"Семья любви"

 

В XVI веке в религиозной жизни Европы действовал выраженный дух времени, одной из характерных черт которого было распространение разнообразных ересей и сект. Реформация в Германии была лишь одним, хотя и наиболее ярким и успешным примером этого.

Помимо протестантов в Германии и сходных с ними гугенотов во Франции, в Европе в XVI веке возникли или оживились многие другие секты: анабаптисты, хилиасты, ариане и т.д. Одной из таких сект являлась семья любви, основанная в 1540-х гг. купцом Хендриком Никласом. Эта международная секта заслуживает особого внимания поскольку, во-первых, её деятельность проходила в основном на территориях, остававшихся в зоне католической юрисдикции; во- вторых, главным методом её противодействия католицизму была вербовка и внедрение агентов влияния.

Центр семьи любви находился в Антверпене. Основные положения сектантов включали: отрицание Троицы, как и в арианстве; отказ от крещения детей, как и в анабаптизме; отказ от ношения оружия и принесения клятвы, как и у квакеров (последнее в тогдашней конкретно-политической обстановке означало прямой или косвенный отказ от повиновения испанским властям). В "семье" аллегорически толковали Библию; игнорировали церковные обряды и догмы; считали принадлежность к той или иной конфессии несущественной, по сравнению с духовной общностью – то есть, общностью взглядов самих сектантов. На идеологию "семьи" оказали влияние датские анабаптисты, точнее, секта Давида Йориса (1501- 56 гг.) – "Йорис снес яйцо, которое высидел Никлас"[1]. В свою очередь, секта Йориса вела происхождение от "Нового благочестия" (Devotio Moderna), группы северных мистиков XIV - XV вв., чья деятельность внесла немалый вклад в развитие Северного ренессанса. Некоторые фамилисты внешне принадлежали к католикам, другие – к кальвинистам. Имелись среди них и евреи-марраны. Влияние последних на секту было значительным и она, несмотря на свой заявленный либеральный и общечеловеческий характер, по существу, представляла собой орудие борьбы евреев против инквизиции и испанской короны.

В конце XV - 1 половине XVI вв. крупный портовый город Антверпен стал местом массового переселения из Испании и Португалии евреев, подвергавшихся в этих странах религиозным и политическим преследованиям. Как иудеи, так и мнимообращённые из них "новохристиане"- марраны поддерживали и вдохновляли антииспанские и антикатолические местные движения, приведшие в 1566 году к восстанию против короля Испании Филиппа II, в чьём наследственном владении тогда находились Нидерланды, а затем и к т.н. "первой буржуазной революции". При этом значительные финансовые возможности местных иудеев и марранов, переведших (легально и нелегально, через посредников) свои богатства из пиренейских государств, обеспечили широкий размах этих движений- революций, а также их конечный успех. Одним из методов борьбы еврейской общины против испанской короны и католицизма в те годы являлась поддержка различных ересей и сект.

"Семью любви" основал в 1540 году Хендрик Никлас (Niclaes). Никлас (1501/2- 80? гг.) был родом из Мюнстера, где в 1520- 30-х годах развернулось анабаптистское движение[2]. В 1529/ 30 году он переехал в Амстердам, где занялся торговлей шёлком и бархатом; стал преуспевающим бизнесменом. Около 1540 г. перебрался в Эмден (Восточная Фрисландия), один из центров протестантизма. Никлас имел видения и, после одного из них, ощутив себя пророком, решил создать секту. Он написал более пятидесяти мистико-теософских сочинений с пророчествами: книги "О духовной жизни", "О небесном Иерусалиме и святом народе" и т.д. В 1560 году из-за конфликта с городским советом Никлас покинул Эмден. Жил в Нидерландах, Лондоне, Кёльне; везде вербовал сторонников.

В организованную Никласом секту вошли Хендрик Янсен- Баррефелт, датский географ Ортелий, антверпенский издатель Плантин, испанский богослов и гебраист Арий Монтан, антверпенский банкир и книготорговец марран Луис Перес, учёные-филологи Андреас Мазэ, Иост Липс, издатель ван Бомберг, ряд других фламандских бюргеров и интеллектуалов. С "семьёй" контактировали фирмы печатников Вассон в Лейдене и де Бри во Франкфурте и Оппенхейме.

Янсен-Баррефелт, как вскоре выяснилось, тоже оказался пророком; его прозвали Hiel – "свет бога". Два пророка вместе не ужились и в 1573 году она раскололась. Большинство последовало за Баррефелтом.

Идеологи "семьи" понимали значение печати, массовой пропаганды идей. Сочинения Янсена-Баррефелта публиковала издательская фирма Плантина, основанная около 1555 года. Благодаря финансовой и организационной поддержке марранов эта фирма вскоре развернула деятельность по всей Европе, образовав книготорговую империю, распространявшую, прямо и косвенно, идеи секты. Аналогичную, хотя и более скромную деятельность вело семейство издателей Бомбергов (членов секты) в Антверпене и Венеции.

Особой удачей руководства секты стало вовлечение в неё Бенито Ария Монтана, видного испанского религиозного деятеля. Монтан не только помогал представителям секты в основном месте её расположения, Антверпене, где он в 1570-х гг. являлся советником правителя Нидерландов герцога Альбы, но и продвигал её идеи после своего возвращения в Испанию, где он в течение десяти лет заведовал королевской библиотекой, одновременно вербуя среди монахов Эскориала адептов секты. Близкие отношения сложились у Монтана с антверпенским банкиром и книготорговцем марраном Луисом Пересом, участником секты; Монтан писал ему еженедельно в течение двадцати лет. В Испании он помогал родичам Переса устраивать финансовые дела, а в Антверпене по его рекомендации Н. Рококс, тесть Переса, был включён в городское управление (позже он стал бургомистром).

Секта оказывала значительное, хотя и не всегда прямое, идейное влияние на политику и культуру Европы XVI века. "Являлась тайной силой в католическом и протестантском мирах"[3]. Идеи фамилистов имели определённое продолжение в Англии времен Елизаветы Тюдор.

 

Деятели секты

Кристофор Плантин (Plantin) (1514/20- 88/9 гг.) – антверпенский издатель, француз по месту рождения. В 1549 г. Плантин приехал в Антверпен. Там около 1555 г., при спонсорстве богатых купцов- участников семьи любви, он устроил типографию. Среди его покровителей были городской секретарь Антверпена Корнелий Графей[4] и секретарь по иностранным делам Испании дон Габриэль де Сайяс. В типографии Плантина издавались работы фамилистов, гуманистов, художественная литература и другие книги, включая кальвинистский памфлет. В 1561 г. Плантин, опасаясь ареста за издание еретических сочинений, покинул Антверпен и уехал в Париж. В 1562 г. имущество его типографии было конфисковано, а сотрудники наказаны. Однако уже в 1563 г. Плантин вернулся в Антверпен и возобновил свою работу. Для восстановления типографии он создал товарищество, вместе с издателями Бомбергами и другими фламандскими бюргерами. Среди его финансистов были марраны Луис и Марко Пересы.

Плантин печатал сочинения сектантов; вербовал новых членов; стал старейшиной секты. Особенным его успехом явилось вовлечение в "семью" испанского богослова Ария Монтана. В 1567 г. Плантин перешёл от Никласа к другому руководителю секты, Янсену-Баррефелту.

Во второй половине 1560-х гг. у Плантина возникла идея издать Библию на пяти языках, т.н. Полиглоту, с привлечением авторитетных учёных и с лучшими шрифтами. Вначале он искал спонсоров для такого издания среди протестантских князей Германии (Саксония, Пфальц), но, после обострения религиозного конфликта в Антверпене и ввода туда в 1567 г. войск герцога Альбы, решил обратиться к Филиппу II. Испанский король считался главным защитником католицизма и Плантин рассчитывал, что если бы его удалось вовлечь в это дело, то Библия и её издатель, при любом повороте событий, оказались бы защищены от возможного церковного осуждения. (Предусмотрительность Плантина вполне оправдалась: несмотря на проблемы с одобрением Римом Библии-Полиглоты, репрессий против её издателей и редакторов, учитывая покровительство короля, предпринято не было). Помимо такой своего рода охранной грамоты Плантин получил, при содействии Габриэля де Сайяса, звание королевского печатника и привилегию на монопольное издание литургических текстов для священников, что приносило ему доход в две тысячи золотых ежемесячно. (Эти деньги из казны католического короля шли на распространение идей еретиков, с которыми Филипп II воевал по всей Европе).

В 1576 году, после захвата испанскими войсками Антверпена, Плантин на некоторое время покинул город, куда вернулся только в мае 1577 г. Финансовый кризис, связанный с потерями во время действий испанских солдат в Антверпене, помог ему преодолеть Луис Перес, предоставивший новый кредит.

После образования на севере Нидерландов независимой кальвинистской республики, Плантин наладил с ней связи и в апреле 1578 года был назначен её главным печатником с монополией на издание официальных документов. Он печатал антииспанские сочинения, включая эдикт Генеральных штатов об утрате Филиппом II своих прав на Нидерланды, антикатолические памфлеты; впрочем из осторожности под чужим именем и в обстановке строгой секретности – его антверпенским работникам категорически запрещалось выносить из типографии напечатанные листы или рассказывать, какие работы там ведутся. В 1580 году Плантин издал восемь томов сочинений идеолога секты "семья любви "Баррефелта. Хуан де Варгас, ранее глава Совета по делам беспорядков, созданного герцогом Альбой для расследования причин мятежей в Нидерландах и наказания их главарей, писал королю, что в типографии Плантина "печатаются все виды еретических бумаг".

В 1583 году Плантин приехал в Лейден для устройства типографии, по приглашению руководства недавно организованного там кальвинистского университета. Ссудил ему деньги на приобретение имущества в городе Луис Перес. Плантин работал в Лейдене два года, после чего вернулся в Антверпен. В Лейдене остался его зять Рефеленг, руководивший типографией, а заодно возглавивший кафедру еврейского языка в Лейденском университете.

Плантин имел широкий круг корреспондентов в разных странах, среди них были: кардинал Антуан Гранвелла; хронолог Жозеф Юст Скалигер; первый куратор Лейденского университета Ян Доуза; секретарь Лейденского университета Ян ван Хаут; один из лидеров гугенотов, близкий сподвижник Генриха Наваррского Филипп дю Плесси Морней; художник и философ Дирк Коорнхерт из Харлема и другие. В его антверпенском доме останавливался в 1563- 64 гг., во время работы над Библией-Полиглотой, Иоханнес Исаак Левита, профессор еврейского языка в Лувене и Кёльне (видимо, родственник Эли Левита, работавшего с ван Бомбергом в Венеции над изданием еврейских книг).

По характеристике Ария Монтана, Плантин был "человеком идеи"; "в нём не было ничего материального, только разум"[5]. Впрочем, Плантин составил значительное состояние, хотя и жаловался постоянно в письмах к своим покровителям на трудное финансовое положение.

Плантин создал сеть книготорговых лавок в разных городах и странах Европы; она была крупнейшей в его время. Преемником и продолжателем дела Плантина стал его зять Морет. Издательский дом Плантина существовал долгое время.

Даниэль ван Бомберг (1470/83 - 1553 гг.). Сын Корнелия ван Бомберга, антверпенского купца и финансиста, сотрудничавшего с английским купцом и финансистом Т. Грешемом[6]. Дядя антверпенского печатника Корнелия ван Бомберга, деятельного кальвиниста, одного из первых последователей Хендрика Никласа.

Получил образование в Лувенском университете; в конце XV века переехал в Венецию. Там изучал иврит и еврейскую литературу у гебраиста сефардского происхождения Феликса Пратского. В 1516 г. организовал в Венеции типографию, которая стала специализироваться на издании иудейских сочинений. Опубликовал Библию с раввинистскими комментариями; полный текст Вавилонского Талмуда (между 1519 и 1523 годами). В 1537- 38 гг. Бомберг, вместе с Эли Левита (Эли бен Ашер ха-Леви Ашкенази (1468 - 1549 гг.)), работал над изданием книг Иова и Даниила. Через антверпенских родственников он пересылал изданные им еврейские библии для колонии евреев в Северной Африке.

В 1530-х гг. Бомберг сотрудничал с французским лингвистом и каббалистом Гиллемом Постелем, оплачивал закупки им книг на Ближнем Востоке.

Являлся финансовым агентом еврейского дома Мендесов; помогал переводить в Италию имущество евреев, бежавших от испанской инквизиции.

В своей работе Даниэль Бомберг постоянно испытывал помехи со стороны городских властей и инквизиции. В 1549 году он прекратил издательскую деятельность в Венеции и вернулся в Антверпен.

Марко и Луис Пересы. Братья- марраны, обосновавшиеся в Нидерландах (Антверпене). Марко Перес был активным проповедником кальвинизма; в его доме останавливался Пётр Датен, глава нидерландских кальвинистов, духовный наставник Вильгельма Оранского, один из главных сторонников революционного террора[7]. Жена Марко держала салон для богатых дам Антверпена. Луис Перес (1532 - 1601 гг.), банкир и книготорговец, был "примерным католиком", получившим свидетельство о благонадежности от испанской инквизиции.

Братья Пересы разделяли роли: один изображал из себя преданного католика, другой – убеждённого кальвиниста. Когда в Антверпен входили испанские (католические) войска – в городе оставался Луис и охранял имущество семьи. Когда город брали кальвинисты – Луис бросал все дела и срочно уезжал, но зато во власть входил любимец местной интеллигенции, "герой трудовой Фландрии", "бесстрашный борец против испанского порабощения", "мужественный кальвинистский проповедник" Марко.

Бенито Арий Монтан (1527- 98 гг.). По утверждению Рекерса (Rekers), Арий Монтан происходил из идальго и старых христиан; его отец был нотарием Святой Службы. Однако многие события жизни Ария Монтана – его близкие связи с марранами, продолжительное обслуживание их интересов, участие в еретической секте – делают это утверждение крайне сомнительным.

В 1546 году Арий Монтан учился в Севилье; в это время там распространялись идеи гуманиста Эразма Роттердамского. Специализировался в гебраистике. Путешествовал по Италии. В 1560 году стал священником духовно-рыцарского ордена Сантьяго. В 1562 году вошёл в состав испанской делегации на Тридентском соборе. После возвращения стал духовником короля Филиппа II.

В 1568 году король назначил Ария Монтана редактором Библии-Полиглоты, проект создания которой предложил печатник Плантин.

В Антверпене, куда переехал Монтан, в это время происходили ожесточённые столкновения между католиками и протестантами. Монтан занял важное место в политической и религиозной жизни города. Он был председателем местной богословской комиссии; составил, по поручению короля, "Индекс запрещённых книг" для Нидерландов; печатал свои религиозные сочинения; встречался с местными и приезжими учёными: географами Ортелием, Меркатором; филологом Липсом; гебраистом Мазэ. В 1573 году он стал советником правителя Нидерландов герцога Альбы; являлся одним из инициаторов политической амнистии в Нидерландах в 1574 г. Позже по его рекомендациям там прошёл ряд религиозных и политических назначений; в том числе гуманиста Левина Торрентия на должность епископа Антверпена[8]; тестя Луиса Переса Николаса Рококса в городское управление Антверпена[9]. Особенно близкие отношения сложились у Ария Монтана с печатником Плантином. Постепенно Монтан подпал под влияние секты "семья любви" и её лидера Баррефелта, вступил в неё, "вероятно, между 1573 - 1575 гг."[10], распространял их идеи, вербовал новых адептов. С Плантином Монтан поддерживал постоянную переписку, притом "в весьма интимном тоне" (Rekers). Ещё одним близким другом Монтана стал антверпенский банкир и книготорговец марран Луис Перес, также участник секты. Монтан писал ему еженедельно в течение почти двадцати лет; помогал финансовым делам его родственников в Испании, Диего и Франциско Нуньес Пересам. Друзьями Монтана были также Марко и Альваро Нуньесы, Фернандо де Севилья из марранской колонии Антверпена.

Издание Библии-Полиглоты было завершено в 1571 году. Однако для Ария Монтана дела, связанные с ней, не закончились. Рим отклонил его редакцию Библии (немалую роль здесь сыграло то, что в работе над ней участвовало много явных и тайных еретиков, в т.ч. Г. Постель). "Этот монумент Контрреформации был, по сути, оппозиционен Тренту, почти все его участники находились на границе между ересью и ортодоксией" (Rekers). Монтан был вызван для объяснений. Ему также поставили в вину выдачу разрешений на печать Талмуда и "Космографии" протестанта С. Мюнстера – эти книги Монтан исключил из нидерландского "Индекса". В 1572 году Монтан добился в Риме одобрения своей редакции Библии, но позже, в январе 1576 года, она была вновь отклонена. Для короля Филиппа II, позволившего втянуть себя в этот проект, он стал источником неприятных объяснений с папской курией.

С 1576 года Монтан находился в Испании. Писал богословские сочинения, читал лекции по гебраистике в колледже, более десяти лет заведовал королевской библиотекой; его сотрудники, с разрешения главы инквизиции, могли пользоваться запрещённой литературой. Одновременно он вербовал среди монахов Эскориала новых адептов секты. Один из них, Хосе де Сигуэнца (1544 - 1606 гг.), позже стал приором Эскориала и его первым историком. По программе, составленной Монтаном при участии де Сигуэнца, итальянские художники украсили библиотеку Эскориала росписями, сделанными в ренессансном гуманистическом стиле – античные боги, мифические герои, учёные аллегорически изображали определённые области знания и деятельности, а все вместе указывали путь к постижению теологии через изучение философии и семи искусств. (В духе утверждений неоплатоника IX века Эриугены о том, что свободные искусства являются средством спасения души, и что "никто не войдет небеса без знания философии" ("nemo intrat in celum nisi per philosophiam")[11]).

Сам Арий Монтан в это время, как отметил Рекерс на основе изучения его религиозных трудов, "полностью подчинился духовному авторитету вождя секты". Сочинения Янсена-Баррефелта он даже ставил выше Библии. В предисловии к своему комментарию на "Апокалипсис", напечатанному Плантином в 1588 году, он писал, что встреча с "пророком" полностью изменила всю его жизнь.  

В 1607 году испанский "Индекс" запретил все книги Монтана. "Инквизиция вначале предприняли лишь частичную цензуру его работ, но нашла так много неприемлемого, что, в конце концов, запретила всё" (Rekers).

Абрахам Ортелий (1527- 98 гг.), из Аугсбурга, работавший в Антверпене и входивший там в "семью любви", стал известен своими географическим картами. В 1570 году был издан его Theatrum Orbis Terrarum ("Зрелище круга земного", другой перевод – "Театр мира") – атлас из 53 карт с сопроводительными текстами, неоднократно переиздававшийся в разных странах. Через Ария Монтана Ортелий передал эту работу наследнику испанского престола, за что получил значительное вознаграждение. С 1575 года, по рекомендации Монтана, стал королевским географом. Заодно Арий Монтан удостоверил религиозную благонадёжность своего протеже, представив его "истинным католиком".

Ортелий переписывался с видным английским учёным и оккультистом Джоном Ди; в 1577 году встречался с ним в Англии.

Историк и юрист Иост Липс (1547 - 1606 гг.) несколько раз менял своё вероисповедание, что для члена "семьи любви", конечно, не являлось чем-то особенным. Работая секретарём кардинала Гранвеллы в Риме, он был католиком. В Йене, где Липс стал преподавателем истории и риторики, он перешел в лютеранство. Направляясь в католический университет Лувена, он остановился в Кёльне, где вернулся в католичество. С 1578 года Липс преподавал историю в Лейденском университете, где обратился в кальвинизм. Вернувшись в 1590 году в Лувен, он снова перешёл в католичество. С 1591 года занимал кафедру истории и латинской литературы в Лувенском университете; был частным советником и историографом короля Филиппа II.

Связи с "семьёй любви" и лично Плантином поддерживало семейство печатников де Бри (Bry), специализировавшихся на издании сочинений протестантов и оккультистов, в т.ч. работ М. Майера, Р. Фладда и других. Теодор Де Бри (1528 - 1598), родом из Льежа, гравер и золотых дел мастер, в 1578 г. открыл во Франкфурте-на-Майне издательскую фирму. Позже он работал в Оппенхейме. В 1620 г. вернулся во Франкфурт. Дети: Иоганн Теодор де Бри (1551 - 1629 гг.); Иоганн Израиль де Бри (1570 - 1611 гг.); издатели.

С "семьёй любви" был связан англичанин (по месту рождения) Томас Бассон (1555 - 1613 гг.). В 1581 г. он открыл книжную лавку в Кёльне; в 1584 г. перебрался в Лейден, где вначале также занимался книготорговлей, а потом образовал своё издательство. Печатал сочинения членов "семьи"; датских ариан. Его поддерживал граф Лейстер, во время своего пребывания на посту военного губернатора Северных Нидерландов (1586 г.). Говард Бассон, сын Томаса, тоже член "семьи" и издатель, напечатал первую работу Р. Фладда о розенкрейцерах.

 



[1] Rekers B. "Benito Arias Montan", 1956.

[2] В конце 1520- начале 30-х гг. в ганзейском городе Мюнстере, расположенном на границе Германии и Нидерландов, велась активная анабаптистская пропаганда. В 1532 г. анабаптисты захватывали церкви, громили иконы. Эти эксцессы усилились после прибытия в город Бернарда Ротмана, ранее проповедовавшего в Виттенберге и Страсбурге, и Иоанна Лейденского (Бокельсона). В 1533 г. городской совет, который возглавил Ротман, принял решение закрыть монастыри и изгнать из города католических священников. В начале 1534 г. Мюнстер перешёл под полный контроль анабаптистов – или, как они себя именовали "избранного народа божия". Было объявлено о приближении "тысячелетнего царства Христа". Ян Матис, лидер движения, вначале предложил перебить всех, кроме истинных христиан (т.е. анабаптистов); потом решено было ограничиться их изгнанием. Имущество передавалось в "общее пользование" (т.е. в распоряжение лидеров движения); каждому запрещалось иметь более двух перемен одежды и четырёх рубашек; вводились совместные трапезы. Начались массовые перекрещения взрослых. В 1535 г. город Мюнстер захватили войска епископа; активисты движения были казнены.

[3] Rekers B. "Benito Arias Montan", 1956.

[4] Корнелий Скрибоний Графей (1482 - 1558 гг.), из Фландрии, был близок к гуманистическим и лютеранским кругам Германии и Нижних Стран; переписывался с Дюрером и Пиркгеймером; написал небольшое предисловие к первому изданию "Утопии" Т. Мора в 1516 г. в Лувене. С 1520 г. городской секретарь Антверпена; в 1522- 23 гг. арестовывался по обвинению в ереси. С 1540 г. снова городской секретарь Антверпена. Находился в близких отношениях с генуэзцем Томмазо Бомбелли, богатым купцом, торговавшем в Антверпене шёлком, казначеем правительницы Нидерландов Маргариты Пармской, генуэзцем по происхождению, другом Дюрера.

[5] цит. по Rekers B. "Benito Arias Montan", 1956.

[6] Грешем Томас (1518/19- 79 гг.). Отец и дядя Грешема были лорд-мэрами Лондона. В 1543 г. отправился в Нижние Страны; обосновался в Антверпене. При короле Эдуарде выполнял дипломатические и коммерческие поручения правительства; при католической королеве Марии Тюдор (1555- 59 гг.) некоторое время не у дел; при Елизавете I продолжал действовать как финансовый агент короны. Стал одним из самых богатых людей Англии. В 1565 г. предложил создать в Лондоне биржу, по образцу антверпенской. Контактировал с антверпенскими марранами. Активный протестант. Оставил средства на создание колледжа в Лондоне, под контролем купцов и протестантов (т.н. Грешем-колледж). С семейством Грешемов был связано семейство Беконов: отец Ф. Бекона был женат на сестре Т. Грешема, а сводный брат Ф. Бекона – на дочери Т. Грешема.

[7] При этом, по агиографическим легендам кальвинистов, Датен отошёл от католицизма якобы из-за увиденной им в детстве жесткой расправы с еретиком.

[8] Левин ван дер Бекен (Левин Торрентий) (1525- 95 гг.), церковный деятель Нидерландов и, одновременно, филолог, писатель, издатель античных классиков.

[9] Николас Рококс (1560 - 1640 г.), юрист по образованию, принадлежал к аристократическому роду; его двоюродный дядя 13 раз избирался мэром Антверпена. В 1589 г. Николас Рококс вступил в брак с Адрианой Перес. В 1591 г., через шесть лет после взятия мятежного Антверпена войсками испанского наместника Нидерландов Алессандро Фарнезе, Николас Рококс стал олдерменом города (хотя ранее он принимал участие в обороне его от испанской армии), а позже – мэром; служил им более 20 лет. Он увлекался нумизматикой, покровительствовал художникам, в т.ч. Рубенсу, который написал его портрет. На одном из полотен (триптихе-эпитафии) Рубенса, написанном по заказу Рококса, был изображён, в центре, Иисус Христос с Фомой неверующим, а по краям (на складках), мужчина и женщина – мэр и его жена, Адриана Перец.

[10] Rekers B. "Benito Arias Montan", 1956

[11] цит. по O’Meara J. "Eriugena", Oxford, 1988.