Ускорение развития науки и Реформация

           

          В XVI - XVII вв. в протестантских странах Европы – Англии, Голландии, Германии – ускорилось развитие практических и теоретических наук. К концу XVII века эти государства стали лидерами в картографии, навигации, математике, физике; опередив прежние "научные державы", католические Италию и Испанию. На протестантских территориях внедрялись новые методы управления наукой и образованием; были созданы научные заведения нового типа, Академии. При этом многие видные учёные и реформаторы управления наукой того времени были одновременно и деятельными протестантами.

          Ускорение развития науки в протестантских странах было обусловлено стимулирующим воздействием ряда принципов Реформации на экономику (и, таким образом, на науку).

          Деятельное участие протестантов в реорганизации управления наукой и образованием было обусловлено их стремлением закрепить идеологический контроль над обществом.

          Реформация и ускорение развития экономики, науки. В кальвинизме богатство считалось критерием "божьей благодати" и "предопределения к спасению". Эта доктрина хорошо соответствовала мировоззрению купцов, предпринимателей, банкиров; что нашло отражение в известной формуле "протестантизм – религия буржуазии". Комбинация религиозной веры и практической выгоды давала сильный стимул к накоплению богатств.

          Стимулирующее воздействие на развитие экономики оказал и ряд других реформационных идей: 1) ликвидация монашества; уменьшение числа праздничных дней[1]; 2) отрицание чудес, "минимизация области возможного божественного вмешательства"; тезис "Бог не меняет законов природы" протестантского проповедника Дж. Престона; что вело к расширению области, допустимой для научных исследований; 2') аналогичный эффект имела критика протестантами представлений католической церкви о связи болезни и греха; "следствием было развитие медицины, внимание к гигиене"[2]; 3) прогрессу экономики/ науки содействовала и распространившаяся на протестантских территориях еретическая относительно ортодоксального христианства концепция построения рая на земле, тысячелетнего царства. "Пуританские представления о том, что светская мудрость (плюс материальная власть) вместе с их "духовным обновлением" создадут условия для реализации "земного рая", приблизят тысячелетнее царство..."[3]. "Для пуритан миллениум (тысячелетнее царство) надо было заработать тяжёлым трудом, человек и мир должны были быть приготовлены к нему через развитие науки и образования"[4]. Дополнительным фактором ускорения научного прогресса, особенно развития математики и физико-математических наук, было распространение на протестантских территориях неоплатонизма, с его пифагорейским ядром.

          Вышеприведенные факторы стимулировали ускорение развития в XVI - XVII вв. в протестантских странах экономики; т.о. и науки.

          Следствием корреляции Реформации с экономическим, научным прогрессом была корреляция и среды распространения этих идей.

          В Англии конца XVI - первой половины XVII вв. протестантами были почти все сколько-нибудь известные математики: Рекорд, Ди, Диггсы, Непер, Бриггс. Некоторые из них принимали активное участие в религиозной жизни своего времени. Например, Бриггс занимался сбором средств для кальвинистов- эмигрантов с континента; выполнял поручения вестминстерских священников-протестантов в Оксфорде, где он преподавал математику. Непер называл папу римского антихристом, строил планы "защиты этого острова от врагов Бога и религии" (имелись в виду католики- испанцы). Леонард Диггс участвовал в заговоре против католической королевы Марии Тюдор; Дадли Диггс был лидером парламентско- протестантской оппозиции при королях Якове I и Карле I. Биллингслей, первый переводчик "Начал" Эвклида на английский язык (1570 г.), был лордом-мэром купеческого и протестантского Лондона. Активными протестантами были преподаватели Грешем-колледжа; другие ведущие английские учёные того времени. То же имело место и для многочисленных популяризаторов, переводчиков научных работ. "Переводчики и популяризаторы как классики, так и научных открытий в Англии XVI - XVIII вв. представляли собой однородную группу выходцев из среднего класса, как правило, протестантов… заметна связь между интересом к науке и степенью политического и религиозного радикализма"[5].

          Науки в Англии конца XVI - начала XVII вв. развивались в основном в реформационно настроенном Лондоне; их поддерживали купеческие, торговые круги, среди которых был распространён протестантизм. Более того, и аристократы, развивавшие науку или спонсировавшие учёных, также были, как правило, протестантами, нередко даже кальвинистами: Ф. Бекон, которому принадлежал известный афоризм "Знание – сила"[6], граф Лейстер, Ф. Уолсингем, У. Сесил (лорд Берли), Ф. Сидни (племянник графа Лейстера) и другие.

          То же происходило и в середине XVII века. "В 1630-х гг. наука в Англии ассоциировалась с возраставшим движением пуритан"[7].

          И обратно, развитие наук, особенно математики, в Англии XVI-XVII вв. в консервативных в религиозном отношении кругах, в том числе в университетах, шло медленнее. В Оксфорде кафедра математики была учреждена только в 1619 году; в Кембридже её не было до 1663 года. Дж. Валлис (1616 - 1703 гг.) отмечал, что математика, особенно практическая, изучалась в его время главным образом не в университетах, а в Лондоне. Аналогично обстояли дела и с другими научными дисциплинами; включая практические. "Все основные учёные в Англии конца XVI - начала XVII веков работали вне (консервативных в религиозном отношении) Оксфорда и Кембриджа"[8].

          Борьба за влияние на науку. Протестанты в разных странах Европы стремились захватить не только экономическую и политическую власть, но и управление наукой. Прежде всего, потому что знание представляло собой важный экономический и политический инструмент. Далее, через образовательные и научные организации они могли влиять на учёных, как пропагандируя в их среде свою религию, так и поощряя единомышленников или создавая трудности противникам. Наконец, контроль над образованием позволял формировать мировоззрение элиты и вообще всего общества; поскольку с повышением роли науки общество становилось всё более интеллектуально развитым.

          Основным приёмом протестантов в установлении контроля над наукой и образованием в XVI – первой половине XVII вв. было создание ими новых образовательных, научных учреждений и перевод на них частного и государственного спонсирования. Так, в Англии конца XVI века новые учебные, научные организации создавались, как правило, протестантами. Впрочем, в 1630- 40-х гг. протестанты активно пытались внедряться и в старые образовательные центры страны, университеты Оксфорда и Кембриджа. После победы же пуританской революции произошёл их прямой захват – замена руководящих кадров в администрации университетов и изгнание политических противников из рядового состава. Новый центр управления наукой в Англии, Лондонское Королевское общество, был создан при самом деятельном участии протестантов и состоял из них на 2/3. В других странах, где протестантизм вёл наступательную политику, ситуация была аналогичной.

          Стремясь захватить контроль над образованием и наукой, протестанты пропагандировали достижения единомышленников, замалчивая успехи конкурентов-католиков; старались создать в общественном мнении имидж науки протестантских стран как передовой, прогрессивной, а своих идеологических или религиозных противников представить невеждами, "обскурантами", "мракобесами". Хотя в действительности ситуация нередко была прямо противоположной. Так, например, реформа юлианского календаря, предпринятая в 1572 году по инициативе папы Григория XIII, при участии ведущих астрономов- католиков того времени, не принималась в протестантской Англии более 150 лет, хотя английская наука XVII века активно саморекламировалась как "наиболее передовая и прогрессивная". В результате пропагандистского воздействия и саморекламы протестанты часто добивались доминирования в структурах управления наукой даже в тех странах, где большинство населения составляли католики. Так, хотя во Франции XVII века католиков было в 1,5 раза больше, чем  протестантов, в Парижской Академии их соотношение было обратным. В Швейцарии при соотношении католики : протестанты 2 : 3 в Академии наук было 14 протестантов, ни одного католика.

          амизм" в Англии. Одним из примеров идеологической борьбы в науке в Англии конца XVI века была активная реклама- пропаганда протестантами произведений незначительного учёного, но деятельного протестанта французского философа П. Раме, погибшего во время Варфоломеевской ночи (1572 г.). Протестанты переводили на английский язык произведения Раме; всячески восхваляли его якобы выдающиеся научные достижения. В 1574 году Маккилмейн перевёл на английский язык "Логику" Раме; в предисловии Раме был назван "философом-мучеником". "Рамистами" были многие члены интеллектуального кружка, группировавшего вокруг поэта, политика, активного кальвиниста Филиппа Сидни (1554- 86 гг.), племянника влиятельного придворного королевы Елизаветы графа Лейстера. Н. Бакстер, учитель Сидни, переводил Кальвина, комментировал Раме. Сидни оплачивал обучение Абрахама Фронса, пуританина, ставшего пропагандистом сочинений Раме в Кембридже. Д. Роджерс, друг Сидни, написал поэму в память П. Раме. В 1584 году Уильям Темпль, секретарь Ф. Сидни, "главный английский рамист", перевёл "Диалектику" П. Раме; посвятил перевод Сидни[9]. Опубликовал перевод "Диалектики" Раме (1584 г.) Дадли Феннер, капеллан английских купцов в Миддлберге, за пропаганду пуритантства исключённый из Кембриджа. Математик- протестант Бриггс написал комментарий к "Геометрии" Раме. Теолог- протестант Уоттон перевёл "Искусство логики" Раме (1626 г.). Сочинения Раме неоднократно переводились и в других протестантских странах. Их фрагменты весьма рано начали распространяться и в России.

          Новые образовательные центры. В Англии конца XVI - первой половины XVII вв. протестанты организовывали новые учебные заведения. В 1561 году радикальный протестант Р. Хиллс основал "Школу купцов и моряков"; её руководитель Р. Мулчестер был другом математика и оккультиста Джона Ди, убеждённого протестанта. В 1597 году в Лондоне на средства, оставленные Т. Грешемом, был основан Грешем колледж. Контроль над Грешем колледжем находился в руках реформационно настроенных лондонских купцов. Сам Грешем был активным протестантом, он специально указал в своём завещании, чтобы в новом учебном заведении преподаватели теологии "разоблачали ошибки римской церкви" – то есть, пропагандировали протестантизм. Это было выполнено по полной программе. Первый профессор теологии Грешем колледжа А. Уоттон был протестантом и переводчиком Раме. В 1604 году, после отставки Уоттона и его преемника, король Яков I, испытывавший неприязнь к радикальному политическому протестантизму, был вынужден вмешаться, чтобы добиться избрания в Грешем колледже хоть сколько- нибудь нормального преподавателя теологии. Образ мышления тогдашних профессоров Грешем колледжа характеризовало высказывание преподавателя теологии Р. Холдсворта, назвавшего в своей лекции Иисуса Христа "хорошим купцом". Холдсворт стал преемником радикального протестанта Престона на посту мастера Эммануэль колледжа, самого пуританского из всех учебных заведений Англии. Активными протестантами были и другие преподаватели Грешем колледжа: математик Бриггс, астроном Геллибранд. Геллибранд арестовывался за выпуск календарей, в которых изображения христианских святых были заменены портретами казнённых протестантов. Радикально- протестантский Грешем колледж был предшественником Лондонского Королевского общества. Четверо из двенадцати основателей ЛКО преподавали в Грешем колледже.

          В 1602 году Т. Бодли, ученик Кальвина и сын протестанта, эмигрировавшего во время правления католической королевы Марии Тюдор, основал библиотеку. С самого начала он поставил своей целью "борьбу с папизмом". Первый библиотекарь Т. Джеймс говорил: "следует использовать "Индекс запрещённых книг" чтобы знать, что нам надо покупать". К. Хилл отмечал, что "Грешем колледж, как и бодлеанская библиотека были созданы для борьбы с римской церковью".

          В первой четверти XVII века протестант Ф. Бэкон выдвинул в ряде сочинений программу новой организации управления наукой, ставшую популярной в Англии и других странах. Одним из сторонников программы Бекона был Дж. Робинсон, пастор "отцов-пилигримов" в Нидерландах. Поклонником Бекона был Пим, лидер протестантов в палате общин. В начале 1640-х гг. проект реорганизации образования и управления наукой в Англии, в духе идей Бекона, предложил Я.А. Коменский, епископ богемских протестантов ("моравских братьев"), наследников Гуса. Коменский прибыл в Англию по приглашению Пима, а также протестантов архиепископов Ушера, Уильямса.

          Протестантизм и ЛКО. Основные организаторы науки в Англии 1640- 50-х гг., чья деятельность привела к образованию Лондонского Королевского общества, были протестантами.

          Протестантом был Самуил Хартлиб (1600- 62 гг.), организатор науки в Англии в 1640- 50-х гг. В 1628 году Хартлиб эмигрировал из польской части Пруссии, после её перехода под власть католиков. В Англии он вёл организаторскую работу в области образования и науки, одновременно сотрудничая с лидером пуритан в парламенте Пимом, с видными пуританскими священниками Дж. Давенпортом, Р. Сиббсом, Т. Тейлором, У. Гажем, Дж. Стаутоном. В 1639 году Хартлиб арестовывался за свои связи среди пуритан. Во время революции он писал статьи и памфлеты против короля.

          Деятельным протестантом был Т. Хаак (1609- 90 гг.), организатор оксфордского научного кружка 1640-х гг., один из учредителей ЛКО, секретарь Общества. Он был родом из кальвинистского Пфальца, куда переселился в 1572 году, после Варфоломеевской ночи, его дед Даниил Тоссан, видный протестантский пастор. В Англии Хаак представлял интересы Карла- Людвига, наследника курфюрста Пфальца, лидера германских кальвинистов 1610-х гг. В 1643- 44 гг. Хаак ездил с дипломатической миссией от парламента в (протестантскую) Данию. В 1645 году он, по поручению протестантских священников Вестминстера, переводил датскую Библию на английский язык.

          Хартлиб и Хаак поддерживали контакты с пуританами в парламенте; собирали средства для беженцев-протестантов из Пфальца; вели антикатолическую пропаганду.

          Т. Дьюри (1596 - 1680 гг.), первый помощник Хартлиба в организационно-научной работе, также был протестантом. В 1634 году он ездил в Швецию с поручением добиться объединения военных сил протестантов. Дж. Пелл (1611- 83/5 гг.), математик и организатор науки из круга знакомых Хартлиба, в 1642 году переехал в Амстердам, где, кроме преподавательской деятельности, выполнял поручения протестантского парламента. Позже он стал дипломатическим представителем Кромвеля в Цюрихе. Протестантом был Г. Ольденбург (1615- 77 гг.), будущий секретарь ЛКО; он контактировал с Дж. Мильтоном, политическим секретарём Кромвеля. Дж. Уилкинс (1614- 72 гг.), также будущий секретарь ЛКО, во время гражданской войны расшифровывал для Кромвеля переписку сторонников короля; был женат на сестре Кромвеля. Р. Бойль, один из основателей ЛКО, был настолько убеждённым пуританином, что отказался от поста президента Лондонского Королевского общества, так как для этого нужно было давать клятву (что отказывались делать пуритане).

          Определяющее участие протестантов в организации Лондонского Королевского общества отразилось и на его составе. В 1663 году протестанты в ЛКО составляли 63% общего числа участников.

          Реформа образования в Германии и протестанты. В 1521- 36 гг. идеолог протестантов Меланхтон (1497 - 1560 гг.) провёл реформу университетского образования в германских городах, оказавшихся под влиянием лютеранства: Виттенберге, Тюбингене, Франкфурте, Ростоке, Лейпциге, Гейдельберге. Он также принял участие в основании университетов Магдебурга, Иены, Кенигсберга. Меланхтон составил предисловие к ряду математических и астрономических работ; написал учебники по физике, астрономии, истории, теологии; "ещё при жизни был назван учителем Германии" (П. Раме). В соответствии со своими семейными склонностями (он был племянником видного европейского каббалиста Рейхлина), Меланхтон проявил значительное внимание к пифагореизму-платонизму, математике, оккультизму.

          Парижская АН и протестанты. Даже в католической Франции протестанты в XVI - XVII вв. пытались захватить контроль над образованием и управлением наукой и немало преуспели в этом. Гугенот П. Раме (1515- 72 гг.) поддерживал организаторскую деятельность в области образования Меланхтона; обращался к французской королеве Екатерине Медичи с призывом "устроить Академию, по примеру её флорентийских предков"; предлагал английской королеве Елизавете установить кафедры математики в университетах; сам оставил деньги на создание новой кафедры математики в Колеж де Франс. Участники кружка Мерсенна, на базе которого в 1666 году была образована Парижская Академия наук, тесно контактировали с голландскими (протестантскими) учёными; с кружком Хартлиба в Англии. Президентом Парижской АН стал кальвинист голландец Гюйгенс. Влияние протестантских кругов сказалось и на подборе кадров Академии: при соотношении числа католиков и протестантов во Франции 3:2 их соотношение в Парижской АН составило 6:21.

          Военно-политические победы в Англии, Германии, Швейцарии, других странах протестанты сопровождали захватом ключевых должностей в основных образовательных и научно- административных центрах. Например, при Кромвеле в Кембридж пришли 11 новых мастеров из пуританского Эммануэль колледжа. Годдард, врач Кромвеля, стал руководителем Мертон колледжа; позже он стал одним из организаторов ЛКО. Сам Кромвель был "избран", после поражения короля, канцлером Оксфорда.

          Итак, в XVI - XVII вв. протестантизм в ряде европейских стран получил контроль не только над политикой, но и над образованием, управлением наукой; что имело следствием закрепление его идеологического господства в этих странах.

         



[1] Так, протестант Ф. Бекон возмущался тем, что у католиков целых 52 дня в году отводятся на празднование памяти святых – т.е. на "безделье", в его представлении.

[2] Hill C. "A nation of change and novelty", L., 1990.

[3] Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L., 1974.

[4] Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.

[5] Hill C. "The world turned upside down", L., 1978.

[6] Ф. Бекон был активным протестантом. Как лорд-канцлер он проводил антикатолическую политику; в 1618 г. настаивал, чтобы король поддержал пфальцского курфюрста, главу кальвинистов Германии, в его конфликте с католическим императором. Семья Ф. Бекона была связана родством с семьей активного протестанта Т. Грешема.

[7] Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L., 1974.

[8] Hill C. "The world turned upside down", L., 1978.

[9] Можно добавить, что Ф. Сидни, находившийся в 1572 г. в составе английского посольства во Франции, в августе 1572 г., после Варфоломеевской ночи (когда погиб и Раме) спешно покинул Францию и приехал во Франкфурт, где остановился в доме почитателя Раме печатника Вечела, опубликовавшего позже около 180 (!) изданий книг Раме. Такое массовое тиражирование книг Раме, осуществлённое, очевидно, в чисто пропагандистских целях, было профинансировано, скорее всего, при содействии Ф. Сидни или его влиятельного родственника графа Лейстера.