Гностицизм

             Ереси…  порождаются падшими духами

             св. Игнатий (Брянчанинов)

          Термин гностицизм или лжеименный гнозис обычно применяется для обозначения некоторого класса лжерелигий, распространившихся в +I - +III вв. на территории ближневосточно- средиземноморского региона. Гностические религии содержали модели космогенеза; представления о взаимоотношениях Бога, ангелов, людей; а также цели и методы их достижения.

          Термин лжеименный гнозис был использован апостолом Павлом в послании к Тимофею ("негодное суесловие и прекословие лжеименного гнозиса"); позже неоднократно употреблялся апологетами и отцами церкви. О гностиках писали св. Ириней Лионский (130 - 202 гг.), Евсевий Кесарийский (263 - 339 гг.), другие ранние историки церкви.

          Основные гностики и их взгляды

          Симон Волхв. Появление ранних гностических учений связывается с Симоном Магом, упоминаемым в Евангелии. "Симон самаритянин есть тот волхв, про которого ученик и спутник апостолов Лука писал: "был некий Симон, который прежде волхвовал в этом городе и увлекал народ самарийский выдавая себя за кого-то великого" (Деяния, VIII, 9-11). Он притворялся верующим, думая, что апостолы волшебством, а не силой Божией совершали исцеления… предлагал апостолам деньги, чтобы получить эту силу… вступил в соперничество с апостолами" (Ириней).

          Учение Симона описывалось так: "Этот Симон… образовал свою секту. Он всюду водил некую Елену, именовал её "первой мыслью",  через которую он (то есть, Симон) в начале решил создать ангелов, создал их, они сотворили мир… сам он теперь пришел для исправления вещей… Эта же Елена была ранее Еленой Троянской, переходила из тела в тело… Мистические жрецы этой секты занимались волхвованием, употребляли заговоры и заклинания, прибегали к домашним духам, имели изображение Симона в виде Юпитера, Елены в виде Минервы и молились им… от них получило свое начало лжеименное знание (гнозис) как то видно из их положений" (Ириней). "Иустин, живший вскоре после апостолов, писал о Симоне Маге: "По вознесении Господа демоны побудили некоторых людей называть себя богами… был Симон самаритянин, в правление Клавдия при содействии демонов показывал в Риме волшебство…" (Евсевий). "Он говорил также о переселении душ... мир, по его мнению, управляется злыми духами, а сам он владыка всех духов. Ириней и Епифаний производят от него ряд гностиков… Симон был отцом всех ересей".

          Менандр. "Преемником Симона был Менандр, родом самарянин, который также достиг совершенства в искусстве магии. Он говорил, что послан от невидимых сил. Мир, по его учению, сотворен ангелами, которые, как и у Симона, произведены мыслью… по его словам через искусство волхвования, которое он преподает, он доставляет силу побеждать этих ангелов… его ученики должны оставаться бессмертными" (Ириней). "Менандр, преемник Симона, также самаритянин, оказался вторым орудием дьявола, не хуже первого… подстрекаемый демонами пришел в Антиохию и многих обманул своим магическим искусством… называл себя посланцем из царства эонов" (Евсевий).

          Сатурнин, Василид. "От Менандра, преемника Симона изошла словно какая-то змееподобная сила, двуустая и двуглавая, которая породила создателей двух различных ересей: антиохийца Сатурнина и александрийца Василида. Один в Сирии, другой в Египте открыли школы богомерзких ересей… Сатурнин повторял выдумки Менандра, Василид же придумывал чудовищные сказки и уносился мыслью в бесконечное" (Евсевий). "Василид дал своему учению бесконечное развитие. Он говорил, что прежде всего от нерожденного отца родился Ум, от него Слово, от Слова Разум, от Разума Премудрость и Сила, от них силы, начальства, ангелы… они сотворили первое небо. Потом от них появились ещё другие и сотворили новое небо. Ангелы, занимающие последнее небо, видимое нами, устроили всё в мире, разделили между собой землю и все живущие на ней народы… их начальник бог иудеев… ему противостали все прочие князья… нерожденный неименуемый Отец послал свой первородный Ум Христа чтобы освободить верующих в него от власти миросоздателей…". "Также эти люди занимаются волхвованием, употребляют изображения, заклинания, измышляют некие имена и выдают их за имена ангелов…". "Сатурнин полагал что мир сотворен семью ангелами, бог иудеев один из них… сатану представлял как ангела - противника миросоздателей, главным образом бога иудеев" (Ириней).

          Школа Валентина. Одной из самых распространенных ранних гностических систем стала система Валентина. Её изложение привёл в своей работе св. Ириней Лионский. "Они <валентиниане> говорят, что в невидимых и неименуемых высотах некогда существовал какой-то совершенный Эон <aiwn, от aei wn вечно сущий> которого называют Первоначалом, Первоотцом, Глубиной, существовал бесчисленные века в тишине и спокойствии. Ему была присуща мысль, которую называют также Благодатью и Молчанием. От Глубины и Молчания произошли тридцать Эонов… О самой Глубине у них много разных мнений. Иные утверждают, что все тридцать Эонов произошли от Молчания и Глубины не поочередно, а все сразу… так уверенно говорят, будто сами присутствовали при появлении этих Эонов на свет. Что же далее? Здесь выходит немалая трагедия, поскольку каждый из них по своей фантазии, один так, другой иначе с важностью объясняет от какой страсти, из какой стихии получилась та или иная сущность"  "О себе же они полагают, что во всяком случае и непременно спасутся, не посредством дела, но так как они по природе духовны... поэтому "совершеннейшие" могут безбоязненно делать все запрещенные дела... Они без разбора едят идоложертвенное, полагая, что нимало не оскверняться им… Дошли до того, что говорят будто им разрешено делать всё безбожное и нечестивое, так как души должны до тех пор переходить из одних тел в другие пока не узнают всякий образ жизни и всякое действие, если только кто-то за одно воплощение не совершит сразу всех действий… однако отнюдь не заметно, чтобы они старались делать то, что относится к добродетели" (Ириней).

          Карпократ, Маркион, Марк,… "Карпократ, родоначальник другой ереси… Они преподают волхвования Симона, но уже не тайно, как тот, а явно похваляются волшебными напитками, общением с демонами, их спутниками, посылающими им сновидения". "Карпократ учил, что мир сотворен ангелами, которые гораздо ниже нерожденного Отца" (Ириней).

          "Маркион из Понта говорил что Бог, проповедованный пророками и законом есть виновник зла, что Христос пришел от того Бога, который выше Бога-Творца мира… Каин, содомиты, египтяне спасены Богом, когда он нисходил в ад и они прибегли к нему, а Авель, Ной, потомки Авраама и прочие нет так возвещал змий, бывший в Маркионе". "Иустин писал что… Маркион из Понта нашел людей, которых с помощью демонских внушений убедил богохульствовать" (Евсевий).

          "Есть между еретиками некто Марк… будучи чрезвычайно искусен в чародейских проделках обольстил ими множество других, через что является поистине предтечей антихриста… Вероятно, он имеет при себе какого-то беса, при помощи которого представляется пророчествующим".

          "Керинф из Египта учил, что мир сотворен не первым Богом, а силой, которая далеко от него".

          "Кердон заимствовал учение от симониан, пришел в Рим…"

          "Татиан, слушатель Иустина, после него отпал от церкви... Баснословил, подобно валентинианам, о каких-то невидимых эонах, подобно Маркиону и Сатурнину отрицал брак, сам от себя отрицал спасение Адама".

          "От вышеупомянутых лжеучителей произошли уже многие отрасли многих ересей" (Ириней).

          Основные характеристики гностицизма. Гностическим системам были присущи основные общие признаки ложного знания: бессодержательность, непроверяемость утверждений, мистицизм, ложность целей и так далее. Характерными признаками гностицизма были: придумывание различных имён для эонов, ангелов,…; представление о высшей ценности "знания" (своего); утверждение о передаче христианами, со времен апостолов, в узком кругу неких "тайных знаний".

          Гнозис имел подражательный характер, как вообще системы ложного знания, псевдонауки. "У таких людей искусно подделанное под изумруд стекло предпочитается самому изумруду" (Ириней).

          Гностики часто использовали слова несоответственно смыслу; "переносили слова из естественной связи в неестественную" (Ириней).

          Ангелология. Гностики придумывали различные имена для эонов, ангелов,… "Измышляют некие имена и выдают их за имена ангелов" (Ириней). "Некоторые произносят во время посвящения какие-то слова, к вящему потрясению посвящаемых" (Евсевий). "Эонология, имяпочитание, имягадание..."[1]. "Сирийские и еврейские имена пользовались у гностиков большим уважением, были в ходу загадочные, таинственные, странные имена"[2].

          Придуманные гностиками имена ими же и разъяснялись, причем "в истолковании имён полагалась особая гностическая мудрость"[3].

          Знание - высшее благо. Гнозис в переводе с греческого означает знание. Гностики высоко ценили свои теории. "Единственным мерилом в делах веры и знания, источником и мерой истины гностицизм признавал т.н. "истинное ведение""[4]. "Характерные признаки гнозиса отождествление знания и благочестия"[5]. "Вершина гнозиса состояние созерцания" (Климент Александрийский). "Избавление, по их мнению, осуществляется через знание" (Ириней). "Гностицизм исповедовал, что истинная религия есть знание". Эта позиция ранних гностиков аналогична взглядам современных гностиков- теософов: "Нет религии выше истины" (Блаватская).

          В соответствии с их высокой оценкой знания, гностики высоко ценили библейского змия: "Мудрый змий, просветивший Адама...". Впрочем, змий в некоторых сектах соотносился с умом. Одна гностическая секта называлась офиты (змеи), другая – нахасены.

          Тайное учение. Гностики нередко ссылались на Христа и апостолов; "чтобы вымысел не казался не имеющим никаких свидетельств" (Ириней); на некие "тайные знания", якобы передававшиеся ранними христианами в узком кругу. "Они говорят, что Христос тайно передавал свое учение апостолам, требовал, чтобы те тоже передавали самое важное тайно" (Ириней). "Под "апостольским преданием" гностики имели в виду некое тайное учение, сообщаемое апостолами только лучшим"[6] (Утверждение о тайных знаниях, переданных апостолам, неоднократно осуждалось церковью).

          Происхождение

          Св. Ириней Лионский заметил, что некоторые идеи системы Валентина были заимствованы из эллинизма. По мнению ранних апологетов христианства Ипполита, Епифания Кипрского основным источником всех еретических систем, в том числе гностицизма, являлась греческая философия. Тертуллиан: "Нет ереси, которая не имела бы начало в греческой философии". Современные историки также считают, что определяющим для образования гностических систем было внедрение в христианство идей эллинизма; прямо или через посредство других систем, особенно теософию Филона. "(Гностицизм) обусловлен эллинизмом, встречей Востока и Запада… вероятнее всего, отцы гностицизма вавилонские маги… Большинство выводит гностиков из школы Платона… некоторые говорят о влиянии Индии, Вавилона… Заимствования у Филона… Если гностики Египта много взяли из доктрин своей страны, то гностики Сирии сделали богатые заимствования на Востоке… воспользовались зороастризмом… через него в гнозис могли проникнуть буддийские, индийские, китайские учения"[7].

          Некоторые связывали гнозис с эллинизированным иудаизмом. "Иустин и Егезипп весь христианский гнозис выводят из иудейских кругов, имея в виду очевидно уже не чистое иудейство, а эллинизированное в духе самарийства"[8]. "Наиболее известные гностики - Сатурнин, Василид, Валентин - евреи, Марк, ученик Валентина - еврей"[9].

          Появление ряда гностических учений неоднократно связывалось с Симоном Волхвом. "Симон самаритянин, от которого произошли все ереси..." (Ириней). "Ириней и Епифаний производят от Симона ряд гностиков… известно, что Симон был отцом всех ересей" (Евсевий). "Всё это ученики Симона Волхва. Хотя они и не объявляют имени своего учителя для обольщения других, но проповедуют его учение... разными способами вводят нечестие Симона". "Кроме этих, от вышеупомянутых симониан произошло ещё множество гностиков, появившихся как грибы из-под земли" (Ириней).

          Взаимодействие систем

          Проникновение гнозиса в христианство. "Гнозис проник в христианство через иудеохристианство, потом через язычников. Иногда гностиками становились деятели церкви, например, бар Дайсан, Валентин, Маркион" (Поснов). "Гнозис был попыткой внедрить в христианство космические и теософские спекуляции, которые составляли главную часть религий Востока и которые соединились с египетскими, греческими, иудейскими доктринами" (Поснов). "Задавшись целью сблизить самые разнообразные верования древнего и нового, восточного и западного, языческого, иудейского и христианского мира гностицизм внес в христианство совершенно чуждые и противоположные ему элементы"[10]. "…Языческие мистерии на христианской почве…"[11].

          Контакты гностиков с христианством были достаточно частыми. "По примеру своего родоначальника <Симона Мага> нынешние последователи его ереси вторгаются в церкви… притворяются, будто держатся христианства" (Евсевий). "Христианские общины были окружены плотным кольцом языческого и христианского гнозиса" (Поснов). "Гностицизм, сперва в чистом виде, затем в слиянии с манихейством являлся долгим спутником церкви… сказывался у многих церковных мыслителей" (Поснов).

          Борьба христианства против гностицизма. Христианская церковь отрицательно относилась к гностицизму. Избегать его призывали уже апостолы. "Храни переданное тебе, отвращаясь пустословия и прекословия лжеименного гнозиса" (I Тим., VI). Апостол Пётр имел столкновение с Симоном Волхвом в Риме. Церковь критиковала мифологию гностицизма; его "теософские спекуляции" - непроверяемые, притом противоречившие Библии положения; утверждения о передаче апостолами "тайных знаний" и т.д. Против гностиков велась полемика; они отлучались от церкви. Нетрудно заметить, что один из основных мифов гностицизма – падение или погружение Логоса/ Разума в материю из-за потери/ забвения знания и дальнейший подъём вверх путем получения знания (гнозиса) – был прямо противоположен рассказу Библии о падении человека.

          Основное сочинение против гностиков написал св. Ириней Лионский (130 - 202 гг.). Он изложил мотивы своей работы следующим образом: "Заблуждение не показывается само по себе, чтобы не обличить себя, но, нарядившись в заманчивую одежду, достигает того, что по своему внешнему виду кажется для неопытных истиннее самой истины… если будут смешаны медь и серебро, то кто из простых людей легко распознает это? Поэтому, дабы некоторые не были похищены как овцы волками, которых они не могут узнать по их облачению в овечьи шкуры, и которых Господь заповедал нам остерегаться, я счёл за нужное..."

          В работе "Против ересей" Ириней дал критику основных систем гностицизма, особенно системы Валентина. "Ириней убедительно раскрыл пагубу Валентинова учения, обнажив его зло, притаившееся как змея в норе" (Евсевий). "Значение Иринея Лионского во II веке (в борьбе против гнозиса) равно значению Афанасия в IV веке (в борьбе против ариан)"[12].

          Ириней оценивал гнозис так: "Некоторые, отвергая истину, вводят ложные учения и "суетные родословия", они обольщают ум неопытных хитро подделанной благовидностью… под предлогом знания совращают многих и отвращают от Творца и украсителя Вселенной… искусными оборотами слов увлекают простых людей к пытливости, а между тем губят этих несчастных, не могущих отличить лжи от истины".

          Ириней подчеркивал бессодержательность, надуманность ангелологий, эонологий и прочих теорий гностиков. "Сказанное есть их собственный вымысел, ничто не препятствует кому-то другому назначить для этого же предмета, например, такие имена: есть некое Первоначало царственное, недомыслимая сила, с нею сопутствует сила, которую я называю Тыквою, с сею Тыквою сопутствует сила, которую я называю Препустотой.  Сия Тыква и Препустота, будучи одно, произвели плод, отовсюду видимый, съедобный и сладкий, который я называю Огурцом… Если кто-нибудь может сам назначить любые имена то кто воспрепятствует нам принять и эти?" "Вычитали из неписаных книг и принялись вить из песка веревки… Их тайны полны изумительного сумасбродства. Их мистерии полны неистовства и безумия". В связи с космогоническими фантазиями гностиков Ириней обращал внимание на ограниченность нашего знания: "совершенного знания нельзя достичь, решение некоторых вопросов следует оставлять".

          Ириней и другие ересиологи указывали, что гностики приписывали Библии положения, которых в ней не было: "Таково их учение, которого ни  пророки не возвещали, ни Господь не заповедал, ни апостолы не передали". Ириней отвергал тезис гностиков о передаче ими "тайного предания". "По Иринею только церковь может быть хранительницей предания… в ней постоянно святой дух, преемство апостолов"[13].

          Ириней отвергал "превратные истолкования и неблагонамеренные изъяснения" гностиками Библии: "насилуют писания и покушаются подтвердить ими свои выдумки". Церковь приняла учение от апостолов, ни весьма сильный в слове из предстоятелей церкви не скажет иного, ни слабый в слове не умалит предания". "Ириней старался избегать аллегорических и иносказательных толкований, одновременно не отрицал высшего смысла в некоторых местах… предлагал не субъективный, а объективный критерий толкования: голос вселенской церкви, церковное предание"[14].

          Ириней отмечал, что таинственность, "мистичность" гностицизма имела вполне прозаическое объяснение: "Они не без причины не хотят учить всех явно, а учат только тех, кто в состоянии дать за такие таинства большую плату. В самом деле, кто не потратит всего своего состояния, чтобы только узнать, что от слез Помышления страстного Эона появились моря, источники, от смеха свет... Это таинства, которые достаются с большими затруднениями любителям лжи"[15]. "Такие учения не похожи на то, о котором Господь сказал: "даром получили, даром и отдавайте".

          Учение гностиков сравнивалось с ядом или болезнью: "подобно чуме и чесотке, наносят тяжкий вред людям, если им удастся пустить в них свой тайный, губительный яд". Появление и распространение гнозиса объяснялось также воздействием демонов: "Образ действий одинаков с демонами" (Евсевий). "Раньше демон подготовлял гонение извне, теперь, чтобы губить души воспользовался услугами обманщиков… С их помощью демон обрек вечной гибели обманутых людей". "Горький и злой яд змия, первого виновника отпадения...". О магических приемах гностиков Ириней говорил: "Заблуждение, обман и обольщение… Они не могут прогнать демонов, кроме тех, что сами же и вызвали".

          Ересиологи осуждали деятельность гностиков внутри христианской церкви: "Расхищают стадо Христово, словно лютые волки..."

          Более поздние христианские теологи также активно выступали против гностических систем: учения бар Дайсана, манихейства и т.д.

          Продолжение

          Гностические системы, появившиеся в раннехристианское время, имели многочисленные продолжения. "От вышеупомянутых лжеучителей произошли уже многие отрасли многих ересей" (Ириней).

          Гностическую систему построил бар Дайсан (154 - 222 гг.), из Эдессы (Сирия), признававший дуализм (два начала мира), вечность материи, теорию эонов. "Когда в то же время <170 - 180 гг.> ереси размножились в Месопотамии, то бар Дайсан написал против Маркиона… первоначально он принадлежал к школе Валентина, но потом, отвергнув его учение, пришел к мысли что он сам установил правильное мнение… однако его учение не вполне очистилось от ереси" (Евсевий). "Бар Дайсан признавал вместе с Маркионом дуализм, который он же хотел отвергнуть. Он говорил, что не существует многих богов и в то же время учил о многих эонах как вечных субстанциях" (Ефрем Сирин). "Некоторые смотрят на учение бар Дайсана как на переход от гностицизма к манихейству, он канал, через который мудрость Востока переливалась на Запад" (Поснов). Бар Дайсан излагал свое учение в форме стихов. Ефрем Сирин воспользовался формой его стихов, но вложил в них своё содержание. "Так как Гармоний, сын бар Дайсана, сочинил некоторые песни и через соединение нечестия с приятным… вел слушателей к гибели, то Ефрем, заимствовав от них гармонические напевы, присоединил к ним благочестие, и тем доставлял слушателям как пользу так и удовольствие" (Феодорит).

          Широко распространившейся с III-IV вв. гностической системой стало манихейство. "Завершением языческого гнозиса является манихейство"[16]. "Манихейство есть вторая основная волна гностического движения"[17].

 



        [1] Писарев Л.И. "Очерки из истории христианского вероучения патристического периода", Казань, 1915 г.

        [2] Вишняков А. "Император Юлиан Отступник и полемика с ним святого Кирилла", Симбирск, 1908 г.

        [3] Писарев Л.И. "Очерки из истории христианского вероучения патристического периода", Казань, 1915 г.

        [4] Гусев Д. "Догматическая система Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II века" //"Православный  собеседник", Казань, июнь-сентябрь 1874 г.

        [5] Поснов М.Э. "Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним", Киев, 1917 г.

        [6] Поснов М.Э. цит. соч.

        [7] Поснов М.Э. цит. соч.

        [8] Писарев Л. цит. соч.

        [9] Гретц Г. "История евреев", 1904 г.

        [10] Гусев Д. цит. соч.

        [11] Болотов В.В. "Лекции по истории древней церкви", М.,1994.

        [12] Гусев Д. цит. соч.

        [13] Гусев Д. цит. соч.

        [14] там же

[15] Из современных гностиков- теософов брал высокую плату за обучение своим теориям Г.И. Гюрджиев (1877 - 1949 гг.). К нему особенно подходило высказывание св. Иринея: "кто не потратить всего своего состояния только чтобы узнать…" что "рассказывал Вельзевул своему внуку" (название одной из книг Гюрджиева).

[16] Гусев Д. цит. соч.

        [17] Нуцубидзе Ш. "Руставели и восточный Ренессанас", Тб., 1967 г.