Зерванизм

         

          Религиозное почитание Времени в древности

          В индуизме Кали (время)– всеуничтожающее божество.

          В иранском зерванизме и индийской калаваде Время рассматривалось как высший принцип мироздания или как божество.

          В одной из высших буддийских тантр её йидам (демон- покровитель) носил имя Калачакра – "Колесо Времени".

          В теогонии Ферекида (–VI в.) говорилось о Хроносе, который "создал огонь, воду, воздух".

          В древнем Китае религиозного почитания времени не было, однако почти религиозным, хотя и вполне реалистическим, был выбор правильного времени для действия; для соответствия с движущимися по кругу Переменами, или для достижения резонанса с действием вечного дао. К тому же выбор времени действия в древнекитайской культуре в важных случаях нередко определялся гаданием, то есть процедурой, обращаемой к духам.

          Зерванизм. Зерванизм – древнеиранская религия, главным богом которой было Бесконечное Время (zurvan akarana). Ормузд и Ахриман, зороастрийские божества - принципы Света и Тьмы, рассматривались как дети Зервана, братья-близнецы.

          В клинописных таблицах, относимых к –XII веку, найденных на территории Ирана, упоминалось божество Za-ar-wa-an. По мнению ван дер Вардена[1], зерванизм как религия существовал уже в –VI веке. Сведения о культе Зервана сообщали некоторые раннесредневековые иранские, греческие, сирийские, армянские, а также более поздние арабоязычные писатели.

          Основной миф зерванизма говорил, что Зерван Акарана, Бесконечное Время, желая сотворить мир, тысячу лет приносил жертвы. "Когда ещё не было ничего (по сирийскому автору Феодору бар Конаи "ничего, кроме тьмы") Зерван приносил жертвы тысячу лет. До того, как что-либо пришло в движение, существовал один, по имени Зерван, понимаемый как Рок и Судьба" (Езник Кохбаци[2]). По комментарию Захнера[3] "жертва" Зервана заключалась в магической литургии, обращённой к самому себе, к Судьбе. В результате у Зервана появилось два сына: Ахриман и Ормузд. Ахриман, представлявший силы зла, появился из-за того, что Зерван в какой-то момент усомнился, что его усилия дадут результат. Ормузд появился, наоборот, из мудрости Зервана. Дальнейшие события, творение мира и его искажение, рассматривались, и в зороастризме и зерванизме, как следствия действий Ормузда и Ахримана; борьбы между ними. В частности, этой борьбой было обусловлено появление конечного времени, космического промежутка в 12 тысяч лет, в котором проявляется мир. "Персы и маги говорят, что жизнь мира 12 тысяч лет" (Бируни). Конечное время было призвано Ормуздом для борьбы с Ахриманом; в нём должно было проявиться и придти к саморазрушению несовершенство и зло Ахримана. Конечное время вышло из бесконечного, делало круг и возвращалось в бесконечное время. Однако этот процесс не являлся аналогом индийских кальп. "Нет никаких свидетельств в зороастрийских текстах, что этот круг вечен; он даже не повторяется"[4].

          Зерван, после появления Ахримана и Ормузда, устранился от дел в мире, передав на определённый срок власть над ним Ахриману, как старшему, и поручив Ормузду совершать жертвоприношения, для устранения злых последствий своего сомнения.

          Зерван рассматривался как Великий и Справедливый, но не всеведущий и всемогущий бог. Он соотносился с Роком или Судьбой; со справедливостью. В пехлевийских книгах на вопрос: "что самое справедливое?" давался ответ: "время".

          Важное значение в иранском зерванизме (и зороастризме) играл бог Вай (Vay), олицетворявший пространство между Небом и Землей. Он был близок к ведийскому Вайю (Ветру). Пространство в зерванизме вообще было тесно связано с Временем. Неоплатоник Дамаский (VI в.), побывавший в Иране, сообщал, со ссылкой на Эвдема Родосского, что "маги рассматривали Пространство и Время как первые принципы, из которых появились добрый бог и злой демон". По мнению Захнера, Зерван являлся тетраморфным, соединявшим в себе четыре лица: время, пространство, мудрость, власть[5].

          Зерванизм и зороастризм. Зерван практически не упоминался в зороастрийских текстах – в Гатах ни разу, в Ясне лишь несколько раз, причем ему вовсе не придавалось там значения Единого Бога, породившего мир, как в зерванизме. Вместе с тем ряд исследователей, в т.ч. ван дер Варден, отмечал, что основная идея зороастризма – представление о добром и злом духах-близнецах – являлась весьма древней и Зороастр ей лишь воспользовался. Кроме того, отмечалось, что раз эти духи назывались близнецами, то у них должен был быть, по смыслу слова, отец. Наконец, "то, что Свет и Тьма, День и Ночь – творения времени – мысль очень естественная" (ван дер Варден). Таким образом, основные идеи зерванизма не противоречили, а, скорее, естественно дополняли зороастризм.

          В зороастризме вопрос о происхождении его главных божеств, Ормузда и Ахримана обходился и зерванизм считался ересью. Впрочем, временами он приобретал влиятельных приверженцев. Видимо, зерванизм был доминирующей религией при шахе Иездигерде II (438 - 457 гг.). В эдикте, требовавшем обращения армянских христиан в религию персов, составленном Иездигердом II или его министром Михр-Нарсе, излагались положения зерванизма.

          Зерванизм и другие древние религиозно-философские системы. Зерван, сочетавший мужские и женские черты, был близок к орфическому муже-женскому божеству Фанесу. Ван дер Варден отмечал, что под влиянием зерванизма мог находиться Ферекид, учитель Пифагора (–VI в.), поскольку в его теогонии говорилось о Хроносе, который "создал огонь, воду, воздух". А. Лебедев отмечал аналогию между Зерваном и беспредельным- апейроном Анаксимандра[6].

          Зерванизм имел ряд общих идей с пифагореизмом. Прежде всего, представление о Едином, которое произвело основную Диаду – Ормузда и Ахримана – и далее все вещи, близко к пифагорейскому представлению о Едином- Единице, породившей Диаду, затем все числа, а затем все вещи. Зерванитское соотнесение этого Единого с Временем близко к пифагорейскому представлению о Едином как Числе- Единице, поскольку время с древности (ещё в работах Аристотеля) соотносилось с числами (а пространство – с фигурами). Изложение зерванизма неоплатоником Дамаскием, представлявшим исходное Единое как Время и Пространство – "…как первые принципы, из которых появились добрый бог и злой демон…" – также можно считать аналогом пифагорейско- платонических представлений, поскольку время соотносилось с числами, считавшимися началами (архэ) у пифагорейцев, а пространство – с формами/ фигурами, началами в платонизме.

          Зерванизм имел общие элементы с митраизмом. Зерван и Митра – боги справедливости. В святилищах Митры встречалась статуя божества, по-видимому, представлявшего время[7]. Статуя имела вид крылатого существа с львиной головой и человеческим телом, вокруг которого обвивалась змея. Ван дер Варден отмечал, что в египетских магических папирусах встречалось упоминание о такой фигуре и она называлась эоном (aiwn, от aei wn – вечно сущий)[8].

          Понятие эона имело важный и притом сходный с Зерваном смысл в гностицизме. "Они <гностики школы Валентина> говорят, что в невидимых и неименуемых высотах некогда существовал какой-то совершенный Эон, которого они называют Первоначалом, Первоотцом, Глубиной, существовал бесчисленные века в тишине и спокойствии" (Ириней Лионский[9]). Зерванитское представление о временном правлении над земным миром злого божества (Ахримана) близко к аналогичному гностическому представлению. В обеих системах высший бог, властвующий в духовном мире, через некоторое время должен вмешаться и свергнуть злого демиурга.

          Миф о порождении Зерваном божества, которое далее творит весь мир, от чего сам Зерван устраняется, близок к выраженному в "Халдейских оракулах"[10] представлению, что мир был создан Высшим Богом, который затем передал управление над ним Второму Интеллекту. По мнению византийского неоплатоника XV века Плетона, комментировавшего "Оракулы", этим "Высшим Богом" являлся Ормузд, а "Вторым Интеллектом" – Митра; однако на их роли больше подошли бы Зерван и Ормузд соответственно. Этот миф также близок к неоплатонико- аристотелевскому представлению, развитому в арабоязычной философии, о первой причине, порождающей вторую причину и далее бездействующей, передающей порождение и управление миром этой второй причине.

         



[1] Ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991 г.

[2] Армянский церковный писатель, ученик Месропа Маштоца (V в.).

[3] Zaehner R.C. "Zurvan", 1956.

[4] Zaehner R.C. "Zurvan", 1956.

[5] Таким образом, бесконечное время оказывалось 6-мерным, поскольку физическое пространство имело 3 измерения.

[6] "Фрагменты ранних греческих философов", М. 1989 г.

[7] ван дер Варден, цит. соч.

[8] Ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991.

[9] Св. Ириней Лионский (130 - 202 гг.) – церковный писатель.

[10] Халдейскими оракулами" назывались "мистические" стихи на греческом языке, распространившиеся в III-IV вв. в эллинистическом мире. "Оракулы" приписывались Юлиану Теургу, сыну Юлиана Халдея, сопровождавшего Марка Аврелия в походе на даков и практиковавшего магию. Плетон в своих комментариях на "Оракулы" утверждал, что они были созданы Зороастром.