Выставка в "Манеже"

         

                         

                          1 декабря 1962 года в московском центральном выставочном зале "Манеж" состоялась выставка студии "Новая реальность". Под руководством Элия Белютина на выставке были представлены работы А. Сафохина, Т. Тер-Гевондян, В. Забарева, Юло-Ильмана Соостера, В. Янкилевского, Б. Жутковского, Люциана Грибкова, В. еображенской, Эрнста Неизвестного, Павла Никонова и др.

          Выставку посетил председатель Совета Министров СССР Хрущёв в сопровождении секретаря ЦК Михаила Суслова, председателя КГБ Шелепина, первого секретаря ЦК ВЛКСМ С. Павлова и других лиц.

          Хрущёв три раза обошёл выставку, задал вопросы художникам, а затем высказал своё отношение к их творчеству:

         

         

         

                          "Что это? Почему нет глаза? Это же морфинистка какая-то!"

 

         

          "Это осёл хвостом писал или что?"

          "Вот они говорят, что у вас мазня, и я с ними согласен"

          Художник Б. Жутовский уверяет Хрущёва, что это - портрет его брата

          "Какой это брат? И вам не стыдно? Это уродство, а он говорит - это брат. Вы нормальный физически человек? Вы педераст или нормальный человек?"

          "Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!… Вы мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?"

          "Это педерастия в искусстве! Почему педерастам – 10 лет, а этим – орден должен быть?"

          "Я опять повторяю, я вас считаю педерастами. Казалось бы, педерасты - это добровольное дело, а государство за это дает 10 лет, а раньше - каторгу. И это во всем мире так, хотя и процветает на Западе этот вид "искусства". Так вот это – его разновидность".

          "Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот какие чувства это вызывает".

          "Кто полетит на это жаренное, которое вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! огромные, жирные…"

          "Вы не там родились, здесь ваш талант не будет оценен".

         

          "А это что?! Это картина?! Вот это "новое" в живописи! Мы имеем право послать вас на лесоразработки и чтобы вы там лес рубили и отработали затраты, которые государство затратило на вас, и это будет справедливо.

          "Такого не допущу! Не позволю тратить деньги!"

          "Нашему народу такое не нужно!"

          Обращаясь к Эрнсту Неизвестному: "Это ваша работа?"

          Эрнст Неизвестный: "Это моя работа на конструкцию и пространство".

          Хрущёв: "Где вы медь берете? Кто вам дает медь? Я хочу привлечь их к суду, как растратчиков".

          "Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, - вы завтра получите паспорта и на дорогу. Ваших собратьев мазил за границей много, и там уж не испортишь испорченного, если уж вольется капля в бочку дегтя, то от этого не изменится ни качество его, ни достоинства. Может быть, станете когда-нибудь полезными, пройдете школу капитализма, и вот тогда вы узнаете, что такое жизнь и что такое кусок хлеба, как за него надо бороться".

          К Ильичеву: "я возмущён работой министерства культуры. Вы что, боитесь критики этих дегенератов, этих педерастов?!"

          "И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!"

         

          Элий (Елигий) Белютин (1925 – 2012 гг.). Художник- авангардист, видный представитель советской творческой интеллигенции. С 1954 г. работал преподавателем в Полиграфическом институте; в 1958 г. уволен, и перешёл Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды. Его студенты рисовали на любых поверхностях практически всеми возможными инструментами, включая швабры и гвозди.

         

          Картина Белютина "Крестьянские девушки", 1960 г.

          В 20-х числах ноября 1961 г. открылась выставка студии Белютина в Доме учителя. Согласно воспоминаниям Белютина, этому событию способствовали академики П.Л. Капица и Н.Н. Семенов. Сюжет о выставке демонстрировался через Интервидение в Западную Европу. В апреле 1962 г. на выставке студии в Центральном доме кино в книге отзывов оставил восторженную запись театральный режиссер Марк Розовский.

          1 декабря 1962 г. выставка студии Белютина была устроена в Манеже; с вышеописанными результатами.

          В 1970 г. избран членом Итальянской Академии современного искусства; присуждена премия Дженнаццано и золотая медаль международной Биеннале фигуративного искусства (Италия). В 1970-х гг. участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии.

          Люциан Грибков (1921- 76 гг.). Отец репрессировав в 1937 г. Авангардист, участник группы "Новая реальность" Белютина.

          Юло-Ильман Соостер (1924- 70 гг.). В 1949- 56-й гг. отбывал наказание в Караганде, будучи осужденным по 58-й статье. Там встретился с Лидией Израилевной Серх, отбывавший наказание с 1950 г. также по 58-й статье (ранее, в 1943 г. Л. Серх была осуждена на три года ссылки). После освобождения и реабилитации в 1956 г. они поженились. На характер его дальнейшего творчества повлияло знакомство в 1961 г. с Аркадием Штейнбергом, художником и поэтом, видным представителем советской творческой интеллигенции, также репрессированным во время правления Сталина. После разгрома в 1962 г. "выставки в Манеже" Юло-Ильман Соостер лишился работы, но продолжал трудиться в избранном им направлении творчества, только уже под псевдонимом. После его ухода из жизни (1970 г.) жена и сын эмигрировали в Израиль.

         

          Полотно "лунный пейзаж" на выставке.

          На вопрос Хрущёва "Что это такое?" художник ответил: "лунный пейзаж" и "я так его себе представляю". Согласно легендам, сложившимся вокруг "выставки на Манеже", Хрущёв пообещал отправить художника на Запад либо же заняться его перевоспитанием.