Александрия: перекресток идей

        

          Египетская Александрия была основана знаменитым завоевателем. "Вымерив место и разметив его на кварталы, он назвал город по своему имени" (Плутарх). "Александр сам указал, где и каким богам ставить храмы" (Арриан).

          При династии Птолемеев Александрия стала столицей Египта. Расположенная в удобном месте на берегу моря, она быстро превратилась в мировой центр торговли, куда завозились товары из Европы и Азии. "В доконстантиновскую эпоху Александрия считалась вторым городом Римской империи и первым торговым городом мира".

          Население города быстро увеличивалось. "В конце периода Лагидов около 300 тыс…". "В цветущее время до 700 тыс…".

          Город оставался важным политическим и культурным центром и при правлении римских кесарей, и после переноса столицы империи в Константинополь. "Есть Александрия, город величайший и многолюднейший..." (VI в., Феодорит Кирский).

          Когда в VII веке Александрия попала под власть арабов- мусульман, завоевавший её полководец писал халифу Омару, что "в городе 4000 дворцов, 4000 бань, 12000 торговцев свежим маслом".

          Религия. При греко-македонской династии Птолемеев одним из главных божеств Египта стал Сарапис. "Лагиды ввели культ греческого Аида, дав ему имя Сараписа <около –280 г.>… сблизился с Озирисом". "Выдаётся среди храмов Серапей. После Капитолия ничего более великолепного не знает вселенная" (Аммиан Марцелин). Распространился культ Гермеса. Ему был соотнесен египетский бог мудрости Тот. Переселенцы из Сирии-Вавилонии приносили свои культы: халдеи астрологию, евреи иудаизм. На греческий язык была переведена Библия (III в., или около 150 г.).

          Наука. Уже при первых правителях династии Птолемеев в Александрии начала развёртываться научная и философская деятельность. Из Афин в Александрию переехал Эвклид, автор математических "Начал"; Теофраст, ученик Аристотеля. В 295 году для организации библиотеки был приглашён Деметрий Фалерский, ученик Теофраста.

          Библиотека, устроенная в храме Сараписа, постоянно пополнялась. Снимались копии с книг, имевшихся на кораблях, посещавших город. Во время правления Антония и Клеопатры в Александрию были доставлены книги из Пергама, древнего религиозного и культурного центра. Утверждалось, что в Александрийской библиотеке было собрано 700 тыс. книг, а её каталог составлял 120 томов. (Эти числа, впрочем, напоминают "двадцать тысяч книг, написанных Гермесом").

          В Александрии работали или были связаны с ней многие видные математики и астрономы античного мира: Эратосфен, Аполлоний, Архимед, Герон, Птолемей, Теон и т.д.[1] В храме Муз читались лекции; действовала обсерватория. "Циркуль геометра вскрывает там разные тайны, не смолкает и гармония, поддерживают иные, хотя и немногие, наблюдения небес, есть учёные, изучающие числа" (Аммиан Марцелин). В III - +III вв. в Александрии распространялись идеи неопифагореизма, герметизма; гнозис, алхимия, астрология. В I - +I вв. в среде александрийских евреев (Филон и др.) была разработана протокаббалистика и теософия платонико- герметического типа. В Александрии учился основатель системы неоплатонизма Плотин (+III в.). С конца IV века в Александрии начал распространяться неоплатонизм, ретранслированный из сирийских школ.

          Закат эллинской философии. Конфликты христианства с язычеством отрицательно сказались на развитии александрийской философии. В 391 г. по инициативе архиепископа Феофила была сожжена библиотека храма Сараписа, а в 415 г., при св. Кирилле, племяннике Феофила, убита руководитель Александрийской школы Ипатия[2].

          Тем не менее, преемственность в преподавании философии в Александрии V-VI вв. сохранилась. Там работали неоплатоники Гермий, Гиерокл, перебравшиеся из Афин. В 500 г. Аммоний, сын Гермия, организовал в Александрии школу философии и медицины.

          Начиная с первой половины VI века, Александрийская школа по форме уже являлась христианским учебным заведением. В VI веке в ней работали Филопон, Олимпиодор, Павел Александрийский и другие философы. Олимпиодор (середина VI в.) был последним александрийским комментатором Платона.

          Деятельность школы продолжалась при арабском правлении.

          В 718 году преподаватели школы переехали в сирийский город Антиохию, в IX веке – в сирийский же Харран[3]. Философско- религиозная система сирийцев- харранитов IX века, оказавшая значительное влияние на арабоязычную культуру была во многом определена александрийской школой.

          Александрия и Индия

          Между регионами Ближнего Востока-Средиземноморья и Индии с древности поддерживались торговые и культурные связи. После похода Александра Македонского и образования эллинистических государств эти связи стали более частыми. Ко дворам индийских правителей прибывали греческие послы, привозившие не только дары, но и научно-философские знания, а затем распространявшие информацию об индийской культуре в своих странах. Сведения об Индии приводились в отчете Неарха (около –312 г.), наварха Александра Македонского; в сочинении Мегасфена, посла Селевка в Индии; в работах Псевдо- Каллисфена, Страбона, Плиния, Филострата, Диодора Сицилийского, Климента Александрийского и других эллинистических писателей. В них, в частности, освещались индийская религия и философия.

          Из Александрии и других крупных центров эллинистического мира в Индию направлялись торговые корабли. После открытия Гиппалом в –I веке попутных муссонов эта дорога стала занимать всего два месяца. В начале нашей эры из Красного моря в Индию отправлялось порядка 120 кораблей ежегодно. Хотя после +200 г. прямая греко- римская торговля с Индией, видимо, пришла в упадок, но она продолжалась через посредничество сирийцев, арабов, персов.

          В I-IV вв. между Средиземноморьем и Индией интенсифицировался обмен научными и религиозными концепциями. Основные идеи античной и средневековой индийской математики, астрономии и других наук были заимствованы или основаны на достижениях греческой (александрийской) науки. В свою очередь, философы эллинистического мира познакомились с представлениями индуизма и буддизма.

         



        [1] По мнению Шпенглера, ряд александрийских математиков были арамейцами.

        [2] Ипатия вряд ли является именя собственное: ипат (греч.) – начальник школы.

        [3] по Масуди, ссылавшемуся на аль Фараби