Богиня с двумя леопардами в Тибете

         

             Учёный и писатель В.И. Щербаков в своих работах отметил, что в древних религиях разных регионов мира – Малой Азии, Скандинавии, Египта – главное женское божество, Богиня-мать нередко изображалась в сопровождении двух леопардов (либо львов, ягуаров)[1].

          Аналогичные представления обнаружились и в Тибете: главная богиня добуддийской тибетской религии бон, Сатриг Эр-сан, изображалась на троне, поддерживаемом двумя львами.

          Б. Кузнецов показал, что тибетская религия бон[2] ведет свое происхождение от дозороастрийского магизма и Сатриг Эр-сан это образ халдейской Иштар/ сирийской Астарты (эламск. Шутрук)/ иранской Анахиты/, главной богини как сиро-халдейского, так и иранского пантеона. Он отметил, что триада основных божеств бона Бумкхри, Сатриг Эр-сан и "Бог - жрец Белый Свет" аналогична основной иранской триаде богов Ахура-Мазда, Анахита, Митра (бог Солнца). Этой триаде изоморфна и халдейская троица – Син, Иштар, Шамаш, соответствовавшая Луне, Венере, Солнцу; также греческая триада Гермес, Афродита, Аполлон[3]. По реконструкции Б. Кузнецова бон был принесен в Тибет в VI веке иранскими жрецами-эмигрантами, во главе с Матхаром- Митридатом, учителем Кира II. В боне Матхар- Митридат стал основателем религии, "учителем Шенрабом"[4].

         

             Сатриг Эр-сан.

На подножье трона изображения львов

 

          Кроме функционального и лингвистического сходства, между Сатриг Эр-сан и её западными аналогами имеются и другие параллели. Эпитет тибетской богини, yer-sangs, "чистая", совпадает с эпитетом её иранского прообраза, Анахита, "незапятнанная". Один из львов у подножья трона Сатриг Эр-сан держит ваджру, другой свастику, что напоминает встречавшийся в античном Средиземноморье мотив изображения женского божества в окружении воина и жреца.

          Д. Снеллгроув отметил, что Сатриг Эр-сан являлась некоторым аналогом буддийской Праджняпарамиты, "Высшей мудрости": тексты, посвящённые им, были очень близки. "Тексты бона аналогичны буддийским, с заменой будд на "проводников", бохдисаттв на "вечносущих"… та же доктрина пустоты личности, ощущений… тантрическая теория трансформации через мандалы, союз метода и мудрости, аналогична буддийской… кое-что беззастенчиво скопировано. Буддийская молитва "Ом мани падме хум" также имеет свой эквивалент в боне" ("Nine ways…"). Он считал, что это сходство является результатом заимствования более примитивным боном разработанной буддийской метафизики. Учитывая, что бон имел источником иранский магизм, к которому был близок по происхождению и буддизм, это заимствование можно представлять как естественный синтез религий, некогда имевших общий корень.

          Таким образом, Сатриг Эр-сан, богиня, сидящая на троне с двумя львами, "Матерь вечной небесной сферы", "Мать всех просветлённых" является аналогом как иранской Анахиты, халдейской Иштар, так и буддийской Праджняпарамиты, "Высшей мудрости", вернувшейся в буддизм из магизма в новом, философском облике. Принимая во внимание исследования В.И. Щербакова, её можно соотнести и с главной Богиней-матерью древней проторелигии.



[1] См., например, Щербаков В.И. "Боги, атланты, великаны", М., 2004 г.

[2] Этимология термина бон не вполне ясна. Б. Кузнецов считал, что бон означает "читать молитвы". В биографии Шенраба, основателя религии бон, часто повторялось выражение "Бон - это бог (lha), рожденный из центра юндрун <бонская свастика; левозакрученная>, бон - это жрец (gshen), рожденный из центра юндрун" (Snellgrove D. "Nine ways of bon", L., 1976). С другой стороны, в осетинском языке, происходящем от древнеиранского, слово бон означает силу, власть, а также день; ср. бану - солнечный луч (др.-иранск.).

[3] Кузнецов Б. "Древний Иран и Тибет", СПб, 1998 г.

[4] Впрочем, Д. Снеллгроув соотносил Шенраба с Буддой Шакьямуни.