Хуан Вивес (испанские гуманисты)
         
          Хуан Луис Вивес (1492 - 1540 гг.) представлял собой типичный пример испанского гуманиста XVI века. Он происходил из семьи марранов, живших в Валенсии, занимавшихся торговлей. В 1507- 09 гг. Вивес учился в Валенсии; в 1509 г. уехал в Париж, где слушал курсы в нескольких колледжах, в том числе в колледже Монтегю, находившимся под влиянием близкого к гуманизму религиозного движения "Новое благочестие", возникшего в Нидерландах. В 1514 году, не получив учёной степени, Вивес покинул Париж и обосновался в Брюгге. Там обитало немало торговцев из его родной Испании, в том числе богатый купец и судовладелец Гонсало де Агилера из Бургоса; их дома в Брюгге оказались рядом.
          В дальнейшем Вивес старался завязывать дружеские связи с европейскими гуманистами, а также превращать эти знакомства в источники материального обогащения. Так, встретившись в 1516 году с Эразмом Роттердамским, он постарался использовать его влияние среди местной аристократии и в результате получил в 1517 году место учителя при Виллеме де Крой (1497 - 1521 гг.), епископе Камбре, назначенном 25мая 1517 г. папой Львом X кардиналом, а 31 декабря 1517 г. – архиепископом Толедо, преемником Хименеса де Сиснероса. (Отсутствие у Вивеса учёного звания – он не получил его в Париже – равно как и отсутствие каких-либо научных заслуг не помешало столь почётному и доходному назначению). Когда молодой епископ поехал в 1517 г. в университет Лувена для продолжения образования, он взял Вивеса с собой.
          В Лувене Вивес давал частные уроки, писал гуманистического характера трактаты и заводил экономически полезные связи в среде гуманистов. Так, он успешно познакомился с английским гуманистом и политическим деятелем Томасом Мором. В 1521 году гуманист Эразм представил прибывшему в Лувен Мору группу своих друзей, в которую незаметно втерся и тихий, скромный Вивес. Без особенных церемоний Вивес попросил у Мора пенсию от Англии и вскоре, к своему изумлению, стал её действительно получать – хотя какие именно услуги он оказал на тот момент Англии или английскому народу так и осталось неизвестным. По-видимому, Мор считал, что гуманистической образ мышления, которого он и сам придерживался, представляет собой вполне достаточное основание для того, чтобы человеку платили пансион. Дружбой с Мором испанский гуманист очень дорожил, и когда Мор был назначен канцлером Англии, Вивес беспокоился: "вспомнит ли он о нас, своих бедных друзьях?"
          Совершавший в 1520 году поездку по городам Фландрии видный гуманист и эллинист Хуан де Вергара (1492 - 1557 гг.), тоже из марранов, служивший ранее секретарём архиепископа Толедо кардинала Хименеса де Сиснероса, а потом у его преемника Виллема де Крой (находившегося в Нидерландах), пригласил Вивеса преподавать в недавно (1501- 08 гг.) основанном де Сиснеросом университете Алькала-де-Энарес. Этот пример снова показывает, что в те времена, как, впрочем, и сейчас, получение престижных и хлебных "академических" должностей, поскольку оно зависело от гуманистов, определялось не учёным званием (которого Вивес не имел) и не научными заслугами (аналогично), а только образом мышления. Впрочем, гуманист от этого предложения благоразумно отказался. Покинув Испанию в1509 году, он больше никогда её не посещал – ведь с конца XV века, согласно указу королей Фердинанда и Изабеллы, там действовала инквизиция, преследовавшая в основном марранов, подозреваемых в возврате к иудаизму. Семья Вивеса тоже попала под расследование инквизиции; в 1524 году его отец был сожжён за тайное исповедание иудаизма.
          В 1523- 27 гг. Вивес находился то в Брюгге, то в Англии; в последней настойчиво пытался навязать свои услуги преподавателя аристократам, вплоть до королевской семьи, и частично преуспел в этом. Он написал и издал в 1523-24 гг. две книги о воспитании и образовании женщин: De ratione studii puerilis epistolae duae ("Два письма на тему детской учёбы"), Institutione Feminae Christiana ("Воспитание женщин-христианок"); последнюю он посвятил тогдашней английской королеве Екатерине Арагонской и она, возможно,использовала эту книгу, при воспитании своей дочери, Марии Тюдор (1516- 58 гг.).
          В апреле 1525 года гуманист получил лицензию на поставки вина и шерсти в Англию и вывоз пшеницы на континент, вслед за чем перебрался в столицу, Лондон.
          Самонадеянные попытки участия в политических интригах, связанных с намерением Генриха VIII развестись с Екатериной Арагонской (которой Вивес не сочувствовал, но вынужденно изображал из себя её сторонника, поскольку против развода выступал его покровитель Т. Мор) стоили ему ранее выхлопотанной Мором королевской пенсии, и в 1527 году Хуан Вивес вернулся в Брюгге, где занялся писанием работ на темы педагогики и "общечеловеческих ценностей". Он пропагандировал секуляризацию образования, отделение школ от соборов и монастырей, повышение значения античных классиков.
          Потеряв английский источник доходов, Вивес решил попытаться выжать деньги из испанцев. Один свой трактат, De concord et discordia (1529 г.), он посвятил королю Карлу V, другой трактат, De pacificatione (1529 г.) – великому инквизитору. В результате пройдоха стал получать от Испании ежегодную пенсию в 150 дукатов. Однако церковную должность, о которой он тоже хлопотал, ему не дали.
          Европейские гуманисты, знакомые Вивеса, видя, куда устремлены интересы их протеже, постепенно отдалились от него. Разочаровался в былом приятеле и чересчур доверчивый Эразм. В 1530-х гг. он уже советовал своим друзьям "не иметь дел с Вивесом".
          Печатные труды Вивеса издавались, рекламировались и распространялись на средства иудейских общин и идеологически близких к ним групп. В 1538- 40 годах было напечатано около 100 работ Вивеса. Его сочинения использовал М. Монтень; тоже происходивший из семьи марранов. Протестантский историк Осиандер простодушно считал Вивеса "тайным поклонником Лютера".
          В заключение следует добавить, что несмотря на достаточное количество материалов, точную биографию Вивеса восстановить довольно сложно – из-за путаницы дат, сведений и неумеренной клановой рекламы; что, впрочем, вполне обычно для многих Людей Доброй Воли.