Религиозные системы и критерии истины

Правильная теология и эффективная наука

Связь античной религии и философии

 

Религиозные системы и критерии истины

 

Критерий практики

В большинстве религий содержатся утверждения, допускающие практическую проверку. Прежде всего, в ряде религий даются указания, как достичь тех или иных целей с помощью обращённых к высшим существам ритуальных действий: молитв, жертвоприношений, … Эти указания, если только они выражены чётко и недвусмысленно, проверяемы. Далее, во многих религиях имеются предсказания будущего (пророчества), которые также проверяемы, если выражены достаточно ясно. Далее, некоторые религиозные деятели высказывали своё мнение о явлениях природы, давали им объяснения, допускающие проверку. Наконец, нет никаких причин, почему нельзя было бы проверять и чисто религиозные положения об ангелах, демонах, душах: изучать причинно-следственные связи, ставить опыты, сравнивать предсказываемое в какой-то религии с получаемыми результатами.

Религиозные системы, в отличие от научных теорий, очень чувствительны к негативным результатам практической проверки. Если научная теория дает неточные или даже неверные предсказания, то она корректируется и используется далее. Незначительные ошибки не слишком подрывают её авторитет, а после их исправления доверие к ней, как правило, даже растет. Никто не ожидает, что научные теории, созданные несовершенным человеческим разумом, на основе примитивных опытов, окажутся непогрешимыми. Напротив, ошибки, даже незначительные, религиозных систем, претендующих на происхождение от существ, высших по отношению к человеку, или даже всеведущих и всемогущих, имеют катастрофические для этих систем последствия. Примером может служить судьба манихейства, основатель которого имел неосторожность предложить физические (проверяемые) объяснения для ряда природных явлений. Обнаружение ложности этих объяснений, хотя они и не имели ключевого значения в манихейской религии, повлекло за собой отрицательное отношение к ней со стороны её бывших сторонников (бл. Августин) или благожелательных поначалу наблюдателей (Бируни)[1].

Другие критерии

Специфика религиозных систем не всегда даёт возможность применить ключевой критерий практики к их основным положениям. Однако есть и другие критерии, признаки, позволяющие если не подтвердить или опровергнуть положения какой-либо религии полностью, то, по крайней мере, повысить или понизить доверие к ней, иногда значительно. Таковыми являются, прежде всего: ясность, недвусмысленность религиозных утверждений; их положительное влияние на духовное, интеллектуальное и физическое состояние отдельного человека и социума в целом. Например, если представители какой-то религии мудро, как им кажется, избегают проверяемых утверждений, выражаются нарочито туманно и неясно, то доверие к ним и представляемым им системам падает. (Пример: гностицизм). В некоторых религиях охотно и подробно рассказывают о том, что происходило на Земле миллионы лет назад, о событиях в астрале, в тонких мирах и т.д., но о недавней истории или о современной физике имеют самые смутные представления (пример: теософия) – видимо, "высшие духи", с которыми адепты этих религий общались, не позаботились сообщить им такие мелочи! Подобные деятели напоминают незадачливого чародея из повести Марка Твена, без запинки рассказывавшего, чем занимаются сейчас короли и принцы в заморских землях, но попавшего в тупик, когда слушатель задал вопрос: что находится в его кармане? Итак, неясность, двусмысленность, невразумительность религиозных положений снижают доверие к ним.

Далее, одним из признаков, косвенно указывающих на ложность некоторой религии, является возбуждение ею психопатологий, изменённых состояний сознания, искаженного восприятия мира, болезней; вообще снижение духовного, интеллектуального и физического уровня её адептов. Например, ритуалы и мистерии тибетского ламаизма наводят на мысль о расстройстве психики их участников. Убежденность лам, что их амулеты и заговоры могут защитить их от пуль[2], говорит об искажённом восприятии мира. И обратно, правильные теологические положения содействуют улучшению интеллектуального, физического состояния человека; делают более ясным восприятие им реальности. Наконец, положительное или отрицательное влияние, оказываемое какой-то религией на социум, его интеллектуальный и физический уровень, также являются признаком, по которому можно судить об истинности или ложности этой религии.

Критерием истинности религиозной системы является также ослабление/ устранение с её помощью влияния демонов, патологических изменённых состояний сознания – аналогично тому, как критерием полезности/ правильности идеологии социальной системы является не только достижение с её помощью практических целей, но и эффективное противодействие ОПГ – организованным преступным группировкам.

Наконец, критерием истинности религиозной системы является точность описания ею совершающихся событий, в т.ч. в духовной области. Правильное богословие верно объясняет смысл происходящего и правильно предсказывает будущее.

 

Правильная теология и эффективная наука

 

Духовный мир человека оказывает влияние на его интеллектуальное и физическое состояние. Его улучшение ведёт к совершенствованию интеллекта, физического состояния; а в обществе в целом – к улучшению социальной среды обитания. И обратно, при деформации духовного уровня ухудшается, хотя, возможно, и не сразу, интеллект и физическое состояние как отдельного человека, так и всего общества.

Соответственно, можно предположить, что правильная теология (относящаяся к духовному миру; целям жизни человека) содействует развитию правильных/ эффективных научных представлений; улучшению интеллектуального мира; более ясному его восприятию, поскольку научные теории создаются для достижения целей. И обратно, ложные теологии способствуют развитию лженаук; введению ошибочных, неэффективных и даже патологических теорий.

Это в особенности относится к теориям, "обращающимся к бесконечности". Известно, что в математике "обращения к бесконечности" доставили наиболее сильные и эффективные методы. Очевидно, что правильная теология, правильные представления о божественном/ бесконечном (осознаваемые или нет) содействовали развитию таких теорий. Теологические представления о божественном/ бесконечном оказывали и оказывают влияние на математические теории бесконечного; даже трансформируются в них; при этом правильные представления о божественном коррелируют с правильными/ эффективными математическими теориями, а ложные – с ложными. Возможно даже, что эффективные математические теории, порождённые "обращением к бесконечности", являются некоторыми трансформациями- проекциями правильных представлений о бесконечном/ божественном (осознаваемых или нет). И обратно, ложные теологии, ошибочные представление о божественном/ бесконечном содействовали развитию неэффективных математических "теорий бесконечности". Попытки перевода- "проекции" на научный язык ложных представлений о бесконечном давали ложные (неэффективные) теории. Правильное богословие напротив, препятствовало развитию таких ложных теорий о бесконечности. В частности, можно быть уверенным, что устранение ложных теологий гностицизма и неоплатонизма в II-V вв.; борьба против них в Средние века, воспрепятствовали появлению в то время "фантазий о бесконечности" в математике и философии, столь характерных для эпох Ренессанса- Просвещения, когда возродился и вновь стал доминировать неоплатонизм.

"Обращение к бесконечности" и правильную теологию о ней можно рассматривать как принципы поиска новых эффективных научных теорий и методов. В частности, успешное развитие наук в европейской цивилизации, по-видимому, было в значительной степени обусловлено (частично) верными представлениями о божественном/ бесконечном, о котором в Европе рассуждали ещё со времен античной Греции. Частично успешное развитие наук, особенно социальных, в Китае также, видимо, было в значительной степени обусловлено (частично) верными представлениями о бесконечном (дао). И наоборот, в культурах, где науки неразвиты, например, в африканских, неразвиты и представления о божественном/ бесконечном. Стоит добавить, что из всех видов животных только человек рассуждает божественном/ бесконечном и только у человека есть науки, письменность, счёт.

Обратная связь между наукой и теологией не является однозначной. То есть, если учёный успешно развивает эффективные теории бесконечности (или любые иные), это ещё не означает, что его теологические взгляды также полностью верны. Например, он может осознанно поддерживать одну, ложную теологию, ложную, а неосознанно – фрагменты другой, правильной. Кроме того, для оценки истинности теории следует учитывать все результаты воздействия лежащих в её основе принципов. Так, изложенное в "Началах" Ньютона учение о пространстве, времени, силах и массах стало эффективным средством решения многих задач физики и астрономии; однако лежащие в его основе принципы привели к распространению механистического материализма, оказавшего разнообразные негативные воздействия на биологию и ряд других наук. Следует учитывать также социальные эффекты распространения знаний. Например, отрывочные, несистемные знания являются сегодня средствами манипулирования сознаниям; то есть, приносят, в конечном счёте, вред. Истинность знания следует оценивать во всём комплексе его эффектов (аналогично тому, как для оценки пользы внедрения технических изобретений, следует учесть все их последствия, в т.ч. экологические, социальные и т.д.). На такую истинность несомненное влияние оказывает духовный мир исследователей, в том числе их теологические представления. "Истинность" некоторой системы знаний, по сути, определяется её целями; в частности, целями создающих эту систему людей.

 

Связь античной религии и философии

 

отображение теологии в философию (от мифа к гнозису)

демонология в религии и триады в философии

теологические корреляты пифагореизма

математика и философия в пифагореизме как мистерии

связь религии Солнца и пифагореизма

 

Отображение теологии в философию (от мифа к гнозису)

Вероятно, значительная часть ранней философии является интеллектуальным представлением (интеллектуализацией) теологии/ изоморфна части теологии; или может быть представлена как интеллектуализированная теология; ее утверждения были получены из утверждений об атрибутах богов.

●  Вечные воды шумерской религии ® вода Фалеса.

● Зерван ® апейрон Анаксимандра;

● Триады богов ® философские триады (с сохранение ряда свойств).

● Математические объекты для пифагорейцев видимо являлись (представлением) образов богов, но созерцаемыми не визуально, а интеллектуально.

● Философские идеи пифагореизма, видимо, являлись представлениями соответствующих религиозных идей. В частности, религиозные представления о срединных дайэмонах были отображены пифагорейцами в представления о свойствах интеллектуальных/ математических объектов. (См. также далее).

● В индийской философии рассуждения о бытии (sat), знании (cit), благе (ananda) считаются рассуждениями о различных сторонах "единой реальности" (Brahman = Saccitanand). Т.о. в индийской философии рассуждения как бы чисто философские, отвлеченные от связи с теологией (Брахманом) являются, по сути, теологическими. Таково также и изучение в индийской логике (nyaya) источников знания (pramana), которое является изучением божественного т.к. pramana – одно из имен Вишну.

 

Демонология в религии и триады в философии

Детьен (Detienn) и Иенсен (Iensen) утверждали, что развитие в философии триадических классификаций и идеологемы порождения двумя элементами третьего- посредующего между ними, коррелирует с развитием демонологии. "Объективизация дайэмонов прямо вызвана переходом от относительного дуализма к абсолютному"[3].

Связь идеологемы "порождения двумя элементами третьего- посредника" с демонологией имелась уже в древнейших культурах. Так, у шумеров Небо и Земля порождали Энлиля, Владыку духов, т.о. третий- посредующий элемент оказывался связан с духами- демонами. Культ демонов у пифагорейцев коррелировал с популярностью у них триад. Китайская философия содержала идеологему Небо и Земля порождают Человека и многочисленные триадические классификации – при этом китайская религия являлась религией духов.

Корреляция триадических классификаций и идеологемы порождения двумя элементами третьего" с развитием демонологии подтверждается и на примере платонизма: в нём развивалась как троичные классификации, триадическая модель порождение Космоса из Идей и Материи, так и демонология; в частности и тем и другим активно занимался видный платоник Ксенократа.

Третьим элементам/ посредникам-гармонизаторам в разных культурах нередко сопоставлялись числа, связанные с 5: Энлилю, Владыке духов в шумеро-вавилонской религии, соответствовало число 50; гипотенуза в первом пифагорейском треугольнике, "порождённая" двумя катетами, имела длину 5 и т.д.

 

Теологические корреляты пифагореизма

Основные понятия пифагорейской философии имели корреляты или прообразы в античной мифологии; возможно, они были получены как интеллектуальные представления религиозных понятий.

0. Начала (архэ, старшие) « общее понятие божеств.

0'. Истечение (вывод, ...) мира из начал « образование мира божеством.

Доминирование начал над понятиями, объектами « доминирование божеств над определённые областями природы, деятельности.

1. Единое « "божественное начало мира"/ демиург; а в форме "четно-нечетного" - муже-женское божество например, орфический Фанес.

1'. Вывод из Единицы чисел-начал « порождение (младших) божеств демиургом.

1''. Вывод из Единицы мира « порождение божест и далее мира.

1'''. "Точка не имеет частей" (Эвклид) « "Единое не имеет частей".

2. Пары противоположностей « порождающие мир пары божеств (Небо и Земля, ...); их священный брак.

3. Философские триады « триады космических (Небо, Земля, Воздух) или звёздных (Солнце, Луна, Венера) богов религии Шумера-Вавилона. Идеологема Две Противоположности порождают третье/ гармонию « миф о порождении парой основных богов третьего; миф о рождении Гармонии от Афродиты и Ареса.

4. Космос « Гермес. Ему, как и Космосу, соответствовало число 4, Тетрактида. С Космосом и Тетрактидой коррелировал также демиург. "Четверица есть то же что бог-творец" (Гиерокл).

 

Математика и философия в пифагореизме как мистерии

Мистериями называются обряды, имеющие целью общение с божествами, очищение души и т.д., практикуемые среди узкой группы посвящённых.

В античности происхождение мистерий возводилось к богам или культурным героям. "Жрецы мистерий возвещают нам то, что им было открыто богами или могущественными демонами" (Юлиан)[4].

Пифагореизм в своих религиозных целях также являлся мистерией: занятия математикой и философией рассматривались в нём как способы очищение души и общения с божествами; союз пифагорейцев являлся закрытой корпорацией, члены которой проходили длительный (3+5 летний) срок испытания.

Мистериальные методы пифагореизма – математика и философия – однако, существенно отличались от методов многих других мистерий. Возможно, они были развитием/ символическим представлением через математические образы каких-то древних мистерий, скорее всего, сиро-вавилонских по происхождению. Их предварительным этапом могла быть интеллектуализация теологии; в т.ч. замена чувственных мистерий на символические. "Обычаем древних теологов было скрывать священные тайны то под обличьем математических фигур и чисел, то под поэтическими образами, дабы они не стали всеобщим достоянием" (Фичино)[5].

Платон поддержал пифагорейское представление о математике и философии как способах очищения души и развития способностей к общению с высшими силами. "Платон заявил, что философия есть мистическое посвящение особого рода, которое через сознательное рациональное исследование даёт то, что <в других мистериях> достигается через эмоции: "очищение души", вступление в общение с божеством"[6].

Неоплатоники подчеркивали мистериальный характер – общение с божествами, очищение и сокрытие от непосвящённых – платоновского метода изложения философии. "Платон преподает много истин о богах посредством математических фигур … пользуется математикой и теологией как завесой для прикрытия посвящения в таинства божественного учения ... такова же и вся пифагорейская экзегеза о богах" (Прокл).

 

Связь религии Солнца и пифагореизма

● В Сирии, Солнечной стране, где с древности главной религией был культ Солнца и само название которой означало Солнце, были популярны "пифагорейские" интересы и занятия – счёт, числовая философия, числовой символизм и т.д.:

1) "Сирийцы занимались вычислениями" (Страбон)[7].

2) Сопоставление чисел и букв в греко-финикийской (сирийской) среде: Милет, –VIII в.[8]

3) Царь Ассирии Саргон II (–727 - –707 гг.) построил стены своей столицы Дур- Шаррукина (позже – Хорсабад, город Солнца) длиной в число единиц, соответственно числовому значению своего имени[9].

4) Царь Соломон для постройки Иерусалимского храма пригласил сирийцев- финикиян; что, вероятно, было обусловлено их знаниями в архитектуре и, т.о., в математике. Возможно, что и "пифагорейское" высказывание, приписываемое Соломону, "Бог всё сотворил числом, весом, мерой" было результатом его общения со строителями храма- финикиянами.

● Греко-сирийская (т.е. солнечная) среда распространения философии неопифагореизма и неоплатонизма[10]. Определённые связи прослеживаются даже между ранними пифагорейцами и сирийцами; так, пифагорейцы Филолай и Лизис после падения пифагорейского союза (–VI в.) отбыли в Фивы –  финикийскую колонию.

● Корреляция времени активизации/ ренессансов пифагореизма- платонизма и культа Солнца в разных культурах[11].

● Связи пифагореизма с герметизмом и, одновременно, герметизма с культом Солнца[12].

● Неоплатонизм, продолжение/ завершение античного пифагореизма, можно рассматривать как религию интеллектуального Солнца - неоплатонического Единого. Популярная в неоплатонизме концепция "излучения Идей-Форм из Единого" аналогична концепции "излучения разных божеств из Солнца" в поздних версиях языческих религий.

 



[1] Бируни: "этот человек <Мани> не ограничился в своем учении невежественными россказнями, но высказал также и суждения об устройстве мироздания, из которых ясно видна его преднамеренная ложь". Бл. Августин: "Я сравнивал слова Мани, изложившего свой бред во множестве пространнейших сочинений, с положениями науки: у него не было разумного объяснения ни солнцестояний, ни равноденствий, ни затмений… было приказано верить тому, что совершенно не совпадало ни с вычислениями ни с тем, что видели мои собственные глаза. … И кто, спрашивается, требовал, чтобы какой-то Мани писал об этих предметах? Эти науки были ему вовсе неведомы, но он бесстыдно осмеливался поучать. При этом он не соглашался на малую для себя оценку, но пытался убедить людей, что в нем обитает Святой Дух. Его уличили в лжи относительно неба, звёзд, движения Солнца и Луны... мало того, говоря в пустой и безумной гордыне о том чего он совсем не знал и искажал он даже пытался приписать эти утверждения как бы божественному лицу… Кто же не счел бы отвратительным такое безумие?"

[2] Л. Уоддел (Waddel), находившийся в начале XX века в Тибете с английской военной экспедицией, рассказывал, как ламы "целых три дня торжественно проклинали британскую армию, предавая ее всем дьяволам", но при первых же выстрелах разбежались кто куда (Уоддел Л. "Лхаса и ее тайны", 1906 г.).

[3] Jensen S. "Dualism and demonology (demonology in pythagorean thought)", 1966.

Абсолютный дуализм означал у автора дополнение Пары Противоположностей третьим- посредующим элементом.

[4] цит по Ван дер Варден Б. "Пробуждающаяся наука", т.2, М., 1991 г.

[5] Гарэн Э. "Проблемы итальянского Возрождения", М., 1986 г.

[6] Wind E. "Pagan mysteries in Renaissanse", New Haven, 1958.

[7] Это свидетельство Страбона (+I в.) следует распространить на древний период, т.к. он связывал "занятия сирийцев числами" с их (древней) торговой деятельностью.

[8] Согласно Heath T. "A history of Greek mathematics", L., 1921.

[9] Сообщение не очень достоверное, но характерное для приписывавшегося в античности сирийцам увлечения числовым символизмом.

[10] См. Симаков М.Ю. "Пифагорейская система", М., 2000 г.

[11] там же

[12] Список примеров этих связей см. Симаков М.Ю. "Герметизм", М., 2008 г.