Рассвет "золотого века"

 

В середине XVII века, 1640- 60-х годах, среди которых был и знаменательный своим числовым символизмом год 1666, многие ожидали радикальных перемен в мире: одни – прихода золотого века, другие – наступления конца света.

С 1640-х гг. среди протестантов, особенно английских пуритан, распространились представления о приближении "тысячелетнего царства Христа". "Милленаризм – основной фактор пуританских взглядов"[1]. Ян Амос Коменский, епископ "богемских братьев", наследников гуситов, считал возможным началом миллениума 1666 год. Эти представления не остались одними лишь мечтами. Оливер Кромвель, возглавивший английскую революцию, утверждал, что он стремится к установлению "царства Божия на земле". Примерно тогда же в Англии, а затем и других странах, в первую очередь протестантских, стали возникать герметические (масонские) союзы, ставившие своей целью возрождение "золотого века". "Конечной целью масонства является объединение людей… для достижения царства Астреи[2]" (Конституция Великой ложи Франции). Тогда же и в тех же странах начали создаваться и научные заведения нового типа – Лондонское Королевское Общество (1661 г.), Парижская Академия наук (1666 г.) и др., которым, по замыслам их идеологов и организаторов, была отведена сходная роль. "Для пуритан миллениум (тысячелетнее царство) надо было заработать тяжёлым трудом, человек и мир должны были быть приготовлены к нему через развитие науки и образования"[3].

В 1640-е годы усилились ожидания прихода мессии среди евреев. По вычислениям каббалистов это должно было произойти в 1648 году; так считал, в частности, крупный каббалист р. Самсон из Острополя на Волыни. В 1648 году Саббатай Шеви из Смирны объявил себя мессией, а талмудист и каббалист Натан из Газы признал его и заявил, что в 1666 году для евреев наступит "избавление". В сентябре 1666 года Шеви обратился в ислам, что было представлено Натаном как "подвиг священного отступничества" – мессия добровольно спускается в царство зла, чтобы освободить заключённых в нём. С того времени многие "саббатианцы"- последователи Шеви также внешне переходили в ислам или христианство, как бы "спускаясь в царство зла для его разрушения".

К середине XVII века обострился раскол в православной церкви. Проходивший в 1666- 67 гг. в Москве собор восточных патриархов и российских епископов объявил древнерусские православные обряды еретическими. Протопоп Аввакум изумлялся делам царя и высших церковных иерархов: "Аще мы раскольники и еретики то и все святые отцы наши и благочестивые цари и прежние патриархи таковы суть… Воистину глаголем: смело дерзаете но не на пользу себе". Не признавшие решений этого собора служители и прихожане русской православной церкви сочли, что наступает время прихода Антихриста и апокалиптических бедствий.

Христиане считали чаемого иудеями мессию Антихристом, приход которого должен состояться перед концом света. Таким образом, падение, с точки зрения древлего православия, последнего христианского царства, "Третьего Рима" ("а четвертому не бывать") совпало по времени с приходом "мессии" Шеви. Любопытно, что главный деятель московского собора 1666- 67 гг. Паисий Лигарид был митрополитом той же палестинской Газы, откуда был и пророк мессианства Натан.

Итак, в середина XVII века произошёл ряд критических событий, которых одни расценили как приближение "золотого века", а другие наоборот – как наступление "царства тьмы", предваряющее конец света.



[1] Hill C. "Intellectual origins of the English revolution", Oxford, 1965; Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L.,1974; Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.

[2] Астрея - богини справедливости в античной мифологии.

[3] Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.