Гностические системы

 

Ранний христианский гностицизм (I - II вв.)

Манихейство

 

Ранний христианский гностицизм (I - II вв.)

 

определение

основные характеристики гностицизма

   ангелология

   знание - высшее благо

   тайное учение

основные гностики и их взгляды

   Симон Волхв

   Менандр

   Сатурнин, Василид

   школа Валентина

   Карпократ, Маркион, Марк, …

происхождение

взаимодействие систем

   проникновение гнозиса в христианство

   борьба христианства против гностицизма.

продолжение

 

Определение

"Ереси…  порождаются падшими духами" (св. Игнатий (Брянчанинов))

Термин гностицизм или лжеименный гнозис обычно применяется для обозначения некоторого класса лжерелигий, распространившихся в +I - +III вв. в ближневосточно- средиземноморском регионе. Они содержали представления о космогенезе; о взаимоотношениях Бога, ангелов, людей; а также цели и методы их достижения.

Термин лжеименный гнозис был использован апостолом Павлом в послании к Тимофею ("негодное суесловие и прекословие лжеименного гнозиса"); позже неоднократно употреблялся апологетами и отцами церкви. О гностиках писали Ириней Лионский (130 - 202 гг.), Евсевий Кесарийский (263 - 339 гг.), другие ранние историки церкви.

 

Основные характеристики гностицизма

Гностическим религиозным системам были присущи основные общие признаки ложного знания: неясность, непроверяемость утверждений, ложность целей и т.д. Их характерными признаками были: придумывание различных имён для эонов, ангелов, …; представление о высшей ценности "знания" (своего); утверждение о передаче христианами, со времен апостолов, в узком кругу неких "тайных знаний".

Гностицизм имел подражательный характер, как и все системы ложного знания. "У таких людей искусно подделанное под изумруд стекло предпочитается самому изумруду" (Ириней).

Гностики часто использовали слова несоответственно смыслу; "переносили слова из естественной связи в неестественную" (Ириней).

Ангелология. Гностики придумывали различные имена для эонов, ангелов, … "Измышляют некие имена и выдают их за имена ангелов" (Ириней). "Некоторые произносят во время посвящения какие-то слова, к вящему потрясению посвящаемых" (Евсевий). "Эонология, имяпочитание, имягадание, ..."[1]. "Сирийские и еврейские имена пользовались у гностиков большим уважением, были в ходу загадочные, таинственные, странные имена"[2].

Придуманные гностиками имена ими же и разъяснялись, причем "в истолковании имён полагалась особая гностическая мудрость"[3].

Знание - высшее благо. Гнозис в переводе с греческого означает знание. Гностики высоко ценили свои теории. "Единственным мерилом в делах веры и знания, источником и мерой истины гностицизм признавал т.н. "истинное ведение""[4]. "Характерные признаки гнозиса отождествление знания и благочестия"[5]. "Вершина гнозиса состояние созерцания" (Климент Александрийский). "Избавление, по их мнению, осуществляется через знание" (Ириней). "Гностицизм исповедовал, что истинная религия есть знание". Эта позиция ранних гностиков аналогична взглядам современных гностиков- теософов: "Нет религии выше истины" (Блаватская).

В согласии со своей о высокой оценкой знания, гностики высоко ценили и библейского змия: "Мудрый змий, просветивший Адама ...". Впрочем, змий в некоторых сектах соотносился с умом. Одна гностическая секта называлась офиты (змеи), другая – нахасены.

Тайное учение. Гностики нередко ссылались на Христа и апостолов; "чтобы вымысел не казался не имеющим никаких свидетельств" (Ириней); на некие "тайные знания", якобы передававшиеся ранними христианами в узком кругу. "Они говорят, что Христос тайно передавал свое учение апостолам, требовал, чтобы те тоже передавали самое важное тайно" (Ириней). "Под "апостольским преданием" гностики имели в виду некое тайное учение, сообщаемое апостолами только лучшим"[6] (Утверждение о тайных знаниях, переданных апостолам, неоднократно осуждалось церковью).

 

Основные гностики и их взгляды

Симон Волхв. Появление ранних гностических учений связывается с упоминаемым в Евангелии Симоном Магом. "Симон самаритянин есть тот волхв, про которого ученик и спутник апостолов Лука писал: "был некий Симон, который прежде волхвовал в этом городе и увлекал народ самарийский выдавая себя за кого-то великого" (Деяния, VIII, 9-11). Он притворялся верующим, думая, что апостолы волшебством, а не силой Божией совершали исцеления … предлагал апостолам деньги, чтобы получить эту силу… вступил в соперничество с апостолами" (Ириней).

Учение Симона описывалось так: "Этот Симон … образовал свою секту. Он всюду водил некую Елену, именовал её "первой мыслью", через которую он (то есть, Симон) в начале решил создать ангелов, создал их, они сотворили мир … сам он теперь пришел для исправления вещей… Эта же Елена была ранее Еленой Троянской, переходила из тела в тело … Мистические жрецы этой секты занимались волхвованием, употребляли заговоры и заклинания, прибегали к домашним духам, имели изображение Симона в виде Юпитера, Елены в виде Минервы и молились им … от них получило свое начало лжеименное знание (гнозис) как то видно из их положений" (Ириней).

"Иустин, живший вскоре после апостолов, писал о Симоне Маге: "По вознесении Господа демоны побудили некоторых людей называть себя богами… был Симон самаритянин, в правление Клавдия при содействии демонов показывал в Риме волшебство …" (Евсевий). "Он говорил также о переселении душ ... мир, по его мнению, управляется злыми духами, а сам он владыка всех духов. Ириней и Епифаний производят от него ряд гностиков. … Симон был отцом всех ересей".

Менандр. "Преемником Симона был Менандр, родом самарянин, который также достиг совершенства в искусстве магии. Он говорил, что послан от невидимых сил. Мир, по его учению, сотворен ангелами, которые, как и у Симона, произведены мыслью … по его словам через искусство волхвования, которое он преподает, он доставляет силу побеждать этих ангелов… его ученики должны оставаться бессмертными" (Ириней). "Менандр, преемник Симона, также самаритянин, оказался вторым орудием дьявола, не хуже первого … подстрекаемый демонами пришел в Антиохию и многих обманул своим магическим искусством… называл себя посланцем из царства эонов" (Евсевий).

Сатурнин, Василид. "От Менандра, преемника Симона изошла словно какая-то змееподобная сила, двуустая и двуглавая, которая породила создателей двух различных ересей: антиохийца Сатурнина и александрийца Василида. Один в Сирии, другой в Египте открыли школы богомерзких ересей … Сатурнин повторял выдумки Менандра, Василид же придумывал чудовищные сказки и уносился мыслью в бесконечное" (Евсевий). "Василид дал своему учению бесконечное развитие. Он говорил, что прежде всего от нерожденного отца родился Ум, от него Слово, от Слова Разум, от Разума Премудрость и Сила, от них силы, начальства, ангелы… они сотворили первое небо. Потом от них появились ещё другие и сотворили новое небо. Ангелы, занимающие последнее небо, видимое нами, устроили всё в мире, разделили между собой землю и все живущие на ней народы … их начальник бог иудеев … ему противостали все прочие князья … нерожденный неименуемый Отец послал свой первородный Ум Христа чтобы освободить верующих в него от власти миросоздателей". "Также эти люди занимаются волхвованием, употребляют изображения, заклинания, измышляют некие имена и выдают их за имена ангелов …". "Сатурнин полагал что мир сотворен семью ангелами, бог иудеев один из них … сатану представлял как ангела- противника миросоздателей, главным образом бога иудеев" (Ириней).

Школа Валентина. Одной из самых распространенных ранних гностических систем стала система Валентина. Её изложение привёл в своей работе св. Ириней Лионский. "Они говорят, что в невидимых и неименуемых высотах некогда существовал какой-то совершенный Эон <aiwn, от aei wn – вечно сущий> которого называют Первоначалом, Первоотцом, Глубиной, существовал бесчисленные века в тишине и спокойствии. Ему была присуща мысль, которую называют также Благодатью и Молчанием. От Глубины и Молчания произошли тридцать Эонов … О самой Глубине у них много разных мнений. Иные утверждают, что все тридцать Эонов произошли от Молчания и Глубины не поочередно, а все сразу … так уверенно говорят, будто сами присутствовали при появлении этих Эонов на свет. Что же далее? Здесь выходит немалая трагедия, поскольку каждый из них по своей фантазии, один так, другой иначе с важностью объясняет от какой страсти, из какой стихии получилась та или иная сущность". "О себе же они полагают, что во всяком случае и непременно спасутся, не посредством дела, но так как они по природе духовны ... поэтому "совершеннейшие" могут безбоязненно делать все запрещенные дела ... Они без разбора едят идоложертвенное, полагая, что нимало не оскверняться им … Дошли до того, что говорят будто им разрешено делать всё безбожное и нечестивое, так как души должны до тех пор переходить из одних тел в другие пока не узнают всякий образ жизни и всякое действие, если только кто-то за одно воплощение не совершит сразу всех действий … однако отнюдь не заметно, чтобы они старались делать то, что относится к добродетели" (Ириней).

Карпократ, Маркион, Марк, … "Карпократ, родоначальник другой ереси … Они преподают волхвования Симона, но уже не тайно, как тот, а явно похваляются волшебными напитками, общением с демонами, их спутниками, посылающими им сновидения". "Карпократ учил, что мир сотворен ангелами, которые гораздо ниже нерожденного Отца" (Ириней).

"Маркион из Понта говорил что Бог, проповедованный пророками и законом есть виновник зла, что Христос пришел от того Бога, который выше Бога-Творца мира. … Каин, содомиты, египтяне спасены Богом, когда он нисходил в ад и они прибегли к нему, а Авель, Ной, потомки Авраама и прочие нет так возвещал змий, бывший в Маркионе". "Иустин писал что … Маркион из Понта нашел людей, которых с помощью демонских внушений убедил богохульствовать" (Евсевий).

"Есть между еретиками некто Марк … будучи чрезвычайно искусен в чародейских проделках обольстил ими множество других, через что является поистине предтечей антихриста. … Вероятно, он имеет при себе какого-то беса, при помощи которого представляется пророчествующим".

"Керинф из Египта учил, что мир сотворен не первым Богом, а силой, которая далеко от него".

"Кердон заимствовал учение от симониан, пришел в Рим …"

"Татиан, слушатель Иустина, после него отпал от церкви. ... Баснословил, подобно валентинианам, о каких-то невидимых эонах, подобно Маркиону и Сатурнину отрицал брак, сам от себя отрицал спасение Адама".

"От вышеупомянутых лжеучителей произошли уже многие отрасли многих ересей" (Ириней).

 

Происхождение

Ириней Лионский заметил, что ряд идей системы Валентина был заимствован из эллинизма. По мнению ранних апологетов христианства Ипполита, Епифания Кипрского (+IV в.) главным источником всех еретических систем, в том числе гностицизма, являлась греческая философия. Тертуллиан: "Нет ереси, которая не имела бы начало в греческой философии". Современные исследователи также считают, что определяющим для образования гностических систем было внедрение в христианство идей эллинизма; прямо или через посредство других систем, особенно теософию Филона. "<Гностицизм> обусловлен эллинизмом, встречей Востока и Запада, … вероятнее всего, отцы гностицизма вавилонские маги … Большинство выводит гностиков из школы Платона … некоторые говорят о влиянии Индии, Вавилона. … Заимствования у Филона … Если гностики Египта много взяли из доктрин своей страны, то гностики Сирии сделали богатые заимствования на Востоке … воспользовались зороастризмом … через него в гнозис могли проникнуть буддийские, индийские, китайские учения"[7].

Некоторые связывали гнозис с эллинизированным иудаизмом. "Иустин и Егезипп весь христианский гнозис выводят из иудейских кругов, имея в виду, очевидно, уже не чистое иудейство, а эллинизированное в духе самарийства"[8]. "Наиболее известные гностики – Сатурнин, Василид, Валентин – евреи, Марк, ученик Валентина – еврей"[9].

Появление ряда гностических учений неоднократно связывалось с Симоном Волхвом. "Симон самаритянин, от которого произошли все ереси ..." (Ириней). "Ириней и Епифаний производят от Симона ряд гностиков … известно, что Симон был отцом всех ересей" (Евсевий). "Всё это ученики Симона Волхва. Хотя они и не объявляют имени своего учителя для обольщения других, но проповедуют его учение ... разными способами вводят нечестие Симона". "Кроме этих, от вышеупомянутых симониан произошло ещё множество гностиков, появившихся как грибы из-под земли" (Ириней).

 

Взаимодействие систем

Проникновение гнозиса в христианство. "Гнозис проник в христианство через иудеохристианство, потом через язычников. Иногда гностиками становились деятели церкви, например, бар Дайсан, Валентин, Маркион" (Поснов). "Гнозис был попыткой внедрить в христианство космические и теософские спекуляции, которые составляли главную часть религий Востока и которые соединились с египетскими, греческими, иудейскими доктринами" (Поснов). "Задавшись целью сблизить самые разнообразные верования древнего и нового, восточного и западного, языческого, иудейского и христианского мира гностицизм внес в христианство совершенно чуждые и противоположные ему элементы"[10]. "… Языческие мистерии на христианской почве …"[11].

Контакты гностиков с христианством были достаточно частыми. "По примеру своего родоначальника <Симона Мага> нынешние последователи его ереси вторгаются в церкви … притворяются, будто держатся христианства" (Евсевий). "Христианские общины были окружены плотным кольцом языческого и христианского гнозиса" (Поснов). "Гностицизм, сперва в чистом виде, затем в слиянии с манихейством являлся долгим спутником церкви … сказывался у многих церковных мыслителей" (Поснов).

Борьба христианства против гностицизма. Христианская церковь отрицательно относилась к гностицизму. Избегать его призывали уже апостолы. "Храни переданное тебе, отвращаясь пустословия и прекословия лжеименного гнозиса" (I Тим., VI). Апостол Пётр имел столкновение с Симоном Волхвом в Риме. Церковь критиковала мифологию гностицизма; его "теософские спекуляции" – непроверяемые, притом противоречившие Библии положения; утверждения о передаче апостолами "тайных знаний" и т.д. Против гностиков велась полемика; они отлучались от церкви. Легко видеть, что один из основных мифов гностицизма – падение или погружение Логоса/ Разума в материю из-за потери/ забвения знания и дальнейший подъём вверх путем получения знания (гнозиса) – был прямо противоположен рассказу Библии о падении человека.

Основное сочинение против гностиков написал св. Ириней Лионский (130 - 202 гг.). Он изложил мотивы своей работы следующим образом: "Заблуждение не показывается само по себе, чтобы не обличить себя, но, нарядившись в заманчивую одежду, достигает того, что по своему внешнему виду кажется для неопытных истиннее самой истины … если будут смешаны медь и серебро, то кто из простых людей легко распознает это? Поэтому, дабы некоторые не были похищены как овцы волками, которых они не могут узнать по их облачению в овечьи шкуры, и которых Господь заповедал нам остерегаться, я счёл за нужное ..."

В работе "Против ересей" Ириней дал критику основных систем гностицизма, особенно системы Валентина. "Ириней убедительно раскрыл пагубу Валентинова учения, обнажив его зло, притаившееся как змея в норе" (Евсевий). "Значение Иринея Лионского во II веке <в борьбе против гнозиса> равно значению Афанасия в IV веке <в борьбе против ариан>"[12].

Ириней характеризовал гностицизм следующим образом: "Некоторые, отвергая истину, вводят ложные учения и "суетные родословия", они обольщают ум неопытных хитро подделанной благовидностью … под предлогом знания совращают многих и отвращают от Творца и украсителя Вселенной … искусными оборотами слов увлекают простых людей к пытливости, а между тем губят этих несчастных, не могущих отличить лжи от истины".

Ириней подчеркивал бессодержательность, надуманность ангелологий, эонологий и прочих теорий гностиков. "Сказанное есть их собственный вымысел, ничто не препятствует кому-то другому назначить для этого же предмета, например, такие имена: есть некое Первоначало царственное, недомыслимая сила, с нею сопутствует сила, которую я называю Тыквою, с сею Тыквою сопутствует сила, которую я называю Препустотой. Сия Тыква и Препустота, будучи одно, произвели плод, отовсюду видимый, съедобный и сладкий, который я называю Огурцом … Если кто-нибудь может сам назначить любые имена то кто воспрепятствует нам принять и эти?" "Вычитали из неписаных книг и принялись вить из песка веревки … Их тайны полны изумительного сумасбродства. Их мистерии полны неистовства и безумия". В связи с космогоническими фантазиями гностиков Ириней обращал внимание на ограниченность нашего знания: "совершенного знания нельзя достичь, решение некоторых вопросов следует оставлять".

Ириней и другие ересиологи указывали, что гностики приписывали Библии положения, которых в ней не было: "Таково их учение, которого ни пророки не возвещали, ни Господь не заповедал, ни апостолы не передали". Ириней отвергал тезис гностиков о передаче ими "тайного предания". "По Иринею только церковь может быть хранительницей предания … в ней постоянно святой дух, преемство апостолов"[13].

Ириней отвергал "превратные истолкования и неблагонамеренные изъяснения" гностиками Библии: "насилуют писания и покушаются подтвердить ими свои выдумки". Церковь приняла учение от апостолов, ни весьма сильный в слове из предстоятелей церкви не скажет иного, ни слабый в слове не умалит предания". "Ириней старался избегать аллегорических и иносказательных толкований, одновременно не отрицал высшего смысла в некоторых местах … предлагал не субъективный, а объективный критерий толкования: голос вселенской церкви, церковное предание"[14].

Ириней отмечал, что таинственность, "мистичность" гностицизма имела вполне прозаическое объяснение: "Они не без причины не хотят учить всех явно, а учат только тех, кто в состоянии дать за такие таинства большую плату. В самом деле, кто не потратит всего своего состояния, чтобы только узнать, что от слез Помышления страстного Эона появились моря, источники, от смеха свет ... Это таинства, которые достаются с большими затруднениями любителям лжи"[15]. "Такие учения не похожи на то, о котором Господь сказал: "даром получили, даром и отдавайте".

Учение гностиков сравнивалось с ядом или болезнью: "подобно чуме и чесотке, наносят тяжкий вред людям, если им удастся пустить в них свой тайный, губительный яд". Появление и распространение гнозиса объяснялось также воздействием демонов: "Образ действий одинаков с демонами" (Евсевий). "Раньше демон подготовлял гонение извне, теперь, чтобы губить души воспользовался услугами обманщиков. … С их помощью демон обрек вечной гибели обманутых людей". "Горький и злой яд змия, первого виновника отпадения ...". О магических приемах гностиков Ириней говорил: "Заблуждение, обман и обольщение … Они не могут прогнать демонов, кроме тех, что сами же и вызвали".

Ересиологи осуждали деятельность гностиков внутри христианской церкви: "Расхищают стадо Христово, словно лютые волки ..."

Более поздние христианские теологи также активно выступали против гностических систем: учения бар Дайсана, манихейства и т.д.

 

Продолжение

Гностические системы, появившиеся в раннехристианское время, имели многочисленные продолжения. "От вышеупомянутых лжеучителей произошли уже многие отрасли многих ересей" (Ириней).

Гностическую систему построил бар Дайсан (154 - 222 гг.), из Эдессы (Сирия), признававший дуализм (два начала мира), вечность материи, теорию эонов. "Когда в то же время <170 - 180 гг.> ереси размножились в Месопотамии, то бар Дайсан написал против Маркиона …  первоначально он принадлежал к школе Валентина, но потом, отвергнув его учение, пришел к мысли что он сам установил правильное мнение … однако его учение не вполне очистилось от ереси" (Евсевий). "Бар Дайсан признавал вместе с Маркионом дуализм, который он же хотел отвергнуть. Он говорил, что не существует многих богов и в то же время учил о многих эонах как вечных субстанциях" (Ефрем Сирин). "Некоторые смотрят на учение бар Дайсана как на переход от гностицизма к манихейству, он канал, через который мудрость Востока переливалась на Запад" (Поснов). Бар Дайсан излагал свое учение в форме стихов. Ефрем Сирин воспользовался формой его стихов, но вложил в них своё содержание. "Так как Гармоний, сын бар Дайсана, сочинил некоторые песни и через соединение нечестия с приятным … вёл слушателей к гибели, то Ефрем, заимствовав от них гармонические напевы, присоединил к ним благочестие, и тем доставлял слушателям как пользу так и удовольствие" (Феодорит).

Широко распространившейся с III - IV вв. гностической системой стало манихейство. "Завершением языческого гнозиса является манихейство"[16]. "Манихейство есть вторая основная волна гностического движения"[17].

 

Манихейство

 

источники

Мани

содержание манихейского учения

   теокосмогонический миф

   освобождение света (цели; методы достижения)

   мировая история; Три периода

   синтез религий

   астрология; псевдонаука

распространение

   ранний период; Уйгурия; Китай; халифат; Византия

манихейские книги;

церковь, культ

   праздник Бема

   методы воздействия

происхождение; влияние демонов

взаимодействие с другими системами

   с зороастризмом; с христианством; с буддизмом

   магизм и манихейство; манихейство и митраизм

продолжение

 

Источники

Манихейство создало обширную литературу, из которой до нас дошла лишь малая часть. На сегодня известны манихейские тексты относимые к III - X вв. на среднеперсидском, парфянском, согдийском, бактрийском, тохарском В, коптском, сирийском, латинском, греческом, уйгурском, китайском, древнетюркском языках. Самый большой круг источников составляют фрагменты манихейских книг в Турфане; они датируются VII - VIII вв., но их оригиналы восходят к более раннему времени. Кроме текстов, в оазисах Восточного Туркестана обнаружен большой археологический материал, позволивший воссоздать картину жизни манихейских общин.

Изложения манихейских доктрин и полемику с ними оставили отцы церкви, с конца III века; на греческом, латинском, сирийском, армянском языках. Одно из самых ранних антиманихейских сочинений – "Деяния Архелая" (не позднее 340-х гг.) – вымышленный диспут Мани с Архелаем, епископом города Кархир (Каскар, вероятно, Карры-Харран). Против Мани писали Ефрем Сирин и Аврелий Августин. Ефрем знал труды манихеев; Августин сам состоял в манихейской церкви, в низшем ранге, был знаком с манихейской проповедью и писаниями. Также о манихейском учении и образе жизни писали арабоязычные авторы: Бируни в трактатах "Индия", "Памятники минувших поколений"; ан Надим в "Фихристе".

 

Мани

Мани (настоящее имя Сураик) (216- 74/6 гг.) родился в семье, входившей в секту элхасаиотов в Южной Вавилонии. Секта была основана в начале царствования императора Траяна Элкасаем, на основе книги, якобы полученной им от ангела. Она имела гностико-баптистский и иудео-христианский характер; придерживалась учения о воплощении небесных сил в различных вероучителях. По Ипполиту Римскому, во времена папы Калликста I (217- 22 гг.) в Рим пришёл христианин-еврей Алкивиад Апамейский, имея с собой книгу, которую, по его словам, он получил в Парфии от человека по имени Эльхасаи, а тому её открыл ангел. Евсевий Кесарийский сообщал, со ссылкой на Оригена, что учение Элксаита пользовалось изречениями из всего Ветхого Завета и Евангелия, но отвергало последнего апостола.

В 228/9 году Мани получил религиозные откровения от явившегося ему "духа", к которым он добавил фрагменты из других религий и на этой основе разработал свою систему (см. далее).

Он начал проповедь; обратил в свою веру двух братьев шаха. Его поддержал и шах, Шапур I (правление 240- 72/3 гг.), после чего Мани получил возможность проповедовать своё учение по всему Ирану, несмотря на противодействие зороастрийских жрецов. Также он путешествовал и основывал общины по северо-западной Индии, Белуджистану, Мидии, Армении, возможно, Иверии- Грузии; посылал в разные страны миссионеров (см. далее).

Однако при следующем шахе Бахраме II (274- 93 гг.) положение изменилось. Мани был арестован и умер в тюрьме в Ганди Шапуре (по другой версии – казнён). "Бахрам всюду искал Мани, пока не нашёл. Тогда он сказал: этот человек выступил с призывом разрушить мир, поэтому нам нужно разрушить его самого, прежде чем ему удастся что-нибудь из того, что он хочет" (Бируни).

 

Содержание манихейского учения

Теокосмогонический миф. Центральное место в манихействе занимал весьма пространный и изощрённый (по сравнению с предыдущими гностическими системами) теокосмогонический миф. В нём рассказывалось о двух мирах, Света и Мрака, существовавших изначально и раздельно. Мир Света описывался во всех положительных чертах и соотносился с духовностью; мир Мрака описывался во всех отрицательных чертах и соотносился с материальностью. Мир Света находился в покое, гармонии, счастье; мир Мрака – в постоянной битве его обитателей друг с другом. Во главе мира Света находился Отец Света, он же Царь Величия; во главе мира Мрака – Материя.

Однажды, во время своих междоусобных войн обитатели мира Мрака приблизились к миру Света, увидели его, позавидовали, и захотели его захватить. Они вторглись в светлый мир и внесли туда свои вредные свойства.

Для защиты мира Света его царь, Отец Величия, создал/ призвал свои эманации, среди них Первочеловека, который вступил в битву с порождениями мрака. Ему помогали другие создания мира Света. Создания мрака были отброшены, но сумели захватить некоторое число частиц Света.

Для освобождения их от власти Мрака- Материи и возвращения в мир Света- Духа, эманации Отца Величия создали наш мир, из суши, влаги и пяти стихий; в нём Луна и Солнце стали местами концентрации светлых частиц, возносимых далее в мир Света.

Однако Материя- Мрак решила воспрепятствовать этому и создала новые порождения, двое из которых, демон Сакла и демоница Намраэль породили первую пару людей, Адама и Еву. В них светлая часть, "светлая душа", была заключена в тело из материи, и, кроме того, связана с "тёмной душой" из материальных желаний. Ева родила от демона Саклы Каина и Авеля.

Кроме людей, некоторое количество частиц света, связанных с мраком-материей, оказалось в растениях, в деревьях и плодах, в животных; в деревьях особенно много.

Для высвобождения частиц Света, заключённых в людях (а также и в природе), Отец Света создал новую эманацию, именуемую Иисус-Сияние, который воплотился/ вошёл в Еву и научил первую пару людей вкусить плоды древа познания добра и зла. После чего Адам и Ева приобрели знание божественных истин; им открылось происхождение души из мира Света и возможность ее спасения- возвращения в мир Света. Дав это знание, Иисус-Сияние вознёсся.

Просветлённые Адам и Ева породили Сифа, которому Адам передал Откровение от Иисуса.

С течением времени эти знания в мире людей постепенно исчезали- деградировали, и тогда Иисус-Сияние посылал на землю для спасения душ свои эманации, новых апостолов Света. Все они были из рода Сифа; по достижении ими совершеннолетия к ним ниспосылались Двойники- Параклеты - духи, которые открывали Апостолам их предназначение; сопутствовали им и охраняли их. Когда Апостолу являлся Двойник он основывал истинную церковь, излагая всё услышанное. После смерти Апостола его церковь некоторое время хранила истинную веру, когда же наступал упадок, Иисус посылал другого Апостола, чтобы восстановить истинную веру и истинную церковь. Этот ряд апостолов начинался с (просвещённого знанием) Адама; в него включались Зороастр, Будда, Христос; последним и завершающим пророком истинной церкви Мани провозглашал себя.

Освобождение света (цели; методы их достижения в манихеизме). Мани предлагал своим последователям содействовать освобождению частиц Света в мире, прежде всего, "светлой" части своей души. За это он обещал "спасение души"- вознесения её после смерти в мир Света, впрочем, в разные места, в соответствии с "заслугами перед Светом". Методом освобождения частиц света в мире и спасения души манихейство объявляло "праведную жизнь", в которую входило следование определённым запретам, чтение молитв, гимнов и миссионерская деятельность. Основные запреты назывались "три печати": "печать руки" - запрет пролития крови; "печать уст" - запрет животной пищи и вина; "печать лона" - безбрачие. Он должен был никого не убивать, не срезать или срывать растения, не готовить пищу, он должен был даже стараться поменьше ходить, так как при ходьбе человек топчет душу растений и насекомых; он должен был не мыться, чтобы не тревожить душу воды. Поедая чистую пищу, "праведник" способствовал освобождению Света, заключенного в материи – освобождал заключенные в ней частицы Света. Хлеб и другую пищу, а также одежду "праведникам" должны были доставлять послушники- низшие члены манихейской церкви, не принявшие строгих обетов. Для послушников, или "слушателей" обязанности и запреты состояли в молитвах четыре раза в день; постах по воскресеньям и праздникам; участии в праздничных церемониях; исповедях по понедельникам; подаче милостыни, под которой понимались любые подношения "праведникам" или общине: еда, одежда, земля, дом, рабы. Милостыня помогала освобождению Света из неодушевленных вещей. Однако подача милостыни иноверцам считалась грехом, задерживающим Свет в материальном мире. Хотя послушникам запрещалось убивать животных, но им разрешалось есть мясо, добытое другими способами, купленное или подаренное.

Души "праведников" попадали после смерти тела в мир Света сразу; у "слушателей" должны были пройти ещё перерождения в других телах. Праведная душа восходила в воздух, где перед ней представала эманация Иисуса- Сияния – Дева/ Форма Света в сопровождении трех ангелов: один подавал душе сосуд с амброзией, второй облекал её в светлые одежды, третий венчал венцом. Затем Дева Света вела праведную душу (она же "освобожденный Свет") ввысь, где её принимал Столп славы - совершенный человек. Далее она поднималась к Луне, где очищалась. До полнолуния Луна наполнялась душами, а с началом убывания Луны души восходили к Солнцу.

"Неправедная" жизнь вела к перерождению в худшем воплощении, вплоть до животных; "частично праведная" – к лучшему перерождению, включая воплощение в манихейского праведника; те, кто окончательно погряз в грехах, отправлялись после смерти в ад, где им предстояло пребывать до конца света.

История мира; Три периода. История мира, по Мани, должна была завершиться концом света; перед ним "грешники" на короткое время возьмут верх над "праведниками", но потом церковь праведников одержит победу, а мир погибнет в результате пожара продолжительностью 14068 лет. Произойдет Последний Суд и души праведников отправятся на вечное блаженство в новый эон, а души грешников будут извергнуты в вечный Мрак. После этого окончательного разделения миров Света и Тьмы между ними уже не будет никакой возможности контакта, и создания Тьмы больше не смогут нападать на мир Света.

Соответственно с этой теорией, Мани делил историю мира на три периода: Первое Время - состояние мира до смешения; Второе Время - период смешения света и тьмы; наконец, Третье Время - разделение смешанных элементов. Учение о Трех Временах, вместе с учением о Двух принципах, являлись главными догматами манихейства.

Синтез. В свою систему Мани включил положения из других религий – гностицизма, магизма, зороастризма, зерванизма, христианства, буддизма, ..., зачастую существенно преобразованных. Из других основателей религий он чаще всего упоминал Христа; называл себя апостолом Христа; утешителем (параклетом), возвещенным Христом. Также ссылался и на других основателей религий; "упоминал о посланнике Буде в Индии, Христе, Зороастре" (Бируни). Всех их Мани считал своими предтечами, открывавшими людям часть истинного знания, которое полностью и окончательно открыл только он сам, последнее воплощение Вахмана- Нуса- Мирового Интеллекта. Он предлагал свою систему как универсальную религию, включавшую другие – предварительные и несовершенные.

В обоснование своих претензий Мани подчёркивал и тот факт, что прежние религии не имели канонических книг, написанных основателями; их записали ученики, что повело к искажениям исходных вероучений. В манихейство же доктрины были зафиксированы в книгах, написанных самим Мани. "Моя церковь превосходит (другие) в мудрости … Эту  мудрость написал я в своих святых книгах, а именно: в Великом [Евангел]ии и в других сочинениях, чтобы она [после] меня не подверглась искажению … Ведь все а[постол]ы, мои братья, которые приходили до меня, не [записали] свою мудрость в книгах, как записал её я, и [не] изобразили её в картине, как я её изобразил. Моя церковь и в этом превосходит (все) предыдущие церкви" (Kephalaia, 151).

Астрология; псведонаука. Мани, выросший в Месопотамии, поддерживал астрологию, почти профессиональное занятие местных звездопоклонников- халдеев. Он рассматривал Солнце и Луну как добрые сущности, состоящие из частиц чистого Света, без примесей Тьмы; остальные планеты и знаки Зодиака он рассматривал как силы, оказывающие злое, пагубное влияние на людей.

В своих теософских рассуждениях Мани дал также и объяснения некоторых явлений природы. Как правило, эти объяснения являлись уже совершенно фантастическими выдумками. Например, смену фаз Луны он объяснял "наполнением и опустошением её праведными душами", приливы и отливы считал "вдохами и выдохами демона".

При этом манихеи критиковали христианство за то, что в нём предлагается вначале верить, а только потом использовать разум, и противопоставляли ему учение Мани, дававшее разумные (якобы) объяснения природных явлений. Однако эти объяснения представляли собой гностические фантазии. Причём, как отметил христианин и неоплатоник Александр из Ликополя (III - IV вв.) в сочинении Contra Manichaei, манихеи "своими сказками, намного превзошли древних мифологов".

 

Распространение

Ранний период. Мани начал свою проповедь в южной Вавилонии, которая, таким образом, стала исходным центром распространения манихейства. После обращения в манихейство братьев шаха и поддержки, оказанной ему шахом Шапуром I, он получил возможность распространять своё учение по всему сасанидскому Ирану – невзирая на критику зороастрийских жрецов. Кроме того, Мани путешествовал, проповедуя и основывая общины, по северо-западной Индии, региону Белуджистана, Мидии, Армении, возможно, Иверии- Грузии; посылал миссионеров. Ещё при жизни Мани его учение достигло Палестины, сирийской Эдессы- Урхоя, Малой Азии, Египта, на востоке – Мерва, Бактрии, Согдианы.

В 240-х гг. Мани направил миссию во главе со своим учеником мар Аддой в Александрию (на территории Римской империи). По пути миссионеры посетила Пальмиру (Сирия), где обратили в свою веру супругу местного правителя. В Египте они устроили ряд общин- "манистанов". Позже туда прибыли также манихеи Герма; Пап; Фома, автор собрания манихейских псалмов, известного под его именем. В конце III века в Александрии существовали два монастыря манихеев, мужской и женский; впрочем, большинство манихеев обосновалось в египетском Ликополе. Фома посетил с миссионерскими целями также Сирию и Иудею.

На восток, в Хорасан, Мани направил миссию во главе с мap Аммо, знавшим парфянский язык и письмо. Вначале эта миссия прибыла в Абаршахр (Нев-Шапур, Нишапур), потом распространяла манихейство в Центральной Азии, в Кушанском царстве, Белуджистане, других областях Турана. Согласно турфанским текстам, Аммо дошёл через Маргиану и Бактрию до Окса (Аму дарьи). Он проповедовал на парфянском языке; перевёл на него манихейский канон; обратил в манихейство многих, в т.ч. ряд правителей городов. С того времени Согдиана стала одним их основных центров манихейской церкви и базой для распространения миссионерства ещё дальше на восток.

В конце 290-х гг. манихейство достигло арабоязычного региона, сначала города Хира (юг Месопотамии), находившегося на стыке сирийской, иранской и арабской культур; оттуда миссионеры добрались даже до Мекки.

В IV - V веках влияние манихейства расширялось по всем направлениям.

Из Египта манихеи перебрались в Северную Африку, в Карфаген. "Почти девять лет я прислушивался к манихеям ..." (бл. Августин, IV в.). (В Карфагене, где жил Августин, имелась манихейская община). Оттуда они прибыли в Галлию и Испанию. "Ещё в IV в. африканские манихеи рассеялись по Испании и Галлии, на этом пути они были связаны с арианами"[18].

Из Ирана и Сирии манихейские миссионеры двигались на север – на Кавказ, Малую Азию. "Усиление манихейства в северном Иране, об этом упоминает манихейский трактат начала IV века"[19]. "Проникновение манихейства в IV веке в Грузию … глава грузинской церкви манихей … не поддержано …"[20]. Через Малую Азию манихейство попало в Грецию, Иллирию, Италию; "есть сведения о манихейских организациях в Равенне(VI в.), Сицилии (VII в.)"[21].

К концу IV века манихеи установили прочную базу в восточном Иране- Парфии и в регионе Мерва- Согдианы. Центр манихейской пропаганды, образованный в районе Согда, находился на пересечении трансконтинентальных торговых путей, что способствовало успехам миссионерской деятельности, тем более, что манихейские тексты поощряли торговлю и разрешали взимание ростовщического процента. Вдоль Шелкового пути, вплоть до оазисов Восточного Туркестана, согдийцы имели торговые колонии, где оседали и миссионеры. На согдийский язык переводилась манихейская литература: книги, молитвы, письма, наставления, проза литургического и церковно-исторического характера.

Манихейским миссионерам противодействовали служители и сторонники других религий.

В Иране, после кратковременно успеха Мани, положение манихейства стало зыбким. При шахе Бахраме II (274- 93 гг.) Мани был арестован и умер в тюрьме (по другой версии – казнён). В 289 году в Иране по инициативе зороастрийских жрецов начались новые гонения на манихеев, в результате которых погиб преемник Мани Сисинний и другие руководители церкви. По легенде, новый глава манихейской церкви Иннай, излечив шаха от болезни, сумел остановить гонения. Однако при следующем шахе Нарсесе I (293- 303 гг.), а затем при Хормизде II (303- 09 гг.), гонения продолжились, и иранским манихеям пришлось массово эмигрировать из страны; они перебирались, в основном, на восток. В Иране манихеев преследовали всю сасанидскую эпоху, что привело к почти полному исчезновению там манихеизма.

В Палестине, Сирии, Малой Азии, Египте, Северной Африке, Риме манихейство встретило противодействие христианской церкви и властей. Отцы церкви уже с III века составляли труды против манихеев. "Лживое и богохульное учение …  известная демонская ересь … излил её, словно некий смертоносный яд, из Персиды на нашу страну" (Евсевий). "Писать против манихейства было для учителей церкви в V веке такой же потребностью как против маркионитов во II веке". Антиманихейские указы издавали и римские кесари: Диоклетиан (297 г., адресован проконсулу Африки), Константин (326 г.), Валент (372 г.), Феодосий (381 и 383 гг.). К началу V века в Египте усилиями властей и церкви манихейство практически исчезло, большинство бывших манихеев было обращено в христианство; хотя в отдельных местах Северной Африки манихейские общины сохранились до арабского завоевания. В Византии и Западной Римской империи правительства продолжали гонения на манихеев. "Их надо гнать отовсюду, стирать с лица земли, принимать их, не выдать немедленно судье преступление" (эдикт императора Юстиниана, VI в.). К VI веку манихейство на Западе пришло в упадок.

Зато в этот период манихейство прочно утвердилось в Согдиане. С VII века согдийский стал языком манихейской церкви. В VIII веке глава манихеев находился в Тохаристане; с X века – в Самарканде. Оттуда оно распространялось дальше на восток, чему содействовала находившаяся в руках согдийцев торговля по Шёлковому пути, поскольку "купцы часто являлись миссионерами и обратно".

В VII - VIII вв. манихейство обосновалось в Семиречье и Восточном Туркестане. Там были обнаружены многочисленные манихейские рукописи на разных языках, в т.ч. древнетюркском, остатки храмов, произведений искусства, что свидетельствовало о его проникновении в разные слои общества этого региона.

Уйгурия. В 762 - 840 гг. манихейство было государственной религией Уйгурского каганата. В 762 году уйгурские войска, пришедшие на помощь китайскому императору по его просьбе, отбили у повстанцев Ань Лушаня восточную столицу Китая, город Лоян. Там уйгурский каган Бегю встретил манихейских проповедников, скорее всего, согдийцев. Возвращаясь в Уйгурию, он взял их с собой, и вскоре объявил манихейство государственной религией. Такое его решение было обусловлено, вероятно, вовлечением уйгуров в согдийскую караванную торговлю, либо их претензиями на оазисы Тарима, с согдийским (манихейским) населением. После падения каганата в 840 году уйгуры массово переселились в Турфанский оазис, увеличив число уже имевшихся там манихеев.

В 866 году уйгурский каган Букучин захватил Турфан и район Бешбалика (Бэйтина), и создал государство со столицей в Кочо. Он сохранил манихейство как государственную религию, хотя по числу приверженцев среди населения Таримской впадины продолжал доминировать буддизм. Китайский посол в Кочо в 983- 84 гг. Ван Яньдэ отметил, что там, кроме буддийских храмов, были и манихейские, где "персидские монахи молятся по своим законам". Гардизи (XI в.) сообщал, что в Чннанчкенде (Кочо) "около ворот дворца правителя ежедневно собираются 300 или 400 человек, … громким голосом читают сочинения Мани…".

Из Уйгурии манихейство добралось и до Южной Сибири (Хакасско-Минусинской впадины), где существовало до монгольского нашествия.

Китай. В VII веке манихеи проникли в Китай. В 694 году ко двору в столице Чанъани прибыл "человек из Персии … принес с собой лжерелигию "Книги о двух принципах""[22]. В 719 году при дворе появился новый манихейский проповедник, он был рекомендован императору правителем Тохаристана (Бактрия), который просил дать манихею разрешение построить храм. В 731 году манихейские проповедники вновь появились при дворе и принесли с собой текст манихейского катехизиса "Краткое изложение учения и обрядов Мани, Будды света". Однако китайские власти встретили их неблагосклонно. В 732 г. в указе императора Сюаньцзуна учение Мани называлось "полностью ложной религией"; утверждалось, что "манихеи ложно притворяются буддистами и обманывают народ". По мнению Брайдера (Bryder), это следовало понимать в том смысле, что манихеи использовали буддийские термины. Указ настаивал, что религия Мани "должна быть запрещена в любой ее форме"; впрочем, разрешал её для иностранцев. "Так как она является верой западных варваров, то не будет преступлением, если они станут исповедовать её". Однако с 762 года, после того, как манихейство стало официальной религией уйгуров, которые помогли в подавлении восстания Ань Лушаня, оно получило в Китае легальный статус. В 768 году в Лояне был построен манихейский монастырь.

После падения Уйгурского каганата китайское правительство предприняло меры против манихейства. В 843- 45 гг. были разрушены храмы манихеев, после чего манихейство перешло на нелегальное положение, но закрепилось в южных провинциях Китая.

В дальнейшем манихейство постепенно сливалось с буддизмом и даосизмом.

Халифат. В начале появления ислама манихеев не преследовали, и многие манихеев, ранее бежавшие в восточный Иран, вернулись в Месопотамию. При первых Аббасидах переводилась на арабский манихейская литература. Абдулла ибн аль Мукаффа ( - 757 гг.) перевел на арабский ряд сочинений Мани, согласно Масуди. Бируни и ан Надим, в своих сообщениях о Мани, его учении и его церкви, использовали манихейские произведения на арабском языке. Аль Шахрастани дал обзор системы Мани.

Однако вскоре против манихеев снова были предприняты репрессии, особенно усилившиеся при правлении аль Махди (775- 85 гг.) и аль Муктадира (907/8- 32 гг.). Ибн ан Надим ( - 995/8 г.) писал, что когда он составлял свою книгу (Фихрист) в Багдаде осталось едва ли пятеро манихеев. В результате гонений манихеи стали покидать регион халифата. К началу XI века манихейство из исламских стран было вытеснено на восток, кроме общины в Самарканде (согласно Бируни).

Византия. В Византии VIII - X вв. преследовались относимые к манихеям павликиане. "Для манихеев, именуемых ныне павликианами, император Михаил назначил смертную казнь" ("Продолжатель Феофана"). "В течение правления Михаила I <811- 13 гг.> законы против манихеев применялись против павликиан со всей строгостью ... они предусматривали разыскание манихеев и смертную казнь". Императрице Феодоре (IX в.) приписывалось уничтожение 100 тыс. павликиан. "Мрачная, грязная, мятежная, отвратительнейшая и злодейская ересь манихеев преследуется всеми народами из-за её неизлечимости" (Григорий Магистр Пахлавуни, XI в.)

 

Манихейские книги

Манихейская литература создавалась на сирийском, среднеперсидском, парфянском, согдийском, коптском, греческом, китайском, древнетюркском языках; переводилась на эти языки. От неё сохранились, в основном, фрагменты, цитаты, пересказы.

В манихейский канон включалось семь книг.

1. "Шапуракан". Первое произведение Мани, в котором он изложил свое учение. Содержал главу "Пришествие Посланника", в которой рассказывалось, как небесный посланник в различных воплощениях снисходил на землю; это были предшественники Мани – Будда, Заратуштра, Иисус. Также содержал эсхатологию, автобиографические данные и пр.

2. "Живое/ Великое евангелие". Манихейская космогония. Мани объявил себя Параклетом, появление которого предвозвестил Иисус. Книга состояла из 22 глав, по числу букв арамейского (сирийского) алфавита;

3. "Сокровищница жизни". История "Души Живой", её пленения в материи; учение о путях "освобождения света", в частности освобождения человеческой души. Фрагмент приводил Бируни в книге "Индия" – о состоянии обитателей мира Света; обширные фрагменты приводили Августин и Еводий.

4. "Прагматия" (Трактат); ничего не сохранилось; о содержании ничего не известно.

5. "Книга таинств". Критика учения бар Дайсана; притчи; трактовка различных положений манихейской доктрины. Никаких отрывков из этой книги не обнаружено; в Фихристе приведены наименования глав.

6. "Книга гигантов". Переработка  "Книги Еноха", ветхозаветного апокрифа, созданного на основе легенды из книги "Бытия" о племени гигантов- сынов ангелов и смертных женщин.

7. "Образ" (ср.-перс. "Ардханг"). Иллюстрации учения о загробной жизни и перерождении; изображение пути праведника в мир Света и дороги грешника в ад.

Другие сочинения, приписываемые Мани или его ближайшим ученикам:

"Послания" - письма Мани к ученикам и другим верующим; объяснения положений учения; указания миссионерам; практические наставления, личные сообщения.

"Главы" (в греческом переводе "Kephalaia") - толкования манихейских догматов. Согласно введению, основа книги – подлинные речи и проповеди Мани, записанные учениками. Ученики задают вопросы, на которые Мани отвечает, или он сам просвещает своих учеников относительно некоторых проблем своего учения.

Многочисленные сочинения манихеев: объяснения догматов; беседы- наставления в форме вопросов- ответов; псалмы; космогонические, астрономические сочинения, календари; биографии Мани; рассказы о жизни и деяниях его ближайших учеников: Аммо, Аддая, Фомы, Сисинния, Инная; история церкви.

"Псалмы"- гимны. Коптские "псалмы Фомы"; в т.ч. описывали, как силы Мрака готовили нападение на мир Света. Сохранились большие сборники гимнов, на иранском, парфянском, согдийском, греческом, латинском, коптском, уйгурском, китайском, тюркском языках.

Исповедальные/покаянные молитвы, в т.ч. для настоятелей манихейских общин. Покаянная молитва "Хвастванефт" сохранилась на древнетюркском.

"Гомилии" (беседы) - работы разного рода; составлены манихеями первого поколения после Мани. Имелись на коптском, но исчезли из Берлинского музея во время Второй мировой войны.

Материалы по биографии Мани, на разных языках. От них сохранились многочисленные фрагменты, в т.ч. среди текстов Турфана. Среди коптских текстов, исчезнувших из Берлинского музея, было "Житие Мани".

Много художественных рассказов, в т.ч. использовавших древние фольклорные сюжеты, сказки, анекдоты. Сохранились на согдийском, среднеперсидском, парфянском, тюркском языках.

Письмо и язык книг Мани и его основных учеников – восточно-арамейский, сирийский в эдесском варианте. Он использовался в те времена как литературный и церковный язык в Иране, восточных частях Римской империи; также являлся языком международных отношений. Кроме того, его развил сирийский гностик бар Дайсан (+III в.); "своими работами снискал ему широкую известность".

Мани также изобрел и использовал алфавит, который употреблялся в восточном манихействе.

"Шапуракан" был написан на пехлеви= среднеперсидском; вероятно, Мани вначале написал эту книгу на арамейском, потом перевёл.

 

Церковь, культ

Члены манихейской церкви делились на две группы: "слушатели" и "праведники"; и теми и другими могли быть и мужчины и женщины. Из среды "праведников" избирались пресвитеры, епископы, учителя; женщины не могли занимать церковных должностей. В церкви манихеев было 12 учителей, 72 епископа, 360 пресвитеров. Во главе церкви стоял преемник Мани, его резиденция находилась сначала в Вавилоне, а когда гонения на манихеев в Иране усилились, её перевели в Самарканд.

Манихеи имели, предположительно, таинства елеопомазания, при принятии в "слушатели", и рукоположения, при переходе из "слушателей" в "праведники"

Манихейский культ включал гимны- молитвы, исповеди и отпущения грехов, праздники. "Праведник" должен был молиться 7 раз в день, "слушатель" – 4 раза; при этом они обращались днём лицом к Солнцу, ночью – к Луне. В году было пять двухдневных праздников и ежегодный праздник Бема (греч.  "кафедра/ трон").

Манихеи молились/ возносили гимны Высшему Богу; манихейским божествам; богу солнца Миръязду; "Душе Живой"; Третьему Посланнику; Иисусу и Мани, как инкарнациям Третьего Посланника; апостолам, учителям общины. Некоторые гимны воспевали фазы космогонического процесса, прославляли дело "освобождения Света".

Праздник Бема. Главный праздник манихейской общины назывался "Бема" ("трон") и был посвящён Мани. Он отмечался весной, в конце 12-го месяца, в день смерти Мани; длился месяц; ему предшествовал тридцатидневный пост "праведников", который соответствовал времени пребывания Мани в темнице. В начале праздника возводилось возвышение из пяти ступеней, его накрывали коврами; ставили на нём сиденье-"трон", где размещался портрет Мани. На такой "беме", как считали манихеи, при жизни восседал Мани; также она символизировала престол Судии после конца света. На праздник совершалась культовая трапеза; однако считалась ли она таинством типа причастия – неизвестно.

 

Методы воздействия

Очевидно, важным фактором в успехах проповеди Мани было гипнотическое воздействие – только оно и могло заставить слушателей счесть излагаемые им фантазии реальной историей. О гипнотических способностях Мани говорит эпизод, когда он "показал" принцу Михршаху райский сад, где "его душа находилась три часа, в то время как его тело лежало как мертвое". Сходными способностями, хотя и слабее выраженными, видимо, обладал и ряд преемников Мани.

Другим важным фактором воздействия на слушателей была умелая риторика, способность Мани и его преемников увлечь аудиторию. В проповедях они использовали аллегории, сюжеты и образы из различных сказок. Аллегории они применяли и в своих художественных сочинениях. "Самая примечательная черта манихейской литературы – богатая фантазия".

Далее, для привлечения внимания манихеи использовали живопись. Хорошим художником считался уже Мани, "… мастер в искусстве живописи …" (Абул Маали); "как художник не имел себе равных" (Мирхонд, "История Сасанидов"); в персидской литературе времен ислама искусного художника иногда сравнивали с Мани. Основателю манихейства приписывалось создание книги рисунков, иллюстрирующих религиозные положения. Иллюстрации в книгах, по Мани, должны были дополнять обучение грамотным и пояснять его неграмотным. Эти иллюстрации включали изображения божеств, самого Мани, праведников, светских персонажей, сцены религиозных праздников, символы. Мани придавал в помощь миссионерам писцов и художников. Книги манихеев отличала прекрасная каллиграфия, красочные виньетки, использование сусального золота для обрамления иллюстраций. Роскошь их оформления отмечал Августин. Экземпляр "Ардханга" в XI в. имелся в сокровищнице Газневидов. Манихеи достигли большого мастерства и в разных областях живописи; их рисунки на ткани, фрески, миниатюры отличались высоким мастерством исполнения, сюжетным разнообразием, богатством красок.

В обрядности манихейства придавалось большое значение и музыке; эта традиция также шла от Мани, который очень любил музыку (по Августину).

Наконец, ещё одним фактором для привлечения в свои ряды манихейские проповедники считали предлагаемые ими объяснения природных явлений и религиозных доктрин. Таковые, действительно, иногда поначалу давали эффект. Например, Августин упоминал, что манихейство привлекло его своим всеобъемлющим объяснением мироустройства, притом рассуждениями, а не ссылкой на авторитет. Однако при проверке манихейских объяснений природных явлений они оказывались полностью несостоятельными, что влекло негативное отношение недавних адептов (Августин) или благожелательных поначалу наблюдателей (Бируни). Августин: "Я сравнивал слова Мани, изложившего свой бред во множестве пространнейших сочинений, с положениями науки: у него не было разумного объяснения ни солнцестояний, ни равноденствий, ни затмений… было приказано верить тому, что совершенно не совпадало ни с вычислениями ни с тем, что видели мои собственные глаза …  И кто, спрашивается, требовал, чтобы какой- то Мани писал об этих предметах? Эти науки были ему вовсе неведомы, но он бесстыдно осмеливался поучать. При этом он не соглашался на малую для себя оценку, но пытался убедить людей, что в нём обитает Святой Дух. Его уличили в лжи относительно неба, звёзд, движения Солнца и Луны ... мало того, говоря в пустой и безумной гордыне о том, чего он совсем не знал и искажал, он даже пытался приписать эти утверждения как бы божественному лицу … Кто же не счел бы отвратительным такое безумие?" Бируни: "этот человек не ограничился в своём учении невежественными россказнями, но высказал также и суждения об устройстве мироздания, из которых ясно видна его преднамеренная ложь".

 

Происхождение

Психологической основой манихейской теории "частиц света, заключенных в тёмную материю", очевидно, было мнение о самих себе, окруженных "тёмными/ бездуховными людьми". Позже сходные идеи развивались в лурианской каббале (XVI в.), оккультной ариософии (XX в.) и имели аналогичную мотивацию.

Историко-психологической основой манихейской теории "вторжения созданий мира Мрака в мир Света и войн между ними", видимо, являлись миграции и нападения диких народов на культурные страны. Характерно, что территориально мир Мрака, по Мани, находился на юге, где и в самом деле обитали относительно нецивилизованные "варвары".

Источники учения Мани оценивались так:

"Вторая волна гностического движения" (Нуцубидзе)[23].

"В той среде, в которой манихейство возникло, общей религиозной идеей был гнозис" (Ганс Генрих Шедер)[24].

"Структура, лежавшая в основе манихейства являлась по сути иранской, а именно, зерванистской в гностической интерпретации … синкретическое смешение христианства и иранской религии с нижним слоем древней месопотамской религии в том виде, какой она приобрела в гностическом баптизме. … Дуалистическая концепция Мани соединила принципы зороастризма, христианства и гностицизма; некоторые элементы космогонии прямо восходили к вульгаризированным формам античной философии. … Мани вырос в мандейской баптистской общине и получил там первые впечатления, оказавшиеся важными для всей его последующей жизни " (Гео Виденгрен)[25].

"Мани принадлежал к школам древних магов, более древних, чем Зороастр" (Осокин)[26].

"Мани, ученик Фадаруна, знал учение магов, христиан и двоичников <дуалистов>, объявил себя их пророком …  был изгнан из Ираншахра, вступил в землю индусов, взял от них переселение душ …" (Бируни).

"Лживое и богохульное свое учение он составил из множества давно исчезнувших ересей. … Демон, сам сатана выдвинул этого человека на погибель многим" (Евсевий Кесарийский).

Хотя Мани взял элементы своего учения из многих религиозных систем, но они оказали на него неодинаковое влияние. Больше всего аналогий и прямых заимствований персонажей и идей мифов манихейства обнаруживается в сирийском гнозисе и иранском магизме.

Прежде всего, разработка Мани своего учения и его начальная пропаганда проходили в гностическое время и в гностической среде. В Вавилонии- Сирии незадолго до Мани действовали видные гностики бар Дайсан, Маркион, Василид; разнообразные секты. Далее, как на эти секты, так и непосредственно на Мани оказали воздействия иранские религиозные учения: зерванизм, зороастризм, а также народные верования (условно обозначаемые термином "магизм"). В тех же краях и в той же среде были распространены неопифагорейские идеи. Наконец, во время своих ранних путешествий, Мани познакомился с религиозными учениями, развитыми в регионе северо-западной Индии, и они также оказали на него влияние, особенно буддизм.

Ряд идей из других религий был заимствован Мани и его последователями для адаптации и более успешной пропаганды своей системы. Сам Мани в письмах называл себя "апостол Иисуса Христа", а среди своих предшественников числил Будду. Западные манихейские проповедники вставили в его учение некоторые христианские "добавки", восточные – буддийские.

Основные представления главного теокосмического мифа манихейства – дуализм мира; борьба Света и Мрака, их смешение – взяты из сиро-месопотамского гнозиса и иранских религий. Вместе с тем, Мани переработал их и, до некоторой степени, совместил. Так, если у гностиков- валентиниан дуализм явился следствием отпадения от Плеромы ("полноты") одного из эонов, то у Мани он изначален; с другой стороны, если у зороастрйицев Ормузд и Ахриман были в известной степени равноправны- "близнецы", то манихейский Отец Света явно превосходил Материю- Мрак. Представление же о смешении в мире света и тьмы, духовного и материального, можно найти и в гностицизме с его "падением Логоса в материальный мир", и в теософии александрийских иудеев, и в зороастризме.

С зороастризмом манихейство связывало превращение абстрактных понятий в божества; с гностицизмом и неоплатонизмом – идея Великого Нуса (Вахмана)- Ума- Интеллекта; с религиями Месопотамии – красочно описанный миф о страдающем и воскресающем боге Таммузе (у Мани ему соответствовал Первочеловек, пострадавший во время битвы с созданиями Мрака).

Манихейские представления о спасительности некоего сокровенного знания- гнозиса опять возвращали к гностицизму и всей его последующей линии, вплоть до современных теософов, причём повторялась и такая, характерная для многих христианских гностиков (и теософов) деталь, как "спасительность" для Адама поедания им плода с дерева познания добра и зла; только если у гностиков спаситель, просветивший Адама- вручивший это яблоко, являлся змеем, а у теософов – Люцифером, то в манихействе он именовался Иисус-Сияние. Этот гностический миф представлял собой, очевидно, зеркальное отражение библейского рассказа, полностью меняющее его смысл.

Манихейское представление о прекрасных девах, встречающих праведника после смерти и направляющих его в рай, можно возвести к древнеиранской или индоиранской мифологии, а соотнесение Девы Света с "высшим Я" самого праведника – к зороастризму.

Концепция перевоплощения душ у Мани, очевидно, была заимствованной, она встречалась в его время в регионе Сирии и у неопифагорейцев, и у гностиков, а в регионе северо-западной Индии, где побывал Мани, – у буддистов. Впрочем, как отметил Гео Виденгрен, коптские тексты манихеев для перевоплощения души использовали греческое слово, означавшее переплавку или перековку, что могло означать восприятие этой идеи и из древних индоиранских представлений о человеке как творении небесного кузнеца[27].

Из учения элкасаитов, к общине которых он вначале принадлежал, Мани заимствовал  идею воплощений апостолов; она включалась в его общую концепцию возрождения и угасания в мире "истинной церкви".

Картины "конца света", нарисованные Мани, близки и к христианскому "Апокалипсису", и к иранским/ вавилонским представлениям о пожарах/ наводнениях в конце "мирового цикла".

Помимо идей и персонажей своей мифологии, Мани позаимствовал из других религиозных систем организационные принципы. Так, вероятно, во время первого путешествия Мани в Индию, познакомившись с буддийскими монастырями, он пришёл к мысли об организации аналогичных манихейских общин. Как Будда разделил своих последователей на монахов и мирян, так и Мани разделил своих приверженцев на "праведников" и "слушателей". Изображения Мани в Турфане восходили к образу Будды, из буддийской иконографии были заимствованы позы персонажей и их жесты ("мудры"), лотосовый трон.

Согласно христианским "Актам Архелая", Мани появлялся на публике в широких штанах, окрашенных в желто-зеленый и зеленый цвет, в голубом плаще, с длинной палкой из черного дерева, с книгой в левой руке. В такой одежде и с такими предметами изображены две фигуры на картинах, находящихся в митраистском храме в Дура-Европос, представляющие легендарных основателей мистерий, или жрецов Митры. Потому Акты называли Мани "жрецом Митры".

В изобразительном искусстве Мани при иллюстрации своих трактатов следовал традиции гностиков, украшавших рукописи рисунками, чтобы сделать более наглядным их содержание.

Наконец, астрология Мани следовала вавилонской и зороастрийской; в последней, как и у манихеев, планеты и знаки зодиака считались злыми силами.

Влияние демонов

Очевидно, что Мани находился в изменённом состоянии сознания/ под влиянием демонов. Это следует и из явления ему "духов", и из содержания проповедовавшихся им теокосмогоний и псевдонаук, представлявших собой наборы фантастических выдумок, но возвещавшихся с полной уверенностью в своей правоте.

Влияние демонов на создателя манихейства отмечалось.

"Варвар по языку и по нраву, он имел в своей природе нечто демоническое и безумное ... объявлял себя то утешителем и самим Святым Духом, то Христом …

Демон, сам сатана выдвинул этого человека на погибель многим " (Евсевий Кесарийский).

 

Взаимодействие с другими системами

Христианство. Мани включал в свою систему элементы Ветхого и Нового Завета, впрочем, в ряде случаев (например, с "плодами познания добра и зла") изменив смысл на противоположный; в этом он следовал предыдущим гностикам. Он также объявлял себя "апостолом Христа".

Ни его религия, ни его апостольские претензии не признавались отцами церкви, которые вели против манихейства  решительную борьбу.

Магизм. Хотя Мани включил в свою религию элементы зороастризма и зерванизма, она встретила противодействие магов. По их настояниям, Мани был арестован (другая версия – и казнён), а потом они же стали главными организаторами преследования манихеев в Иране.

Буддизм. Гораздо более позитивными были отношения манихейства с буддизмом. В обеих системах имела ключевое значение концепция перевоплощения душ; налагались сходные запреты. Позже восточное (среднеазиатское) манихейство вобрало много буддийских элементов; в его текстах стала использоваться буддийская лексика. Мани в восточных манихейских текстах именовался Буддой, или "Мани-Буддой", иногда бодхисаттвой.

 

Продолжение

В Китае манихейство постепенно сливалось с буддизмом и даосизмом. В даосский канон XI в. вошла "Сутра о двух началах и трёх периодах" - перевод центрально-азиатской версии "Шапуракана" ("Краткое изложение учения и обрядов Мани, Будды света"). Оно оказало влияние на синкретические буддийские религиозные секты "Белого Лотоса" и "Пути Всепроницающего Единства", а также, возможно, на неоконфуцианство X - XIII вв., положения которого имели дуалистический характер. До XVII века в храме, расположенном в Цюаньчжоу (провинция Фуцзянь), совершались манихейские ритуалы. В начале XX века храм перешёл к буддистам, которые решили, что он посвящен Будде Шакьямуни. Это единственный сохранившийся манихейский храм.

Из исламских стран манихейство к началу XI века было вытеснено на восток, кроме общины в Самарканде (по Бируни). В XI веке Бируни писал, что "веру Мани и его учение исповедуют большинство восточных тюрок, обитатели Китая, Тибета и части Индии".

Тем не менее, манихейство, вероятно, оказало некоторое влияние на ислам, в котором также говорилось о последовательности пророков, включавшей Христа; о райских девах, встречающих праведника. Манихейский "праведник" после смерти встречает свое высшее Я в облике чудесной девы, которая ведет его по пути в рай. В согдийском манихейском фрагменте говорится, что после смерти навстречу "праведнику" выходит не меньше 80 женских ангелов, украшенных цветами и призывающих его идти прямо к раю света, чтобы обрести там радость. Всё это напоминает гурий исламского рая. Манихейский месячный пост перед праздником Бема, возможно, стал прообразом исламского месяца поста Рамадана. Некоторые художественные образы и орнаменты перешли из манихейского искусства в мусульманское, которое не имело собственной традиции в области живописи.

В средневековом христианском мире к манихеям относили армянскую секту павликиан (VIII-X вв.); болгарских богомилов (X-XII вв.); патаренов в Италии (XII-XIII вв.); катаров в южной Франции (XII-XIII вв.).

В XIX в. иранский религиозный деятель Баха-улла, подобно Мани объединял в своём учении, бахаизме, разнородные религии.

Манихейство сыграло в восточном (основном) регионе своего распространения важную роль в развитии изобразительного искусства и музыки, которым манихеи придавали большое значение.

Для пропаганды своего учения манихеи использовали сюжеты различных сказок и басен, которые из Индии и Китая через регион Месопотамии проникли в Сирию и далее на Запад. Таким образом, манихеи стали посредниками в распространении восточных притчей в Европе.

 



[1] Писарев Л.И. "Очерки из истории христианского вероучения патристического периода", Казань, 1915 г.

[2] Вишняков А. "Император Юлиан Отступник и полемика с ним святого Кирилла", Симбирск, 1908 г.

[3] Писарев Л.И. "Очерки… ".

[4] Гусев Д. "Догматическая система Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II века" //"Православный  собеседник", Казань, июнь-сентябрь 1874 г.

[5] Поснов М.Э. "Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним", Киев, 1917 г.

[6] Поснов М.Э. цит. соч.

[7] Поснов М.Э. цит. соч.

[8] Писарев Л. цит. соч.

[9] Гретц Г. "История евреев", 1904 г.

[10] Гусев Д. цит. соч.

[11] Болотов В.В. "Лекции по истории древней церкви", М.,1994.

[12] Гусев Д. цит. соч.

[13] Гусев Д. цит. соч.

[14] там же

[15] Из современных гностиков- теософов брал высокую плату за обучение своим теориям Г.И. Гюрджиев (1877 - 1949 гг.). К нему особенно подходило высказывание св. Иринея: "кто не потратить всего своего состояния только чтобы узнать …" что "рассказывал Вельзевул своему внуку" (название одной из книг Гюрджиева).

[16] Гусев Д. цит. соч.

[17] Нуцубидзе Ш. "Руставели и восточный Ренессанас", Тб., 1967 г.

[18] Нуцубидзе Ш. "Руставели и восточный Ренессанс", Тб., 1967 г.

[19] Толстов С.П. "Древний Хорезм", Л.,1949 г.

[20] Нуцубидзе Ш. "Руставели … ".

[21] Нуцубидзе Ш. "Руставели … ".

[22] Bryder P. "The Chinese transformation of Manichaeism", 1985.

[23] Нуцубидзе Ш. "Руставели и восточный Ренессанс", Тб., 1967 г.

[24] цит. по Гео Виденгрен "Мани и манихейство", М., 2001 г.

[25] Гео Виденгрен "Мани и манихейство", М., 2001 г.

[26] Осокин Н. "История альбигойских войн", тт. 1,2, Казань, 1869 г.

"Более древние, чем Зороастр" маги – это зерванисты.

[27] Гео Виденгрен "Мани и манихейство", М., 2001 г.