Генеалогия римских богов

         

          Многие ранние римские божества были общими с этрусскими и греческими. Боги главной патрицианской троицы, почитавшейся на Капитолии: Юпитер, Юнона, Минерва идентичны с этрусскими Тини, Уни, Менрвой. В –III веке римский Юпитер был соотнесён с греческим Зевсом, Минерва с Афиной. В Риме имелась коллегия жрецов Аполлона, состоявшая из 15 человек; квиндецемвиры. При этрусском царе Тарквинии Гордом в Рим были принесены пророческие книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона – читать предсказания Кумской Сивиллы имели право только квиндецемвиры. В –216 году в Дельфы из Рима было направлено религиозное посольство. Аполлона и Венеру особо почитали Юлии, возводившие свой род к Энею и царям Трои[1]. Потиции и Пинарии почитали греческого Геракла. У этрусков, впрочем, также имелся Геракл – "герой Херкле".

          К концу периода республики греческие, более всего греко-восточные (Геракл, Аполлон, Афродита) боги прочно обосновались в Риме. "Пожертвовал Геркулесу десятую часть своего имущества, Сулла...". "Посвятив десятую часть имущества Гераклу, Красс...". "Обратившись к изображению Аполлона Пифийского, Сулла...". "Сидя в храме Диоскуров, он послал центуриона зарезать его...". "Центурион поднёс голову сидящему на форуме Сулле, а сам, подойдя к храму Аполлона, вымыл руки" (Плутарх)[2].

          Римские полководцы взяли в обычай принимать участие в эллинских мистериях. Диктатор Сулла был посвящён в Элевсинские мистерии (в Афинах); Воконий, полководец Лукулла – в Самофракийские таинства (культ финикийских кабиров). Несколько позже, при императоре Адриане, Элевсинские мистерии были перенесены в Рим.

          В Рим проникали не только этрусские и греческие, но восточные божества. После окончания Пунической войны сенат, на основании книг Сивиллы, решил ввести в Риме культ малоазиатской Матери богов (Рея, Кибела, Идейская Матерь,...). "Римлянам было предсказано, что их государство возвеличится, если они привезут к себе богиню"[3]. В –204 г. специальное посольство доставило из Пессинунта, где находился древнейший храм этой богини, её атрибут чёрный камень. Жрецами культа вначале были только фригийцы, римлянам запрещалось принимать посвящения. Однако культ Матери богов утвердился в столице империи прочно: "В начале весны каждого года, в определённый день, римляне совершали шествия в честь Матери богов... все драгоценные вещи проносились в шествии... всем предоставлялась неограниченная возможность всяких шуток". "В числе обрядов – одевание в женское платье чёрного камня, доставленного из Пессинунта". Почитатели фригийского культа временами даже излишествовали в религиозном усердии. В –139 году из Рима изгонялись почитатели Сабазия (спутник Реи- Кибелы).

          В императорский период представители различных религий устремились в столицу мировой империи, к центрам власти, влияния, золота. Каждый очередной военно-политический захват Римом территории на Востоке сопровождался обратной волной культурного воздействия.

          Восточные культы находили многочисленных приверженцев. "Так как восточная культура древнее западной, то и восточные религии считались ближе к перворелигии, сообщённой самими богами"[4].

          Важную роль в росте их популярности играла связь с науками. "В  восточных храмах изучались науки... восточная религия через науку приобрела такую силу, какой не имела ни греческая, ни римская"[5].

          После установления в Риме правления кесарей, возводивших свой род (от Юлия  Цезаря; ср. также ki-sar (шумерск.) – царь земли) к главной восточной богине Венере- Афродите- Иштар- Инанне, Рим стал скорее Вавилоном, мировым центром всех религий и суеверий. "Учения, верования, обычаи стекались в столицу со всех сторон… Оронт и Нил излились, к огорчению древних римлян, в Тибр" (Ревиль)[6]. "В столице скорее можно найти бога, чем человека" (Петроний).

          Император Клавдий (+I в.) ввёл культ священного дерева. По всей Италии распространился культ египетской Изиды. Его большое влияние в столице отмечал Апулей (+II в.). Культ поддерживался и при дворе. Император Коммод (+II в.) обрил голову, чтобы участвовать в обрядах Изиды. Затем, "после Сераписов и Аттисов <богов Египта и Фригии> в Рим вошли Ваалы и Астарты <боги Сирии>... Легионы разнесли их по всей стране" (Ревиль). Антонин Пий (+II в.) воздвиг храм Гелиопольскому богу. В Рим проник культ пальмирского Малакбела (царя Бела), Сирийской богини. Происходило дальнейшее слияние римских (или греко-римских) богов с восточными. "Юпитер Дамасский, Юпитер Гелиопольский соединял атрибуты греко-римского Юпитера и сирийского Ваала" (Ревиль).

          Распространился культ гениев и демонов; общегосударственный культ Гения императора. Большинство императоров после смерти причислялись к богам – а нередко и при жизни; например, римской императрице сирийского происхождения Юлии Домне (+III в), по её требованию, воздавались почести как божеству, её культ был присоединён к культу Матери богов.

          В императорском Риме особенную популярность получил культ Митры, иранского бога Солнца. "Колоссальная популярность митраизма засвидетельствована памятниками, которые в большом количестве разбросаны по всей Римской империи" (Фрезер); "восторжествовал в Риме над всеми другими" (Поснов).

          Центром распространения митраизма был Иран; посредниками являлись Вавилон и Сирия. "Видимо, митраизм проник из Персии или Мидии через Вавилон в Малую Азию, оттуда в Рим" (ван дер Варден)[7].

          Начало распространения культа Митры в столице и других областях Италии, вероятно, относилось ещё ко времени войн Помпея против киликийских пиратов, поклонников Митры, а также против Митридата Понтийского. Позже этот культ распространился по всей империи, от Сирии до Британии.

          С конца +II века в столице империи стал доминировать культ сирийского Солнца. Его утверждение на самом высшем уровне началось с прихода к власти Септимия Севера.

          Легат Септимий Север[8], происходивший из древней финикийской колонии Лептис в Северной Африке, по совету астрологов взял в жены сирианку Юлию Домну, жившую при храме Гелиогабала[9], бога Солнца в Эмесе. В 193 году Север стал императором. Он был поклонником магии; также "очень любил Ганнибала, воздвигал ему статуи" (Геродиан). Императора окружали сирийские советники: Папиан, Ульпиан... Префект претория Плавтиан был ливийцем/ карфагенянином, его доверенный трибун был родом из Сирии. Культурным миром Римской империи "в течение 15 лет управляли Юлия Домна, её сестра Юлия Меса, её <Месы> дочери Юлия Соэмис и Юлия Мамея" (Ревиль). Особым покровительством римско- сирийского двора пользовалась греческая философия; неопифагореизм.

          Преемником Севера стал его сын Каракалла (211- 18 гг.). Он был убит в Харране, куда прибыл для совершения жертвоприношения в знаменитом местном храме Луны.

          Затем римским императором стал Авит, сын Юлии Соэмис, внучатый племянник Юлии Домны, верховный жрец Гелиогабала в сирийской Эмесе. "В Гелиогабале и Соэмис не было ничего ни римского ни западного, древний ханаанейский дух... сплетение греческой, сиро-финикийской, халдейской философии" (Ревиль).

          Авит сделал культ Гелиогабала главной религией Рима. В храме этого божества он собрал все основные атрибуты государства: огонь Весты, щиты Салиев, палладиум. Над статуей римской Победы появилась эмблема сирийского Солнца: конусообразный чёрный камень. "Торжество сирийского культа было главной целью его усердия и участия" (Гиббон).

          Священный камень император забрал из Эмесы в Рим, где проводил перед ним религиозные службы. В торжественных случаях камень, усыпанный золотом и драгоценностями, вывозили на колеснице, запряжённой шестёркой белых лошадей. Перед колесницей, ведя лошадей за узду, шёл сам император. Камень изображался на монетах, над ним был орёл с распростёртыми крыльями.

          Император придерживался некоторых специфически восточных обычаев: например, не ел свинины. Он изображался в жреческой одежде с головой, украшенной рогами.

          Планировался "брак" эмесского Гелиогабала с карфагенской богиней Уранией-Танит. "Он утверждал, что брак Солнца и Луны является вполне подходящим" (Геродиан). Вскоре "день этого мистического бракосочетания стал днём общего праздника в столице и империи" (Гиббон)[10].

          Зиму император Авит (его также называли Гелиогабалом) проводил в Никомидии (Азия), где исполнял священные танцы. "С упоением плясал, одеваясь в пышные наряды, украшая себя золотом, пурпурными тканями... его одежда была чем-то средним между финикийским священным одеянием и мидийским нарядом... Его удовлетворяли только ткани серов[11]" (Геродиан).

          Во время правление Гелиогабала в Риме распространились всевозможные психопатологии: оргии, ритуальные убийства детей, патологические обряды; примеры подавал сам император. "Император, выходя каждое утро, закалывал гекатомбы быков и огромное число мелкого скота, изливал много амфор превосходного вина.  так что неслись потоки вина, смешанного с кровью. Он плясал вокруг алтаря под звуки музыкальных инструментов, а вместе с ним его соплеменники. Весь сенат и всадники стояли кругом наподобие театра" (Геродиан). "Вокруг алтаря под звуки варварских мелодий танцевали толпы сирийских девушек, а самые важные правительственные и военные сановники исполняли обязанности священнослужителей с притворным усердием и тайным негодованием" (Гиббон). "Актеры со сцены назначались на высшие государственные дела... префектом претория стал человек, ранее плясавший в театре, другой со сцены стал руководителем воспитания юношества... власть над провинциями поручалась рабам в меру их известности в постыдных и преступных делах ... всё, прежде считавшееся почтенным, было нагло и безумно попрано" (Геродиан). "Мы должны признать, что ни один век и ни один народ не были свидетелями подобных гнусностей" (Гиббон)[12]. Впрочем, почти все эти почтенные люди вскоре пали жертвой необоснованных (так они тогда выражались) политических репрессий. Гелиогабал, после трёх лет правления, был убит. Священный чёрный камень вернулся обратно в Эмесу.

          Преемник Гелиогабала Александр (Алексиан) Север (222- 35 гг.), также из рода Юлии Домны, произвел экуменическое смешение всех религий: он молился Орфею, Аполлонию Тианскому, Аврааму, Христу, Пифагору, Александру Македонскому и т.д.

          Затем в Риме правил Гордиан из Карфагена.

          Культ Солнца оставался популярным в Риме. Его поддерживал император Галлиен (правление с 254 г.). Император Аврелиан дал Солу-Гелиосу митраистский эпитет Непобедимый.

          Моммсен характеризовал взаимоотношения Рима и Востока следующим образом: "Рим завоевал Восток военно-политически, но сам, в известной степени, подчинился ему культурно"[13]. Впрочем, сам Рим уже изначально был связан с Востоком – Малой Азией- Троей, обитавшими там этрусками– поэтому перенос в Рим разнообразных восточных культов следовало интерпретировать как превращение столицы империи в новый Вавилон, завершившееся, как и следовало ожидать, установлением культа Солнца.

         



[1] Аполлон и Венера (Афродита) - главные покровители Трои.

[2] На последнем примере видно, как более гуманная греческая религия оказывала смягчающее воздействие на суровые обычаи римлян – ведь центурион, "сдав голову", мог бы и просто вытереть руки тогой, в отеческой простоте нравов полагая, что этого вполне достаточно – однако он руки именно вымыл, притом в храмовой воде.

[3] Геродиан "Античная история", М., 1994 г.

[4] Вишняков А. "Император Юлиан Отступник и полемика с ним святого Кирилла", Симбирск, 1908 г.

[5] Поснов М.Э. "Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним", Киев, 1917 г.

[6] Ревиль Ж. "Религия в Риме при Северах", М., 1898 г.

[7] Ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991.

[8] Небезынтересно, что имя этого сирийского – "солнечного" – императора связано с культом Солнца: септима (число 7) имело в древности выделенное религиозное значение и было связано в Греции с Аполлоном; Север также связан с солнечной религией и Аполлоном (Гиперборейским).

[9] Геолиогабал – одно из названий бога Солнца в Сирии. "Местные жители (финикийцы) поклоняются Солнцу… называют его Элагабалом" (Геродиан). Атрибут Гелиогабала – большой конусообразный чёрный камень, которому приписывалось небесное происхождение. "(В храме) нет никакой сделанной руками человека статуи, имеется только конусообразный камень черного цвета… говорят, что камень упал с неба" (Геродиан).

[10] Гиббон Э. "Падение Римской империи", М.,1997 г.

[11] Шёлк. Серика – область Самарканда, через которую китайский шёлк экспортировался на Запад.

[12] Гиббон не видел постперестроечную Россию. Ср.: "Такого вырождения, такой гнуси и гадости планета Земля за всю свою историю не видывала, это я как историк говорю" (Ю. Петухов).

[13] Моммсен Т. "История Рима", т.3, 1941 г.