Торговые и культурные связи Шумера, Ассирии, Финикии

         

          Торговля Шумера

          В –III тыс. между южным Двуречьем, Средним Востоком, долиной Инда велась оживлённая торговля, зафиксированная как археологическими находками, так и текстами клинописных табличек. В шумерские города ввозилось олово из Элама, обсидиан из Армении, лазурит из некоей горной страны Аратты[1]. Поскольку "единственное достоверное местонахождение лазурита на Древнем Востоке – горный Бадахшан, Памир"[2] то восточные контакты шумеров, возможно, доходили до гор Памира. На юго-восток тогдашние торговые пути из городов Двуречья шли к долине Инда и далее в центральную Индию. Клинописные таблички конца –III - –II тыс. сообщали о центрах торговли Маккан и Мелухха, соотносимых с побережьем Белуджистана и долиной Инда. "В Уре найдено две бусины из амазонита, его ближайшее месторождение горы Нилгири, Центральная Индия"[3]. "В развалинах Ура обнаружены куски индийского дерева тика"[4].

          О значительном объёме уже в ранний период торговых контактов между городами Шумера, Эламом и цивилизацией долины Инда свидетельствует и большое количество найденных при археологических раскопках на этих территориях сосудов из стеатита (талькокарбоната), изготовлявшихся в Кермане и Белуджистане и импортировавшихся в города Двуречья и долины Инда[5].

          При сухопутной торговле Двуречья с Индией естественными посредниками оказывались города или государственные образования на территории Среднего Востока (юга Ирана).

          Морская торговля использовала как посреднический пункт остров Дильмун (Бахрейн), где месопотамские товары обменивались на эламские и индийские.

          Переселенцы из Шумера образовывали колонии в северной Месопотамии, Сирии. В частности, семейство Фарры, отца Абрама, переселилось из Ура в Харран (Сирия), являвшийся, как и Ур, центром культа бога Луны Нанна- Сина.

          Влияние Шумера

          Религия, культура, техника, наука Шумера оказывали влияние на мигрировавшие в район Месопотамии и образовывавшие там локальные цивилизационные центры семитские племена.

          Шумерские религиозные представления составили основу мифологии и обрядов аккадцев, амореев. "У шумеров заимствовано большинство сюжетов и мифов аккадских сказаний, например, рассказ о потопе, спуске Инанны (Иштар) в подземное царство... герой аккадского эпоса Гильгамеш – шумер, правитель Урука... Пока не удалось обнаружить ни одного раннего чисто семитского культа. Все аккадские боги либо шумерского происхождения, либо издавна были отождествлены с шумерскими"[6]. Шумерский Энлиль, "владыка всех духов", получил у семитов имя Бел, Ваал (господин); ИнаннаИштар; НаннаСин, АнАну, НаннаСин, УтуШамаш… Аккадские цари возводили, как и шумеры зиккураты; поддерживали шумерские обряды. Так, начиная с Саргона Аккадского (–XXIII в.) старшая дочь царя становилась жрицей бога Луны в Уре; получала шумерское имя.

          Аналогично, в городах Старовавилонского царства (–XIX - –XVI вв.) поклонялись тем же богам, что и в Шумере, только под другими именами. В Уре оставался популярным культ бога Луны Нанна- Сина. Основные вавилонские мифы были переложениями шумерских; "вавилонский герой Этана упомянут как полулегендарный шумерский царь"[7]. Шумерский язык, вышедший из употребления при Хаммурапи, оставался у вавилонских жрецов языком культа. Впрочем, и сами "вавилоняне были, скорее всего, семитизированными по языку шумерами"[8].

          Религия Ассирийского царства (–II тыс. - –612 г.) была производной от вавилонской; т.о. от шумерской. В Ассирии, как и в Шумере- Вавилоне, почитались Энлиль, Иштар; имелись две триады небесных богов. "Ассирийский пантеон был почти равен вавилонскому"[9].

          Сиро-финикийская религия также была зависима/ производна от вавилонской. В частности, культ сирийской Астарты повторял мифы и обряды культа вавилонской Иштар. Бог Дагон в сирийском Аскалоне изображался как получеловек- полурыба; "нетрудно увидеть здесь вавилонского <шумерского> Эанна. Словно бы в дополнение к этому сходству предание приписывает Дагону <как и шумерскому Эанну> изобретение плуга, земледелия"[10]. Л.Уоддел (Waddel) полагал, что и культ финикийского Мелькарта-Геракла являлся трансляцией шумерских мифов о Гильгамеше, полулегендарном правителе Урука (Эреха). Он считал, что подвиги (греческого) Геракла являлись переложениями сиро- финикийских легенд; отмечал их близость к событиям эпоса о Гильгамеше; также отмечал, что само имя Геракл (Геркулес) можно перевести как "лев (герой) из Урука" (Ereh-lis).

          Не только религия, но и техника, наука, письменность культура разных по времени возникновения и этническому составу месопотамских цивилизационных центров –III - –I тыс. имели в своей основе шумерские прообразы, да зачастую и распространялись/ развивались в этих центрах переселенцами или потомками шумеров.

          Клинопись шумеров переняли аккадцы, затем другие месопотамские народы.

          Шумерская математика стала основой старовавилонской.

          В регионе от Харрана (Сирия) до Суз (Элам) уже в аккадский период распространилась металлическая посуда с одинаковым набором форм, источником которых была Южная Месопотамия.

          Ур дал и образцы для тогдашнего ювелирного искусства Анатолии, Восточного Средиземноморья, Майкопа (Кавказ). "Анатолийский центр производства ювелирных украшений является вторичным по отношению к шумерскому ювелирному стилю… Все майкопские ювелирные поделки находят аналогии в шумерских украшениях периода Раннединастический III… Шумеро-эламское искусство явилось основой, на которой возник феномен майкопского искусства… металлокомплекс Майкопа возник в кругу шумеро-эламских памятников и в Северной Месопотамии, где особым образом преломились шумерские традиции"[11]. По мнению В.А. Сафронова, майкопская культура была основана переселенцами из Северной Месопотамии (междуречья Хабура и Балиха), которые были связаны с шумерским Уром.

          Археолог Вулли, проводивший раскопки Ура, считал, что шумерское влияние, через посредство других народов, стало основой более поздних цивилизаций средиземноморского региона. "Шумер был прародиной западной культуры и именно у шумеров следует искать истоки искусства и мировоззрения египтян, вавилонян, ассирийцев, евреев и даже греков"[12].

          Влияние шумерской цивилизации распространялось не только в направлении севера (северной Месопотамии, Сирии, Анатолии,…) и Средиземноморья, куда в основном была направлена колонизационная деятельность шумеров, но и на восток. В Эламе строились зиккураты, аналогичные вавилонским. Иранская Анахита были сходной с шумеро- вавилонской Инанной- Иштар- Астартой. Обнаруженные в Сузах (Элам) записанные на клинописных табличках математические задачи были подобны старовавилонским[13].

          Прослеживаются определённые взаимовлияния культур Южной Месопотамии и долины Инда. "На месопотамских печатях... встречается изображение горбатого быка - точно такое же как в Мохенджо-Даро... на царском кладбище были обнаружены бусины из сердолика с геометрическим узором, вытравленные таким же способом как и в Мохенджо-Даро"[14].

         

          Торговля и колонии Ассирии

          В –III тыс. в Верхней Месопотамии возник город Ашшур, впоследствии ставший одним из центров Ассирийского царства. В его начальное население входили, кроме ассирийцев (семитов-переселенцев из Аравии), родственные им аккадцы, а также хурриты и шумеры.

          Ашшур был расположен на торговых путях, по которым в то время перевозились металлы, древесина, промышленные изделия. Южная дорога шла к городам Шумера и Персидскому заливу, куда прибывали товары из Элама и долины Инда; восточная дорога шла к медным рудникам Иранского нагорья, древесине и олову Средней Азии, лазуриту в Афганистане; северная – к рудникам меди и серебра в Тавре и в Малой Азии; западная – к средиземноморскому побережью, куда доставлялась медь из рудников Кипра.

          К концу –III тыс. через Ашшур шёл значительный поток товаров, в посреднической торговле которыми принимали участие местные купцы, накапливавшие богатства спекуляцией на разнице цен.

          С начала –II тыс. ассирийцы стали образовывать торговые колонии в Малой Азии, Анатолии, приморской Сирии.

          В дальнейшем посредническая торговля имела важное значение в политике Ассирийской империи, определяя, наряду с чисто захватническими походами, направления её военной экспансии.

          Торговля и колонии Финикии

          В –III - –II тыс. на перекрестках торговых путей в Верхней Месопотамии- Сирии появились многочисленные поселения, расцветавшие и накапливавшие богатства от посреднических услуг. Торговля стала основой хозяйственной жизни поселений семитов в тогдашней приморской Сирии (Финикии). "Если когда-либо целый народ был поклонником Маммоны – это финикийцы, всё их честолюбие направлялось к одной этой цели"[15].

          Миграция в –II тыс. в Финикию части греков из Крита и Кипра повлекла за собой развитие мореходного искусства в этом регионе.

          В –II - –I тыс. финикияне, сменив критян, вели обширную торговлю по всему Средиземноморью; устраивали там колонии и рудники. Ряд греческих городов носил названия, данные им финикийскими переселенцами. Согласно греческим мифам и весь континент Европа получил свое название от имени финикийской царевны, похищенной Зевсом, превратившимся в быка[16].

          Кадм, сын легендарного финикийского царя Агенора (усл. –XV в.), основал в Беотии (Греция) город Фивы[17], устроил там колонию и рудники. "Кадм открыл первые каменоломни и первые рудники около горы Панкей" (Климент Александрийский). Эта колония поддерживала контакты с Месопотамией: при археологических раскопках в Фивах были найдены 36 вавилонских цилиндрических печатей из лазурита, относимых к –XIV веку. Основание города Херонея в Беотии также связывалось с Кадмом: "в Херонее явилась Кадму корова, данная ему в проводники Пифийским богом, от неё название храма Аполлона Турийского ("тор" на финикийском "корова")" (Плутарх).

          На о-ве Фасос финикийцы разрабатывали золотые рудники (Геродот). "Фасосцы были по происхождению финикийцами, отплыли из Тира вместе с Фасом, сыном Агенора на поиски Европы" (Павсаний)[18]. Во Фракии, близ Фасоса, они также разрабатывали золотые рудники. Как и Финикия, эта область славилась в древности своим вином.

          В –XII веке финикийские колонии были основаны на Кипре (Пафос). "Финикийский царь Кипра Пигмалион (Пумиафион)... несколько царей с таким именем..." (Фрезер)[19].

          Затем последовала колонизация других крупных островов Средиземного моря: Крита, Корсики, Мальты, Сицилии, Сардинии. На Сицилии финикийцы основали город Палермо и ряд других.

          По Гомеру финикийцы имелись на о-в Лемнос; по Геродоту они торговали с Аргосом; по Диодору Сицилийскому их поселения существовали на Родосе; по Стефану Византийского они построили город на о-ве Мелос (юг Эгеиды). На о-ве Кифера был финикийский храм Астарты.

          В Испании древнейшей колонией финикийцев был основанный около –1100 г. Гадес[20]. Через Гадес они торговали с Тартессом, этрусским городом на Гвадалквивире, добывавшим серебро, свинец, медь в горах Сьерра- Морена; через Тартесс – с северо-западной Европой, в частности, с Касситеридами, "Оловянными островами" (Корнуолл в Британии). "У Соломона есть корабль таршишский, вместе с кораблем хирамовым раз в три года привозят золото, серебро, обезьян, павианов" ("Книга Царств", X, 22). В Испании финикийцы основали также Малагу, Абдеру и другие города.

          Финикийцы стремились захватить контроль над Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), чтобы помешать этрусками (Тартессу) вести прямую торговлю металлами – оловом, бронзой, серебром – с Восточным Средиземноморьем. Около –530 г. карфагеняне разрушили Тартесс. С того времени торговля металлами из западноевропейских залежей стала осуществляться только через финикийский Гадес.

          Финикияне основывали колонии и в Северной Африке, на пути к Гадесу. Около –1100 г. они образовали колонию в Утике[21]. Близ гор Атласа, на африканском берегу, финикияне основали Танжер. Их самой значительной колонией в Северной Африке стал Карт-хадашт ("новый город"), Карфаген; основанный, по одной из версий в –825/14 г[22]. Влияние Карфагена распространилось на всё средиземноморское побережье Северной Африки и Испании.

          Монополизация карфагенянами  посреднической торговли металлами, хотя и принесла им громадные прибыли, привела позднее к военным столкновениям с Римом (Пуническим войнам[23]), завершившимся полным разрушением Карфагена.

          Около –800 г., идя по следам более древних мореплавателей, вероятнее всего критян, карфагеняне достигли Мадейры и Канар.

          В –VII в. карфагенский суфет Ганнон в своём плавании вдоль Западной Африки достиг побережья Сьерра-Леоне. Согласно сведениям, основанным на записях в карфагенском храме, целью его путешествия было основание колоний.

          "Древние колонии сынов Ханаана образовывали непрерывную цепь вдоль Средиземноморского побережья к Гибралтару... другой ряд таких колоний шел от Красного моря до Индии"[24].

          Финикияне вели и сухопутную караванную торговлю.

          Описание торговли финикиян –VII в. дал Иезекииль: из Фувала и Мешеха они привозили медную посуду; из Фогарма – лошадей; из Дамаска – вино и белую шерсть; из Аравии – овец.

          Колонии, создаваемые финикиянами/ карфагенянами, становились центрами их влияния и последующего захвата монопольного контроля над местной торговлей; что было своего рода непрямой агрессией, выкачиванием ресурсов других государств.

          Активная посредническая торговля обогатила сиро-финикийские города. "Накопил (Тир) серебра как пыли и золота как уличной грязи" (Захария, IX, 3)[25].

          Падение значимости посреднической деятельности, как и возникновение новых торговых центров приводили к упадку финикийских городов, практически не развивавших никаких полезных ремесел. Они вновь превращались в примитивные, бедные поселения.

         



[1] "Энмеркар и верховный жрец Аратты" // "Вестник древней истории", 4, 1964 г.

[2] Сарианиди В.И. "О великом лазуритовом пути на Древнем Востоке" // "Краткие сообщения института археологии", 114, 1968 г.

[3] Вулли Л. "Ур халдеев", М.,1961 г.

[4] Рагозина З. "История Халдеи", СПб., 1903 г.

[5] Дандамаев М. "Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э.", СПб, 2008 г., с. 346-7.

[6] "Я открою тебе сокровенное слово", М.,1981 г.

[7] там же

[8] Дьяконов И.М. "Люди города Ура", М., 1990 г.

[9] Рагозина З. "История Халдеи", СПб., 1903 г.

[10] там же

[11] Сафронов В.А. "Индоевропейские прародины", М., 1988 г.

[12] Вулли Л. "Ур халдеев", М., 1961 г.

[13] Hoyrup J. "Mathematical Susa text VII and VIII. Reinterpretation"  // "Altorientalisch Forshungen", 20,1993.

[14] Рагозина З. "История Халдеи", СПб., 1903 г.

[15] Рагозина З. "История Ассирии", СПб., 1904 г.

[16] В связи этим мифом отмечалось, что на монетах финикийского города Сидона встречались изображения богини верхом на быке, и что культ быка был связан с почитанием Солнца – главной религией Сирии

[17] Название семивратных Фив, Thebais, созвучно сирийскому sabgo, семь. Семёрка – священное число в халдейской религии.

[18] Павсаний "Описание Эллады", тт. 1-2, М.-Л., 1940 г.

[19] Фрезер Дж. "Золотая ветвь", М., 1928 г.

[20] совр. Кадис

[21] район современного Туниса

[22] по другой версии его основала, вскоре после Троянской войны, Дидона

[23] пуны - финикийцы

[24] Рагозина З. "История Ассирии", СПб., 1904 г.

[25] Серебро и золото являлись в то время на Ближнем Востоке основными платёжными средствами.