"Земля покоится на трёх слонах…"

 

         

 

          Мифологический образ мироздания: "Земля покоится на трёх слонах, которые стоят на черепахе", очевидным образом, судя по упомянутым животным, принадлежит Востоку, даже, конкретнее, Индии – но где он впервые появился и как пришёл к нам?

Почти все, излагающие этот "популярный миф", начинают его примерно так "в древности народы верили…" - без ссылок на первоисточники. Между тем, в самих индийских легендах, касающихся происхождения или устройства мира, такого образа не обнаруживается, хотя там появляются и черепахи, и слоны (по отдельности). Так, в пуранах (индийских сказаниях) Индия сравнивалась с выступающей над водой черепахой, о чём писал хорезмийский учёный Бируни (XI в.). Он же упоминал, что пураны делят Индию на девять частей, и что изображение такого деления напоминает черепаху, и даже так и называется – курма-чакра, "круг черепахи". В сочинении "Амаракоша" (усл. V в.) говорилось, что Землю поддерживают восемь слонов. Однако "комбинаций" черепах со слонами в индийских сказаниях об устройстве мира нет, как нет их и в древних мифах других народов, включая китайцев, где тоже был популярен образ черепахи. Неясен также выбор для легенды числа "слонов на черепахе" – 3; более подходящим представлялось бы 4 или 8 – по числу направлений на плоскости, как в "Амаракоше".

Вероятно, появление в Европе мифологической картины "Земля на трёх слонах, на черепахе,…" было обусловлено не прямой трансляцией некоего восточного мифа, а интерпретацией изображений зверей в идеограммах, иллюстрирующих натурфилософские рассуждения древних о мироздании.

Наиболее подходящим кандидатом на роль восточной идеограммы, породившей подобные интерпретации, является изображение магического квадрата 3-го порядка на черепахе, встречавшееся в Китае, Тибете, Индии.

 

         

 

         

Магический квадрат 3-го порядка (в центре) на черепахе, изображён тибетскими цифрами.

 

         

 

Китайские псевдо- и полуисторические сочинения, условно относимые к началу нашей эры (Хань шу и др.), сообщали, что (мифический) правитель Фу Си (усл. –XXX в.) увидел этот квадрат на спине черепахи, вышедшей из реки Ло; отчего он получил название ло шу – числа из реки Ло. По другой версии, этот квадрат знал император Юй, также мифический (усл. –XX в.). Современные синологи реконструируют существование ло шу в китайских текстах эпохи Чжоу (–I тыс.)[1], но реально, в виде изображения, он появился в Китае только в эпоху Сун (усл. +XI в.), и имел следующий вид (изображение чисел камешками апеллировало к легенде о появлении ло-шу "на спине черепахи"):

         

 

Поскольку к тому времени магические квадраты были уже давно известны в арабоязычной культуре, то, вероятно, этот квадрат был импортирован в Китай оттуда, а легенды про автохтонность и древность были вписаны позже.

Начиная с эпохи Сун, квадрат ло-шу прочно вошёл в метафизические рассуждения китайских философов о природе и устройстве мироздания. Строились его отображения на макрокосм (порождение сторон света или создание мира в соответствие с порядком чисел в ло шу); на микрокосм (строение тела) и так далее[2]. Подобные идеи имелись и в Тибете, как можно заключить из приведённых выше фрагментов тибетских астрологических карт.

Изображение соотносимого с мирозданием магического квадрата 3-го порядка на черепахе, вероятно, и явилось прототипом легенды о "Земле, лежащей на трёх слонах, которые стоят на черепахе" – в которую, якобы, "верили древние народы". Принесли же эту "легенду" в Европе, надо полагать, католические миссионеры времен Просвещения, подвизавшиеся в регионе Китая- Индии, которые так интерпретировали рисунки и рассуждения о мироздании народов, в среде которых вели проповеди.



[1] Camman S. "The evolution of magic squares in ancient  China" // JAOS, v.80, 1960.

Кобзев А.И. "Учение о символах и числах в китайской классической философии", М., 1994 г.

[2] Berglund L. "The secret of Luo Shu", 1990.