Влияние Ближнего Востока и Ирана на античную Грецию

         

          Перемещение цивилизационного центра. В –VII - –V вв. в Ионии-Греции активизировалась интеллектуальная деятельность. Появились новые религиозные, философские представления; новые методы астрономии, математики; технические открытия. Ряд из них имел своим первоисточником культуру Финикии- Сирии -  Вавилона.

          Перенос религиозных представлений из Сирии- Вавилона

          В финикийских колониях, как правило, сооружались и храмы богам. На островах Кипр, Кифера, Книд имелись храмы Астарты. "Первые финикийские цари Пафоса (на Кипре) – жрецы Астарты" (Фрезер). На Фасосе располагался храм тирского Геракла. "На Фасосе почитают того же Геракла, что и в Тире" (Павсаний).

          Многие религиозные представления древних греков имели прообразы в религиях Сирии и Вавилона, которые, впрочем, сами были модификациями более древних верований, восходивших частично к шумерскому источнику, а через него к ещё более древним культам.

          Афродита. Культ Афродиты в Древней Греции был транслирован из сиро-вавилонской религии; точнее, являлся модификацией культа сирийской Астарты/ вавилонской Иштар:

          · Самые древние святилища Афродиты находились на островах Кипр, Книд, Кифера. "Афродита вошла в Грецию через Кипр, Крит, Киферу" (Властов)[1]. Там же некогда располагались и колонии финикийцев, почитавших Астарту. На острове Кифера, по сообщению греческого историка Павсания, находился древнейший храм Астарты.

          · Наиболее ранней формой статуй Афродиты был чёрный камень конусообразной формы – то же у Астарты.

             · Афродита на ранних рисунках (–VI в.) изображалась с цветком в руке и голубем – стандартными атрибутами и Астарты.

          · Некоторые греческие мифы об Афродите аналогичны мифам об Астарте-Иштар, например, миф об Адонисе. Само имя Адонис, возможно, было производным от семитского адонай – "господин".

          · Античные писатели прямо сообщали о трансляции культа Афродиты к грекам от сирийцев: "Первым народом, которому выпало почитать "Небесную" (эпитет Афродиты) были ассирийцы... после них из жителей Кипра пафосцы... жители Киферы восприняли это поклонение от финикиян... у афинян его ввёл Эней" (Павсаний).

          Происхождение культа греческой Афродиты от культа шумеро- сиро- вавилонской Инанны- Иштар- Астарты отмечали и современные историки. "Легенда об Афродите у Гесиода, несомненно, сирийская" (Властов). "К грекам перешёл миф об Афродите и Адонисе, из мифа об Ашторет (Иштар) и Таммузе Адонае (господине, которого любит Иштар)" (Рагозина)[2]. "Культ Адониса был в почёте у семитских народов Вавилона и Сирии... греки заимствовали его в VII в. до н.э., настоящее имя бога Таммуз...". "Особо торжественные обряды Адониса в Библосе, на сирийском побережье и в Пафосе на Кипре, оба центры культа Астарты" (Фрезер). Греческий миф о кипрском царе Пигмалионе, создавшем статую, которая по его просьбе к Афродите ожила и на которой он затем женился, по мнению Фрезера, отражал ритуал священного брака с богиней Астартой финикийских царей Пафоса (Кипр); "брак царя со статуей Астарты".

          Геракл. Обращает на себя внимание совпадение имён знаменитого греческого героя и одного из важнейших финикийских богов, покровителя столичного города Тира. Заметны также многочисленные финикийские "следы" в биографии греческого Геракла. А именно: Геракл родился в Фивах, основанных финикийцем Кадмом, его мать – фиванка Алкмена, отец – аргосский царь; Аргос – место частых контактов греков с финикийцами. Геракл много путешествовал и основывал колонии, как и финикияне. "Геракл отмечал места своих остановок колониями в южной Италии, Сицилии, Киренаике, стране кельтов и Иберии" (Властов). Греческому Гераклу приписывались посещения отдалённых мест, в т.ч. Атланта (гора Атлас в Африке/ пик Пик-де-Тейде на Канарах?[3]), как и финикиянам. Гибралтарский пролив, называвшийся в античности столбами греческого Геракла, назывался также столбами Мелькарта – финикийского Геракла. Вероятно, ряд мифов о странствиях греческого Геракла являлся отражением сообщений о путешествиях финикиян с их богом Гераклом- Мелькартом.

          Античные греческие историки различали финикийского и греческого Гераклов: "Храм Геракла <в Тире> посвящён, однако, не аргосцу Гераклу..." (Арриан)[4]. Впрочем, Александр Македонский, возводивший свой род к греческому Гераклу, полагал, что тирский Геракл – тот же самый; приносил ему жертвы в Тире (Арриан).

          Ряд подвигов греческого Геракла сходен с событиями эпоса о Гильгамеше. По мнению Л. Уоддела (Waddel), культ Геракла у греков являлся наследием финикийского, восходившего к шумеро- вавилонским мифам о Гильгамеше, правителе Урука (Эреха); Геркулес = Ereh - lis, "лев из Урука".

          Вероятно, греческая легенда о Геракле являлась трансформацией сиро- финикийско- шумерской, с добавлением других дел других Гераклов, а само имя Геракла, древнего финикийского божества- культурного героя, давалось, в том числе присваивалось как божественный или героический эпитет, в сиро- греческой среде.

          Аполлон. Культ Аполлона имел связи с Малой Азией и Ближним Востоком:

          · В древней Греции с Аполлоном соотносилось число 7, начиная ещё со времён Гесиода. "В 7 день родился Аполлон" (Гесиод). Пифагорейцы, сопоставляя богам числа, связывали Аполлона с 7. С другой стороны, в Вавилоне Солнцу соответствовал 7 этаж зиккурата Этеменанки - Вавилонской башни.

          · В Малой Азии находились: оракул Аполлона; главный храм сестры Аполлона Артемиды (в Эфесе); главный храм сына Аполлона Асклепия (в Пергаме).

          · Аполлон во время Троянской войны поддерживал троянцев.

          "Мне кажется обоснованным считать, опираясь на сведения, приводимые в "Илиаде", что Аполлон изначально нёс в себе нечто азиатское" (Доддс)[5].

          · По предположению историка и лингвиста Б. Грозны, греческий Аполлон, источник чумы и одновременно исцелитель от неё – это хеттский Апулунас, имевший такие же функции.

          · Аполлон частично похож и на финикийского Решефа, бога эпидемий и исцеления от них. Имя Решеф означает "пламя", "искра"; его атрибут – лук, как и у Аполлона.

          "У финикиян греки заимствовали культ Адониса, культ Аполлона сформировался из индоевропейских, до индоевропейских и восточных элементов, из числа которых существенны культ шумерского Нергала и угарито- арамейско- финикийского Решефа" (Яйленко)[6].

          · Культ Артемиды, сестры Аполлона, также имел черты сходства с финикийской религией. "Обряды в Эфесе <главном святилище Артемиды> аналогичны обрядам культа Атергатис- Деркето и Астарты … Конус служил символом богини в Перге, в Тамфилисе, прозванной греками Артемидой" (Фрэзер).

          · Целитель Асклепий, сын Аполлона, похож на финикийского бога-целителя Эшмуна.

          Гермес. Культ Гермеса в Греции был транслирован из Сирии:

          · Основные атрибуты Гермеса – торговля, счёт, письменность – соотносятся с представлениями древних греков об основных занятиях тогдашних сирийцев/ финикиян.

          · Имя Гермес/ Гермий напоминает встречавшееся у правителей Тира (Финикия) имя Хирам. Во времена Соломона жил финикийский князь Хирам; между прочим, он занимался, как и Гермес, строительством храмов. Ср. также созвучие Хирам х-р-мхрам.

          · О сирийском – солнечном (название страны Сирия/ Сури означает солнечная) происхождения культа Гермеса говорит и его постоянная связь в мифах с Аполлоном, богом солнечного света. В Аркадии, центре культа Гермеса, два других почитаемых божества – Асклепий и Афродита имели сиро- малоазиатское происхождение, причём Асклепий – сын Аполлона. Геродот сообщал о переносе в Аркадию мистерий из египетского города Саиса, основанного сирийцами.

          · Филон Библский (+I - +II вв.) утверждал, что египетский бог мудрости Тот (многие функции его и Гермеса совпадали) был сирийским "культурным героем". "Тааут, которого египтяне зовут Тотом, … отличавшийся мудростью среди финикийцев, первым превратил богословие в научное знание", и далее: "греки усвоили большую часть этих преданий". Эта версия была поддержана (дословно повторена) неоплатоником IV века Порфирием, сирийцем по происхождению.

          · Наконец, герметизм коррелировал с культом Солнца, главной религией Сирии, по ряду идей и по среде распространения.

          Таким образом, вероятно, Гермий – сирийский культурный герой, связанный с солнечной религией, ставший, при трансляции в Грецию, "богом"; его имя, видимо, трансформировалось из имени Хирам, которое скорее всего, было культовым или жреческим.

          Другие мифы. В легендах о Кадме, Актеоне, Беллерофонте, Икаре, Ясоне, Медее, Асклепии "заметно сирийское влияние" (Властов).

          Культ Диониса, вероятно, также был связан с Сирией: Дионис происходил из Фив; был родственником Гермеса; путешествовал в Азию; поставил после возвращения колонны в храме Астарты.

          Культ кабиров, центром которого являлась Самофракия, исходно был сиро-финикийским: слово кабир на сирийском означало сильный; семь сильных почитались в Сирии-Финикии.

          Теогония Гесиода и Ближний Восток. ""Теогония" беотийского поэта- жреца полна восточных мифологем... Отмечались прямые текстуальные совпадения между "Теогонией" Гесиода и вавилонским эпосом "Энума Элиш"" (Властов). "Общие элементы "Теогонии" и "Энума Элиш", скорее всего, результат общего источника"[7]. "Возобновление греко-восточных связей около 800 г. и датируемая VIII веком "Теогония"..." (Яйленко)[8]. Мифы и религиозные представления сирийцев и вавилонян могли попасть к Гесиоду через жителей острова Эвбеи, где имелись финикийские колонии и где он побывал. С религиозным эпосом Энума Элиш греки могли познакомиться и непосредственно в городах Сирии; вариант Энума Элиш был обнаружен при раскопках близ сирийского города Харрана, древнего торгового и культурного центра.

Алфавит в Греции

          По Геродоту, алфавит в Греции ввёл финикиец Кадм, основатель Фив (усл. –XIV/–VIII в.). Однако Диодор Сицилийский уточнил, что тогдашние финикияне были лишь передатчиками более раннего изобретения: "Тем, кто утверждает, что письменность изобрели сирийцы, от которых её заимствовали и передали эллинам финикияне, приплывшие вместе с Кадмом в Европу, возражают, что финикияне не изобрели письма, а только изменили начертания букв".

          Возможно, что введение в Греции алфавита представляло собой ретрансляцию изобретения, созданного в среде ранних критских колонистов в Финикии на основе слоговой письменности. Первоначальное население сирийского побережья (т.е. Финикии) составляли греки -  переселенцы с Крита.

          Астрономия

          Философ Фалес (–VI в.), житель греческой приморской торговой колонии Милета (Иония, побережье Малой Азии), финикиец "из рода Кадма и Агенора", предсказал солнечное затмение; вероятно, на основе научных знаний Вавилона. "В то время ещё не существовало греческих методов, но вавилоняне умели предсказывать лунные и солнечные затмения. Естественно предположить, что Фалес использовал вавилонские методы" (ван дер Варден)[9].

          В –V веке в Греции был введён 8-летний цикл вставки месяцев. В древнем Вавилоне 8-летний цикл использовался раньше, с –520 года. В –430 году в Греции был введен 19-летний календарь, т.н. метонов цикл. В Вавилоне этот календарь применялся с –499 года.

          "Многие детали в списках звёзд Метона и Евктемона (430 г.) можно проследить назад до Вавилона, вплоть до разделения эклиптики на 12 частей… Подобным же образом пришли из Вавилона и зодиакальные созвездия, ставшие известными в Греции около 550 года через Клеострата... Зодиак в Греции не был, как в Вавилоне, результатом длительного развития. Мы находим Зодиак полностью сформированным в конце VI века... Многие вавилонские созвездия точно соответствовали греческим… Греческие названия знаков Зодиака являлись, в основном, переводами вавилонских" (ван дер Варден). "Наклон Зодиака, как полагают, впервые стал известен Анаксимандру в 58 олимпиаду (548 - 545 гг.)... впоследствии Клеострат сделал известными знаки на нём, начиная с Овна и Стрельца" (Плиний).

          Техника вычислений в греческой астрономии являлась продолжением шумеро-вавилонской: 60-чная система счета, 60-чные дроби, деление интервалов времени на 60 частей (минуты, секунды), деление окружности на 360 градусов.

          "Гномон <прямой шест для измерения времени по Солнцу> и деление дня на 12 частей греки узнали от вавилонян" (Геродот, II, 109). "Сомневаться насчёт гномона нет оснований, так как существуют клинописные таблицы, в которых даны списки длин теней стержня для разных часов дня" (ван дер Варден). Введение гномона в Греции приписывается Анаксимандру, жителю Милета, родственнику Фалеса.

          Астрология

          Гороскопная астрология была занесена в Грецию из Вавилона около середины –V века. О гороскопах знал математик и астроном Эвдокс (–IV в.). "Эвдокс говорил, что не следует доверять халдейскому способу определения судьбы по звёздам" (Цицерон). В дальнейшем астрология широко распространилась в эллинистическом мире. "Гороскопы составлялись в Вавилоне в 440 году. Через два с половиной столетия они составлялись уже по всему античному миру" (ван дер Варден).

          Математика

          Философ Пифагор (–VI в.), родом с острова Самос (Иония, близ Милета), побывавший, согласно его античным биографам, в Сирии, Вавилоне и Египте, доставил оттуда математические знания, включая теорему Пифагора и методы решения задачи преобразования прямоугольника в квадрат той же площади, известные в Вавилоне ещё тысячу лет назад. "Большинство говорит, что т.н. математические науки он усвоил от египтян, халдеев, финикийцев (так как геометрией занимались египтяне, числами и подсчётами финикийцы, наблюдениями небес халдеи)… Мнесарх <отец Пифагора> отвёз его в Тир и привёл к халдеям, где Пифагор овладел всеми их знаниями " (Порфирий).

          Современные историки науки считают, что основные математические знания Пифагор получил в Вавилоне. "Я убеждён, что именно Пифагор был в Греции передатчиком вавилонской учёности... Тесную связь между пифагорейским и вавилонским учениями можно обнаружить в их геометрии и арифметике" (ван дер Варден)[10]. "Идея, что вавилонская алгебра – источник греческой геометрической алгебры так же стара, как и открытие вавилонской алгебры" (Хойруп)[11].

          Кроме того, согласно античным источникам Пифагор познакомился в Вавилоне с музыкальной пропорцией – отношением 12:9:8:6, содержавшим в себе первые музыкальные интервалы: октаву (2:1 = 12:6), квинту (3:2 = 9:6), кварту (4:3 = 12:8). В дальнейшем эта пропорция стала основой пифагорейской математической теории музыки и представлений о  музыкально- математическом устройстве Космоса.

          Философия

          Многие ранние греческие философы были связаны с культурой Сирии-Финикии: Фалес, "первым среди греков занявшийся философией" (Диоген Лаэртский); его родственник и ученик Анаксимандр; Ферекид с острова Сира, "заимствовавший свои знания у финикиян" (Филон Библский, (+I - +II вв.)); Пифагор, ученик Фалеса, Анаксимандра, Ферекида, обучавшийся в Сирии и Вавилоне; основатель стоицизма Зенон, по Диогену Лаэртскому бывший финикийский купец и др.

          В более позднее время сирийцы также приняли активное участие в развитии греческой философии, особенно неопифагореизма и неоплатонизма (Никомах, Ямвлих, Порфирий,...)[12].

          Прослеживаются и конкретные заимствования или продолжения ранними греческими философами религиозных или протофилософских воззрений Ближнего Востока. Так, утверждение Фалеса "всё произошло из воды" может быть соотнесено с представлением шумерской религии об изначальных "вечных водах". "Вавилонское происхождение метафизической "воды" Фалеса очевидно" (Bell)[13]. Концепции переселения душ и вселения дайэмонов, видимо, были транслированы в Грецию из Сирии; либо же через Сирию из иранского магизма (см. далее). Первые греческие философы, рассуждавшие о душах и дайэмонах – Фалес, Ферекид, Пифагор – связаны с сиро- финикийской культурой.

         

                          *  *  *

         

          Ван дер Варден соотносил трансляцию в –VI - –V вв. комплекса религиозных и научных идей из Ближнего Востока в Грецию с разгромом скифами, совместно с мидянами, Ассирии (–610 г.) и эмиграцией представителей сирийской культуры в более спокойные места: "После 600 г. наблюдается вторжение в греческий мир новых идей... вызвали мощную реакцию, выразившуюся в осуждении Анаксагора за атеизм, казни Сократа за поклонение новым богам..."[14].

          С перемещением в –VI веке в Ионию-Элладу главного цивилизационного центра, греческая математика, астрономия, философия стали быстро развиваться, на основе как собственных, так и транслированных с Ближнего Востока научных и технических достижений.

          Влияние Ирана на античную Грецию

          Среди религиозных и протофилософских идей, развитых в Иране в 1-й половине –I тыс. и оказавших влияние на ранних греческих философов находятся некоторые положения зерванизма, зороастризма и, вероятно, представления магизма/ шаманизма о вселении демонов, развившиеся в теорию переселения душ.

          Зерванизм. Древнеиранский бог Времени Зерван, сочетавший в себе мужские и женские черты, был близок к орфическому муже-женскому божеству Фанесу. Под влиянием зерванизма мог находиться философ Ферекид (–VI в.), поскольку в его теогонии говорилось о Хроносе, который "создал огонь, воду, воздух"[15]. Имеется аналогия между Зерваном и беспредельным- апейроном ионийского философа Анаксимандра (–VI в.)[16].

          Зерванизм имел ряд общих идей с пифагореизмом. Прежде всего, зерванитское представление о Едином, которое произвело основную Диаду – Ормузда и Ахримана – и далее все вещи, близко к пифагорейскому представлению о Едином- Единице, породившей Диаду, затем все числа, а затем все вещи. Зерванитское соотнесение этого Единого с Временем близко к пифагорейскому представлению о Едином как Числе- Единице, поскольку время с древности (ещё в работах Аристотеля) соотносилось с числами (а пространство – с фигурами). Изложение зерванизма неоплатоником Дамаскием, представлявшим исходное Единое как Время и Пространство – "…как первые принципы, из которых появились добрый бог и злой демон…" – также можно считать аналогом пифагорейско- платонических представлений, так как время соотносилось с числами, считавшимися началами (архэ) у пифагорейцев, а пространство – с формами/ фигурами, началами в платонизме.

          Зороастризм. Античные источники приписывали Пифагору контакты с иранскими магами и Зороастром. "Диодор из Эретрии и Аристоксен- музыковед говорят, что Пифагор посетил халдея Зарату, тот изложил ему учение, по которому есть две изначальных причины вещей, из которых состоит весь мир" (Ипполит). "Некоторые утверждают, что Пифагор был захвачен в плен войсками Камбиза, и что его наставниками были персидские маги и Зороастр… Многие считают Пифагора последователем Зороастра" (Апулей).

          Современные историки конкретизировали идеи зороастризма, которые могли оказать влияние на пифагорейцев и на философию древней Греции вообще. ""Огонь" Гераклита – зороастрийский" (ван дер Варден). Уэст (M. West) отметил, что порядок небесных тел в космологии Анаксимандра – звёзды, Луна, Солнце – совпадал с зороастрийским. Ван дер Варден считал, что на орфиков и пифагорейцев могли оказать влияние следующие идеи зороастризма: 1) "отказ от жертв богам в зороастризме аналогичен пифагорейским взглядам"; 2) представления о путешествиях души через небесные области.

          Обращает на себя внимание сходство в описании античными авторами иранских магов/ зороастрийцев и пифагорейцев: "Маги занимались жертвоприношениями, отвергали изображения богов, отвергали что боги – мужские и женские, занимались гаданиями, утверждали, что боги являлись им воочию <ср. с видениями дайэмонов у пифагорейцев>... признавали два принципа, одевались в белое, питались овощами, сыром, хлебом <ср. с аскетическими правилами пифагорейцев>" (Диоген Лаэртский).

          Пифагорейцы и зороастрийцы были сходны и в своем негативном отношении к религии "чувственных" богов- дэвов (аналогично у Платона). При этом Зороастра можно было бы рассматривать как революционера, а Пифагора как реформатора. (Отсутствие прямых и резких противоречий с культом олимпийских богов позволяет характеризовать религиозную позицию (реформу) Пифагора как "мягкую (и притом интеллектуальную) эволюцию" в отличии от резко "анти- дэвовской революции" Зороастра).

          Распространение пифагореизма в Греции - Италии коррелировало по времени с распространением зороастризма в Иране. Царь Ксеркс, поддерживавший зороастризм, в –480 году совершил военный поход в Грецию; писал: "Я... разрушил гнездо дэвов...". (Пифагорейский союз действовал между –530 и –500 гг.; принятие зороастризма в Иране относят ко времени между Камбизом и Ксерксом).

          Нередкая замена в мифических генеалогиях преемственности философских доктрин тесно связанного с пифагорейством Гермеса на Зороастра также, видимо, является отражением корреляции пифагореизма и зороастризма.

         



[1] Властов Г. "Теогония Гесиода", СПб, 1892 г.

[2] Рагозина З. "История Ассирии", СПб, 1904 г.

[3] "Возможно, Пик-де-Тейде на Тенерифе (один из Канарских островов) – это Атлант" (Р. Хенниг "Неведомые земли", т.1, М., 1961 г.).

[4] Арриан "Поход Александра", М., 1994 г.

[5] Доддс Э. "Греки и иррациональное", М., 2000 г.

[6] Яйленко В.П. "Архаическая Греция и ближний Восток", М.,1990 г., стр. 220.

[7] Walcot P. "Hesiod and the Near East", Cardiff, 1966.

[8] Яйленко В.П. "Архаическая Греция и ближний Восток", М.,1990 г., стр. 220.

[9] ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991 г., стр. 142-143.

        [10] Ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т. 1, 1957 г.

        [11] Hoyrup J. "Algebra and Naive Geometry" // "Altorientalisch Forshungen", 17, 1990.

        Hoyrup J. "Babylonian algebra from the view-point of geometrical heuristics", 1984.

[12] См. Симаков М.Ю. "Пифагорейская система", М., 2014 г.

[13] Bell E. "The magic of numbers", L., 1946.

[14] ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991 г., стр. 142-143.

[15] Отмечено Б. ван дер Варденом. См. ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991 г.

[16] Отмечено А. Лебедевым, М. Уэстом. См. "Фрагменты ранних греческих философов", М. 1989 г.; West M. "Early Greek philosophy and Orient", 1971.