"Великое Искусство" Рамона Луллия

 

         

 

"Великое Искусство", по замыслу его автора, испанца Рамона Луллия (XIII в.), должно было представлять собой универсальный механико- математический метод доказательства истин/ вывода новых знаний. В вершинах многоугольников, вписанных в окружности, Луллий изобразил основные характеристики, или излучения Бога, а также другие понятия и объекты, связываемые с ними/ их проекции. Путём манипуляций с этими чертежами, Луллий предполагал делать "неопровержимые заключения" и получать новые знания, в разных областях человеческой деятельности.

         

 

Изложение "Искусства", несмотря на многочисленные работы Луллия, дошедшие до нашего времени, является неясным, и современные историки, в основном, производят его реконструкции. Однако, как заметила английская исследовательница культуры Ренессанса Фрэнсис Амелия Йетс (1899 – 1981 гг.) и после этих реконструкций "Ars Луллия всё ещё возвышается как некая громадная непокорённая горная вершина"[1]. Во всяком случае, свои геометрические схемы и методы выводов Луллий применял к теологии, философии, логике, астрологии и т.д. В "Трактате по астрономии" Луллий изложил механизацию астромедицины. Ф.А. Йетс охарактеризовала его метод как "абстракцию и упрощение гороскопного аппарата".

          Основной мотив работы Луллия был религиозным. Самым важным приложением своего "Искусства" он считал "неопровержимое доказательство" догматов христианства язычникам, иудеям и мусульманам. В частности, с помощью "Искусства" Луллий показывал троичность всего, что, по его мнению, доказывало христианскую доктрину Троицы. Он и на практике пытался применять Ars во время проповедей среди мусульман. Религиозная мотивация работы Луллия подчёркивалась являвшимися ему видениями.

          В отношении применяемого метода "Искусство" Луллия было предшественником математической логики и вычислительных машин. По замыслу оно значительно опередило своё время; хотя исполнение этого замысла было конечно, примитивным, поскольку математические исчисления и технические устройства, требовавшиеся для сколь либо содержательной "автоматизации выводов", во времена Луллия ещё не были разработаны. Первые реальные попытки математизации логических выводов и механизации вычислений были предприняты только в XVII веке: И. Юнг (первые работы по математизации логики), Г. Лейбниц (их продолжение), В. Шикхард (первый арифмометр).

Луллиев проект геометризации/ автоматизации доказательств- вывода знаний, несмотря на туманное изложение, привлекал к себе внимание в течение долгого времени. "Луллизм" распространялся в Испании, во Франции XIV - XVI вв. Идеями Луллия интересовались многие видные деятели европейского Ренессанса: Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Лефевр д'Этапль, Джордано Бруно и другие.

Биография

Рамон Луллий (1232 - 1316 гг.) родился на Мальорке, в 1228 году завоёванной Хуаном I Арагонским. Остров Мальорка представлял собой тогда один из важных центров коммерческой деятельности Западного Средиземноморья. На нём имелись торговые колонии генуэзцев и пизанцев. Около трети населения составляли мусульмане. Отец Луллия, родом из Каталонии, прибыл на Мальорку вместе с завоевательной армией короля Хуана; получил от него земельные пожалования.

          В 1257 году Рамон стал сенешалем принца Хуана, младшего сына Хуана I. Он вёл светскую жизнь; писал трубадурскую поэзию.

          В 1263 году Луллий обратился к религии. Согласно его автобиографии, Луллию, во время сочинения лирической поэмы, явилось видение распятого Христа, повторившееся несколько раз. После чего Луллий продал и раздал бедным большую часть имущества и решил посвятить жизнь созерцанию, подвижничеству и миссионерству, в особенности обращению мусульман.

          В 1265- 74 гг. Луллий изучал философию; арабский язык; ислам. В своих ранних сочинениях он упоминал Платона, Аристотеля (около 10 работ, в т.ч. его "Метафизику"), Коран, Талмуд; показывал знакомство с работами ибн Сины. В 1270 году Луллий составил обзор логики по трактату аль Газали; на арабском, потом на каталонском языках.

          В 1272 году Луллий написал "Книгу созерцания", вначале на арабском; в 1273 году перевел её на каталонский язык. В книге появились геометрические символы, позже использовавшиеся Луллием в "Искусстве"; также было введено обозначение философских понятий буквами.

          В 1274 году у Луллия, уединившегося на горе Ранда, расположенной около города Пальма, было ещё одно видение, сыгравшее важную роль в создании Ars. В этом видении, как писал Луллий, "неожиданно Бог просветил его разум, дав ему форму и метод книги, которую он хотел написать". Спустившись с горы, Луллий занялся составлением книги, названной им Ars Magna - "Великое Искусство". "Затем внутри этого Ars он написал много других книг, прилагая "Искусство" к конкретным вещам" ("Автобиография").

         

 

          В 1275 - 1310 гг. Луллий написал около ста работ по "Искусству". Он неоднократно посещал Париж, Монпелье, Авиньон, Рим, Геную, Неаполь и другие города Франции, Италии, где читал лекции; дарил свои книги видным политическим и религиозным деятелям – папе Бенедикту VIII, королю Франции Филиппу Красивому, дожу Венеции и другим. Оставил ряд учеников- адептов "Искусства".

          Когда Луллий находился в доминиканском монастыре, у него случилось новое видение. В нём он узнал, что спасти душу он может только в ордене доминиканцев, и что ему нужно оставить Ars. Поскольку Луллий считал своё "Искусство" средством "спасения душ неверных", то он не последовал этому совету, а решил, что "пусть он лучше будет проклят, чем исчезнет его искусство, благодаря которому могут спастись тысячи". Он покинул доминиканский орден, в котором он состоял, и вступил во францисканский.

          У ряда видных францисканцев идеи Луллия встретили положительный отклик. Он контактировал с врачом и алхимиком, одним из лидеров спиритуалов[2] Арнольдом де Вилланова (1235/40 – 1311 гг.); был близок к видному представителю спиритуалов Бернару Делисье из Монпелье. В 1290 году Луллий получил рекомендательное письмо от Раймона Гофреди, генерала францисканцев, которое давало ему право преподавать Ars во францисканских сообществах Италии.

 

         

 

          В 1302 году Луллий совершил краткую поездку в Малую Армению (Киликию). На Кипре его тепло принял магистр тамплиеров Жак де Моле.

          Кроме развития и распространения своего "Искусства", Луллий постоянно пропагандировал организацию изучения арабского языка, для подготовки миссионеров. Эти предложения он выдвигал в Монпелье, где обосновался его покровитель принц Хуан; на встречах с видным теологом, бывшим генералом доминиканцев Рамоном де Пеньяфорте; на аудиенциях у пап в Риме и Авиньоне. В 1311- 12 годах Луллий участвовал во Вьеннском соборе. Среди решений собора было постановление об устройстве в Париже, Оксфорде, Болонье, Саламанке школ восточных языков (арабского, еврейского, халдейского) для подготовки миссионеров.

          Луллий не только пропагандировал организацию миссионерских школ, но и сам предпринял несколько поездок с целью обращения мусульман. В 1293 году он приехал в Тунис, где попытался проповедовать христианство, используя Ars. Власти изгнали его и запретили возвращаться. Вторая поездка в Северную Африку, в 1307 году, закончилась шестимесячным тюремным заключением с последующей высылкой из страны. На некоторое время это его остановило, но в 1316 году Луллий снова приехал в Тунис. Согласно традиционной версии его жизни, на этот раз попытка обращения мусульман в христианство закончилась тем, что проповедника побили камнями.

         

 

          Распространение луллизма

Ранним пропагандистом "Искусства" в Париже стал ученик Луллия Тома ле Мезье ( - 1336 гг.), каноник Арраса. Ле Мезье считал, что целью "Искусства" является возвращение человечества и вообще всего мира к Богу по "лестнице бытия".

          В Испании постоянно проявлялся, по понятным причинам, интерес к творчеству Луллия. Однако около 1360 года инквизитор Арагона Николай Эмерих подверг луллизм критике. Была издана папская булла, запрещавшей изучение около 20 работ Луллия. (Она оказалась неэффективной из-за высылки Эмериха из Арагона, по приказу короля). Кроме того, началась кампания за "реабилитацию" Луллия и в 1416 году булла была отменена.

          Интерес к луллизму проявил Хименес де Сиснерос (1436 - 1517 гг.), архиепископ Толедо и кардинал, регент Кастилии. В основанном им в 1500- 08 гг. университете Алькалы имелась кафедра луллистской теологии и философии; её возглавлял Никола де Пакс. В университете Саламанки работал луллист Бернар де Лавинетта. Хуан де Эррера, архитектор Эскориала, включил курс луллизма в основанную им в 1582 году математико- философскую школу в Мадриде. Интересовался Луллием и король Филипп II.

          Во Франции изучение луллизма, после его начальной пропаганды ле Мезье, встретило сопротивление теологов. В 1390/ 1400 г. изучение "Великого Искусства" было запрещено Сорбонной. Жан Жерсон (1363 - 1429 гг.), канцлер Парижского университета, в 1425 году написал специальный трактат, предостерегавший монахов от увлечения луллизмом. Однако, начиная со времени Ренессанса, луллизм вновь распространился во Франции. В XVI веке работы Луллия популяризировали Лефевр д'Этапль (1450/5 - 1536 гг.), Шарль де Бовель (1478 - 1556 гг.). В 1515 году Лефевр пригласил в Париж де Лавинетту, работавшего в университете Саламанки. В Сорбонне была учреждена кафедра луллизма. Де Лавинетта публиковал работы по луллизму в 1514- 18 гг. в Лионе, Париже, Кёльне. Шарль де Бовель написал "Жизнь Луллия".

          Луллизмом интересовались ренессансные неоплатоники и оккультисты Пико делла Мирандолла, Николай Кузанский, Агриппа, Бруно и другие. В 1531 году Агриппа написал сочинение о луллизме; это был первый германский комментарий на "Искусство". Одна из работ Луллия была обнаружена на севере Европы, в монастыре в Грюнендале. По мнению Жана Жерсона Луллий оказал влияние на мистика Яна ван Рейсбрука, предшественника "Нового благочестия". В XVII веке появился ряд псевдолуллиевых сочинений по алхимии, каббале. Луллию приписывалось также "Послание о магните", написанное Пьером де Марикуром в 1269 году. Идеи Луллия пытался развивать Кирхер; его работы изучали Декарт, Лейбниц и другие учёные. рано было переведено и на русский язык. В России в конце XVII века "Великое искусство" пропагандировал поляк Ян Белобоцкий.

          Источники идей луллизма

Основой "Искусства" были, видимо, неоплатонические теории космогенеза в их трансляции-интерпретации, данной Эриугеной. Ф.А. Йетс связывала идею Луллия подъёма и спуска по лестнице бытия от низших ступеней бытия к Богу с концепцией Эриугены, описывавшего расширение Одного во Всё через первичные причины и элементы, а затем Всего обратно в Одно. Йетс также считала, что Луллий "почти наверняка вдохновлялся каббалой". "Техника Луллия основана на божественных именах и числовых комбинациях… то же в каббале… каббалистическая доктрина созерцания Бога через сефироты аналогична луллиевому созерцанию через атрибуты". Зогар, основной трактат по каббале, был написан в 1275 г.; видение Луллия на горе Ранда – 1274 г.

          Ренессансные неоплатоники рассматривали луллизм как теорию, близкую своим основным интересам. Пико делла Мирандолла полагал, что "луллизм – естественный союзник герметико- каббалистической философии". Йетс помещала луллизм в общее герметико- неоплатоническое течение Ренессанса. "В могучем потоке ренессансного неоплатонизма луллизм занял почетное место"[3].

          Ars и христианство

Основная цель "Искусства" была религиозная – доказательство истинности христианских догматов. Однако, вопреки благочестивым намерениям автора, "Искусство" приобретало популярность не столько среди католической аудитории, сколько среди разнообразных еретиков. Уже некоторые знакомые самого Луллия, проявившие интерес к его творчеству, осуждались Римом за ересь: Арнольд из Виллановы, Бернар Делисье. Де Вилланова и Делисье, поддерживая Луллия, видимо, находили его взгляды созвучными распространившейся тогда в среде францисканцев- спиритуалов, к которым они принадлежали, теории Иоахима Флорского о приближении тысячелетнего царства – "эры святого Духа". (Теория Иоахима неоднократно осуждались католической церковью).

          Для характеристики взаимоотношений "Искусства" и христианской теологии показательным было также увлечение луллизмом видных ренессансных неоплатоников и оккультистов: Дж. Бруно, Н. Кузанского, Агриппы и других.

          И обратно, католические теологи рассматривали луллизм как, по меньшей мере, сомнительное учение – его критиковал инквизитор Н. Эмерих; запрещал канцлер Парижского университета Ж. Жерсон; ряд работ Луллия был осуждён буллой папы.

          Такая судьба "Искусства" была определена, прежде всего, лежавшими в его основе принципами, тесно связанными с неоплатонизмом, многие основные положения которого противоречили христианской теологии.

          Видения Луллия, случавшиеся у него в процессе работы над Ars; туманность и неясность "Искусства", в сочетании с твёрдой убеждённостью его автора в собственной правоте, показывали, что Рамон Луллий находился в изменённом состоянии сознания.

         



        [1] Yates F.A. "Collected essays", L., 1982.

        [2] Часть францисканцев выступила против реформ ордена, упорядочивавших его быт (разрешавших создавать запасы еды и пр.) и образовала группу т.н. спиритуалов- "духовных". К ним относились Иоанн Пармский, генерал францисканцев в 1247- 57 гг.; Раймон Гофреди, генерал ордена в 1289- 95 гг. Среди спиритуалов распространились взгляды Иоахима Флорского (1132 - 1202 гг.) о предстоящей эре Святого Духа. В 1254 г. францисканец Герардо из Сан-Борго на Сицилии опубликовал "Введение в Вечное Евангелие", в котором утверждал что Ветхий и Новый Завет уже потеряли своё значение и их следует заменить "Вечным Евангелием" Иоахима Флорского (приближалась дата начала "эры Св. Духа" (1260 г.), указанная Иоахимом). Взгляды спиритуалов были осуждены Римом.

        [3] Yates F.A. "Rosicrucian Enlightment", L., 1975.