Правильная теология и эффективная наука

         

          Духовный мир человека оказывает влияние на его интеллектуальное и физическое состояние. Повышение духовности человека ведёт к совершенствованию его интеллекта, физического состояния; а в обществе в целом – к улучшению социальной среды обитания. И обратно, при деформации- снижении духовного уровня ухудшается, хотя может быть и не сразу, интеллект и физическое состояние как отдельного человека, так и всего общества.

          Соответственно, можно предположить, что правильная теология (относящаяся к духовному миру; целям жизни человека) содействует развитию правильных/ эффективных научных представлений; улучшению интеллектуального мира; более ясному его восприятию, поскольку научные теории создаются для достижения целей. И обратно, ложные теологии способствуют развитию лженаук; введению ошибочных, неэффективных и даже патологических теорий.

          Это в особенности относится к теориям, "обращающимся к бесконечности". Известно, что в математике "теории бесконечности" доставили наиболее сильные и эффективные методы. Очевидно, правильная теология, правильные представления о божественном/ бесконечном (осознаваемые или нет) содействовали развитию таких теорий. Теологические представления о божественном/ бесконечном оказывали и оказывают влияние на математические теории бесконечного; даже трансформируются в них; при этом правильные представления о божественном коррелируют с правильными/ эффективными математическими теориями, а ложные – с ложными. Возможно даже, что эффективные математические теории, порождённые "обращением к бесконечности", являются некоторыми трансформациями- проекциями правильных представлений о бесконечном/ божественном (осознаваемых или нет). И обратно, ложные теологии, ошибочные представление о божественном/ бесконечном содействовали развитию неэффективных математических "теорий бесконечности". Попытки перевода- "проекции" на научный язык ложных представлений о бесконечном давали ложные (неэффективные) теории. Правильное богословие напротив, препятствовало развитию таких ложных теорий о бесконечности. В частности, можно быть уверенным, что устранение ложных теологий гностицизма и неоплатонизма в II-V вв.; борьба против них в Средние века, воспрепятствовали появлению в то время "фантазий о бесконечности" в математике и философии, столь характерных для эпох Ренессанса- Просвещения, когда возродился и вновь стал доминировать неоплатонизм.

          "Обращение к бесконечности" и правильную теологию о ней можно рассматривать как принципы поиска новых эффективных научных теорий и методов. В частности, успешное развитие наук в западной цивилизации, по-видимому, было в значительной степени обусловлено (частично) верными представлениями о божественном/ бесконечном, о котором в Европе рассуждали ещё со времен античной Греции. Успешное развитие наук, особенно социальных, в Китае также, видимо, было в значительной степени обусловлено (частично) верными представлениями о бесконечном (дао). И наоборот, в культурах, где науки неразвиты, например, в африканских, неразвиты и представления о божественном/ бесконечном. Стоит добавить, что из всех видов животных только человек рассуждает божественном/ бесконечном и только у человека есть науки, письменность, счёт.

          Обратная связь между наукой и теологией не является однозначной. То есть, если учёный успешно развивает эффективные теории бесконечности (или любые иные), это ещё не означает, что его теологические взгляды также полностью верны. Например, он может осознанно поддерживать одну теологию, ложную, а неосознанно – фрагменты правильной. Кроме того, для оценки истинности теории следует учитывать все результаты воздействия лежащих в её основе принципов. Так, изложенное в "Началах" Ньютона учение о пространстве, времени, силах и массах стало эффективным средством решения многих задач физики и астрономии; однако лежащие в его основе принципы привели к распространению механистического материализма, оказавшего разнообразные негативные воздействия на биологию и ряд других наук. Следует учитывать также социальные эффекты распространения знаний. Например, отрывочные, несистемные знания являются сегодня средствами манипулирования сознаниям; то есть, приносят, в конечном счёте, вред. Истинность знания следует оценивать во всём комплексе его эффектов[1]. На такую истинность несомненное влияние оказывает духовный мир исследователей, в том числе их теологические представления. "Полная истинность" некоторой системы знаний, по сути, определяется её целями; в частности, целями создающих эту систему людей.

         



        [1] аналогично тому, как для оценки пользы внедрения технических изобретений, следует учесть все их последствия, в т.ч. экологические, социальные и т.д.