Мефодия, Паисия, Нектария (Н. Коняев). В целом, Лигарид представил собой пример отъявленного авантюриста международного класса.



        [1] Коняев Н.М. "Первые Романовы", М., 2002 г.

        [2] Лавровский Л. "Несколько сведений к биографии Паисия Лигарида" // "Христианское чтение", ноябрь-декабрь, 1889 г.