Протестантизм и Московская Русь XVI - XVII вв.

 

Византийская версия христианства, установленная в качестве государственной религии на территории Руси с X века, по своим догматам и обрядности была ближе к католицизму, чем к протестантизму. Это осознавались царями и церковными иерархами Московской Руси. Так, Иван IV назвал протестантизм "собранием старых ересей, уже давно отвергнутых и осуждённых на нескольких соборах". Сочинения с критикой протестантизма писали видные общественные деятели XVI века Андрей Курбский, Артемий Троицкий. Священник Иван Наседка, побывавший в Дании в составе русского посольства 1621- 22 гг. и, таким образом, имевший возможность узнать протестантизм более наглядно, писал: "Лютер утвердил учение ещё злейшее папского … изыдоша из уст сатанинских два духа нечистых, Мартин и Кальвин". Он отмечал различие православия и протестантизма не только в догматах, но и в религиозных обрядах, отношении к церкви: "Кирха все время открыта, ходят животные, ведётся торговля".

Основные политические центры, где восторжествовал протестантизм, северо-западная Германия и Англия, не являлись дружественными по отношению к славянам странами, а по развитию науки, культуры, образования они в XVI - XVII вв. уступали католическим Италии, Испании, Франции. Поэтому для Московской Руси естественнее было бы устанавливать торговые и иные контакты в первую очередь с католическими государствами: Италией, Испанией, южной частью Германии, Францией. Однако связи Московии с Западной Европой в XVI веке развивались, по ряду причин, в основном с протестантскими странами.

Прежде всего, протестантские государства располагались на севере Европы, гранича с Московией и препятствуя её контактам с католическими странами. Например, в 1549 г. Ганс Шлитте, набиравший, по поручению царя Ивана IV и с разрешения императора Карла V, технических специалистов, был задержан в протестантском городе Любеке, а приглашённые им мастера (123 человека) не пропущены в Москву. Торговые, культурные, научные связи Московского царства с Европой также вынужденно осуществлялись через протестантов, пытавшихся использовать это обстоятельство для распространения своих идей. Например, в 1552 г. Иван IV обратился к датскому королю Христиану III с просьбой помочь в устройстве типографии. В ответном письме из Дании было предложено принять Ганса Миссенгейма с печатными инструментами и Библией в переводе Лютера.

Далее, столкновение Ивана IV с Ливонией представляло собой конфликт Московии с католической Империей, поскольку Ливонский орден был вассалом германского императора. Император Фердинанд I после нападения Ивана IV на Ливонию в 1558 году объявил блокаду Московского царства. "Ливонская война в своей основе была войной между Империей и Московским государством"[1]. Эта же война значительно ухудшила и отношения Москвы с католической Польшей. Военными действиями в Ливонии против Ивана IV руководил польский король Стефан Баторий.

Ухудшили отношения Москвы с католическими странами и события времен Смуты. В Московское царство вторглись отряды Лжедмитрия, а затем и польские войска; был пленён и увезён в Польшу царь Василий Шуйский.

Таким образом, из-за текущих политических проблем отношения Московского царства с ведущими католическими странами Европы во второй половине XVI - начале XVII вв. были напряжёнными.

С другой стороны, во время той же Ливонской войны были установлены прямые связи между Москвой и протестантской Англией (экспедиции Ченслера 1553 и 1555 гг.; за ними последовали другие), что привело к расширению торговли Московского царства со странами протестантского лагеря. Английские купцы развернули в Московской Руси времён Ивана IV и Бориса Годунова бурную деятельность; получали торговые привилегии. Иван IV подумывал жениться на английской аристократке Мэри Гастингс; намеревался отослать накопленные им сокровища в Англию. Русский лес, пеньку, из которых делались корпуса, мачты, канаты для кораблей высоко оценил, после разгрома испанской "непобедимой Армады", Фрэнсис Дрейк. Таким образом, Московское царство оказало содействие, хотя и косвенное, протестантскому лагерю в этот период его борьбы с католицизмом.

В первой половине XVII века правители протестантских стран центральной и северной Европы, воевавшие против католиков, проявляли показное дружелюбие к Московии, в том числе к её религии. Например, шведский король-протестант Карл IX, воевавший с польским королем Сигизмундом III (тоже шведом по происхождению, но католиком), беспокоился, как бы в Московском царстве "не понесла ущерба <от католиков-поляков> древняя греческая религия" (1607 г.). Аналогично и шведский король-протестант Густав-Адольф, воевавший во время Тридцатилетней войны (1620 - 48 гг.) против католической Империи, сокрушался, что в Московии "греческая вера может подпасть под католическое влияние".

Попытка расширения влияния протестантизма в Москве была связана с деятельностью Лжедмитрия I. Обычно считается, что среди его польских советников преобладали католики. Однако более внимательное рассмотрение истории Лжедмитрия показывает, что важную роль в ней играли и протестанты. Прежде всего, Г. Отрепьев, по ходу своего превращения в Лжедмитрия, немало контактировал с протестантами и арианами. В 1600/1 г. он появился во владениях князя Острожского, киевского воеводы, откуда перебрался в Гощу, являвшуюся центром арианства в Польше, к панам Гойским, арианам, организовавшим на Волыни две арианские школы. Там Отрепьев учился у монаха Матвея Твердохлеба, проповедника арианства. (Позже Твердохлеб был принят Лжедмитрием в Кремле). После Гощ он отбыл в Запорожье, где находился в отряде Герасима Евангелика, судя по прозвищу, протестанта. Арианин Ян Бучинский был секретарём Лжедмитрия, выполнял его важные поручения; в частности, ездил после захвата власти в Польшу за Мнишками. Влияние на Лжедмитрия ариан отмечал келарь Авраамий Палицын, писавший, что Лжедмитрий "пристрастился к ложному писанию …  собирался передать православных арианам".

Далее, семья Ежи (Юрия) Мнишка, главного покровителя Отрепьева, имела тесные связи с протестантами. Его отец происходил из Богемии, где было влиятельным протестантское движение, и сам под конец жизни стал кальвинистом. Одна из сестер Ежи Мнишка вышла замуж за краковского бургграфа Николая Стадницкого, арианина, другая за краковского воеводу Яна Фирлея, кальвиниста. Сам Мнишек был женат на Ядвиге Тарло, из семьи ариан; его другом был Якуб Сененьский, основавший арианскую академию в Ракове, "главный коновод арианской партии" (Костомаров); позже он входил в состав польского посольства 1606 г. к Лжедмитрию.

Таким образом, Г. Отрепьев на ранней стадии своей деятельности поддержку находил не столько среди польских католических кругов, сколько среди религиозных оппозиционеров, протестантов и ариан. Видные государственные деятели католической Польши, в том числе гетман Ян Замойский, напротив, отрицательно относились к авантюре Отрепьева; неохотно склонился к принятию его предложений и король Сигизмунд. "С помощью лести и лжи и своего родственника, кардинала Мациевского, епископа Кракова он <Мнишек> добился, чтобы король стал благоприятствовать этому делу, против совета многих сенаторов" (Жолкевский)[2].

При первых Романовых протестантизм продолжал усиливать влияние в Московском царстве. Царя Михаила раньше других признали протестантские государства Европы – Англия и Голландия; католические же государства долго их игнорировали. Фердинанд II Габсбург не сообщил Михаилу Романову о своем избрании германским императором и не поздравил его. Романовы, в свою очередь, выражали явные предпочтения протестантским северогерманским княжествам перед католиками в решающей для религиозных судеб Европы того времени Тридцатилетней войне (1620- 48 гг.). В 1619 году из польского плена вернулся отец царя Михаила, "тушинский патриарх" Филарет. В июле 1619 года, сразу после возвращения, он предоставил купцам протестантской Голландии возможность участвовать в персидской торговле. В 1621 году Филарет направил послов в Данию, намечая брак Михаила Романова с племянницей короля Христиана IV, активного протестанта. В 1625 г. Христиан IV стал протектором германского союза князей-протестантов и послал войска на помощь единоверцам, вмешавшись в этот, первоначально внутриимперский, конфликт. В 1626 году его войска были разбиты. В таких условиях установление родственных связей Романовых с датским двором могло бы повлечь прямое вовлечение Московского царства в религиозную Тридцатилетнюю войну на стороне протестантского лагеря. Хотя до военно-политической поддержки протестантов Романовы всё же тогда не дошли, но экономическое содействие они им оказали: в конце 1620-х годов голландцы закупали в Московии хлеб и перепродавали его на амстердамской бирже по более дорогой цене, что косвенно финансировало военные расходы их страны.

И обратно, отношение первых Романовых к католическим странам было подчёркнуто недружественным. Например, когда в 1629 году король Франции Людовик XIII попросил разрешения его соотечественникам иметь духовенство в Москве, от царского правительства последовал резкий отказ.

В течение XVII века в Московии побывало много купцов, врачей, ремесленников, в основном, из протестантских стран. Некоторые из них оставались на постоянное жительство. Посол голштинского герцога Олеарий писал, что при Михаиле I в Москве было около тысячи протестантских семейств. Иностранные лейб-медики первых Романовых, также почти все оказались, по странному совпадению, протестантами, да ещё и оккультистами.

В течение XVII века в Московском царстве распространялась и доставляемая из-за рубежа сектантская и оккультная литература. Так, книга "Лабиринт света и рай сердца" епископа "моравских братьев" Я.А. Коменского была переведена на русский язык почти сразу после ее выхода (1623 г.). В XVII веке неоднократно появились переводы на русский язык сочинений германского мистика Беме[3]. Иезуиты, проповедовавшие в России в конце XVII века, писали: "Никто не поверит, сколько чудовищных книг доставляется сюда из Англии и Голландии"[4].

Возможности для улучшения отношений России с католическими странами появились при кратком правлении наследников Алексея I по линии Милославских. Царь Фёдор знал латинский, польский языки, был женат на дочери смоленского шляхтича Агафье Грушецкой. Во время его царствования при дворе стали популярными польские обычаи; мода.

Положение вновь изменилось после перехода власти к Петру I. Пётр был сыном Алексея от Натальи Нарышкиной, имевшей своим предком крымского караима Мордку Кубрата по прозвищу Нарыш[5], воспитанницы руководителя Посольского приказа Артамона Матвеева, женатого на англичанке. В отличие от Фёдора и Софьи, получивших образование у Симеона Полоцкого, Петр вместо учёбы развлекался в Кокуе (Немецкой слободе), месте проживания иностранцев, среди которых большинство составляли протестанты. Его близким другом и, позже, главным военным советником стал кальвинист из Женевы Лефорт. Протестанты не только старались вызвать у Петра дружеское отношение к своим странам и своей религии, но и углубляли в нём негативное отношение к русской культуре, как и к своим конкурентам - католикам. Миссионеры-иезуиты, находившиеся тогда в Москве, писали: "невозможно передать, каким врагом папы и иезуитов был этот Лефорт"[6]. Посещение царём Петром протестантских стран – Голландии, Англии, германских городов Бранденбург, Кенигсберг – усилило его симпатии к протестантизму. Иезуиты отмечали, что из зарубежной поездки Петр "вернулся с большим нерасположением к католическим священникам". Ликвидация Петром патриаршества и учреждение Синода также представляли элементы реорганизации российской церкви на протестантских началах. Многие российские иерархи выступали против этих мероприятий, с соответствующими последствиями. "За первое десятилетие после учреждения Синода большая часть русских епископов побывала в тюрьмах, были расстрижены, биты кнутом и т.д." (Л. Тихомиров).

В XVIII - XIX вв. германские протестантские университеты были основными местами стажировок студентов и набора преподавательских кадров для вузов Российской империи.

 



[1] Поршнев Б.Ф. "Тридцатилетняя война и вступление в нее Польши и Московского государства", М., 1976 г.

[2] "Записки гетмана Жолкевского о Московской войне", СПб, 1871 г.

[3] О книге  Беме "Путь ко Христу" св. Игнатий (Брянчанинов) писал: "В этой книге царит и дышит с её страниц лесть злого духа, обольщающего человека, опьяняющего его".

[4] "Письма и донесения иезуитов в России конца XVII - начала XVIII вв." СПб., 1904 г.

[5] Мордка Кубрат приехал в Москву около 1465 г. Его внук Исаак первым носил фамилию Нарышкин.

[6] "Письма и донесения иезуитов …"