Асы: далёкий путь из Парфии в Скандинавию

 

Исландский историк XIII века Снорри Стурлусон в своей книге "Круг земной" описал несколько загадочный эпизод переселения асов. Текст Снорри давал основания считать асов, древнескандинавских/ древнегерманских богов, реальными людьми – культурными героями- первопредками скандинавов. В частности, Один, главный бог скандинавских мифов, являлся, согласно Снорри, вождём переселенцев, прибывших в Швецию из Азии.

В наши дни учёный и писатель В.И. Щербаков, проанализировав текст книги Снорри и другие исторические сообщения, высказал предположение, что этот эпизод имел реальную основу, и что регионом прежнего обитания асов являлась Парфия, а переселение асов во главе с Одином произошло в –II - –I веках[1]. Изучая развалины Нисы, древней столицы Парфии, В.И. Щербаков предположил, что она может быть соотнесена с легендарным Асгардом, городом богов, а храмовый центр города – с Вальхаллой, палатами Одина. В Парфию её основатели пришли, по Щербакову, из Монгольского Алтая, где в древности обитали антропологически близкие к европейцам народы. Гипотеза Щербакова признавалась допустимой профессиональными историками[2].

О переселениях из Азии в Скандинавию писал не только Снорри Стурлусон. Историк XVII века Мавро Орбини в сочинении "Iсторiографiя початiя имене, славы и разширенiя народа славянского" (русский перевод 1722 г.), посвящённом происхождению славян, сообщал, что "Иафет, старший сын Ноя, от которого произошёл народ славенский … поселился сначала в Азии … Потом его потомки пошли в Европу на Север, остановились в Скандинавии"[3]. Орбини, архимандрит Рагузы, ориентировался, очевидно, в своем рассказе на библейские источники, существенно отличные от источников Снорри.

В связи с проблемой "переселения асов" В. Щербаков отметил сходство топонимики Скандинавии и Средней Азии. В Исландии есть озеро Лангисьор, с древним корнем сор, сьор, означающем "море", характерным и для Средней Азии. В Исландии есть реки Ховсау, Екульсау, Творсау, Хамарсау, а в Таджикистане – Яхсу, Шаклису, Таирсу, Явансу. Ледник по исландски екуль; ледниковая река екула; тот же корень имеется и в названиях озёр Средней Азии: Зоркуль, Шоркуль, Ранкуль. При этом исландский язык сохранил больше древних черт, чем другие скандинавские. В "Младшей Эдде" говорилось, что героям, людям, новым местам давались старые имена, по аналогии с прежней родиной, "с тем, чтобы по прошествии долгого времени никто не сомневался, что те, о ком было рассказано, и те, кто носил эти имена, это одни и те же асы".

Почему асы переселились из плодородной и солнечной Парфии на север, далеко не столь благоприятный в климатическом отношении? В.И. Щербаков, рассматривая этот вопрос, ссылался на Снорри, утверждавшего, что "многие правители бежали из своих стран из-за походов римлян". Такую же мысль высказал позже и путешественник Тур Хейердал: "Исландец Снорри писал, что к востоку от Черного моря правил Один. От него произошли Харальд Прекрасноволосый и другие норвежские короли. Под ударами римлян он был вынужден отправиться на север, через Русь, земли Саков и Данию ... пришел в Скандинавию …". Однако Парфия успешно отражала атаки Рима; так, в одной из римско-парфянских битв, под Харраном (Сирия), погибла армия триумвира Красса и он сам. Скорее всего, причина была иной, ритуально-гадательной. Она тоже упоминалась у Снорри: "Одину было видение, что его имя превознесут на севере". Ритуально-гадательные переселения отмечались в истории древних народов, например, у китайцев. Стоит отметить, что для асов переселение на север оказалось весьма дальновидным – ведь регион их обитания, Центральная Азия, впоследствии был многократно разграблен и опустошен – сначала арабами-мусульманами, потом тюрками, потом татаро-монголами. (Захватчики смешались с покорённым населением и современные европейцы уже не узнают своих дальних родичей в обитателях нынешнего Ирана и Средней Азии. Тур Хейердал, побывавший в Азербайджане, писал: "Директор музея в Баку пояснил, что азербайджанцы – изначально нордическая раса, а такими, как сейчас, стали в результате нашествия арабов". По этому региону прошлись и орды тюрок-османов. А вот события XIII века: "Мэнгу-каан с левого края шел облавой по берегу Каспийского моря … захватили в плен и убили князя асов" (Рашид-ад-дин)).

Согласно Снорри, переселенцы из Азии, прибыв на территорию Скандинавии, вступили подчинили её обитателей. Это произошло, однако, без войны. "Имя тамошнего конунга было Гюльви … когда он узнал что едут из Азии эти люди, которых звали асами, он вышел навстречу и сказал, что Один может править в его стране" (Снорри). Мирное подчинение пришельцами-асами местных скандинавских племен, описанное Снорри, свидетельствует об их родственной близости. Таким образом, возможно, переселение асов на север являлось их возвращением в места, где некогда обитали их предки. Это предположение соединяет рассказ Снорри и гипотезу Щербакова с теориями, поддерживаемыми рядом историков, считающих Север местом обитания протоиндоевропейцев, мигрировавших в более тёплые страны из-за изменения климата. "В. Алексеев также полагал, по данным антропологии, что прародина индоевропейцев находится на севере"[4].

В.И.  Щербаков обратил внимание на упоминавшихся Снорри ванов, обитателей устья Дона. Используя другие исторические источники и лингвистические параллели, он соотнёс ванов с предками словен - славян: "Арабские историки называли вятичей ван, вантит. … Донецкий кряж раньше назывался Венендерские горы корень остался в названии племени венетов. … Венэ название русских в Финляндии и Прибалтике. …  Это ваны Эдды"[5]. В книгах П.  Тулаева (Россия) "Венеты – предки славян" и И. Шавли (Словения) "Венеты, наши давние предки" приводились аналогичные факты и делались сходные заключения. "Славяне означает словене"[6]. "Праславянское племя венетов или словенцев ствол, от которого впоследствии отпочковывались другие славянские группы"[7]. (Возможно, именно из-за своей лингвистической близости к названию племени ванов, имя Иоанн, заимствованное из древнееврейской Библии, так распространилось в славянской среде, трансформировавшись во вполне отечественного Ивана).

Снорри рассказал о столкновении асов, на пути их переселения, с ванами. Этот конфликт произошел в устье Дона, у "Жилища Ванов". "В войско метнул Один копье … Рухнули стены крепости асов, ваны в битвах врагов побеждали" (Эдда). По Снорри, асы обменялись с ванами заложниками и двинулись дальше в Скандинавию.

*   *   *

Реконструированный В.И. Щербаковым маршрут асов от Монгольского Алтая до Скандинавии, вернее, его ключевые регионы – Алтай, Парфия, Скандинавия – в наши дни характеризуется повышенным уровнем (локальными максимумами в указанных регионах) распределения мутации гена рецептора хемокинов, известной как CCR5delta32, дающей устойчивость к ВИЧ и ряду других вирусов. Прежде всего, центрами её наиболее высоких частот является Скандинавия и северо-запад России – конечные пункты маршрута асов. Локальный максимум delta32 расположен в районе Туркмении - Таджикистана, древней Парфии. Другой азиатский локальный максимум находится близ Монгольского Алтая – региона, откуда по предположению В. Щербакова пришли основатели Парфии. Оба азиатских локальных максимума контрастируют с низкой частотой delta32, характерной для Азии в целом.

   Рис. 6.1.1 Распределение мутации CCR5delta32 (Е.В. Балановская, О.П. Балановский "Русский генофонд на Русской равнине", М., "Луч", 2007 г.).

 

Возникновение мутации CCR5delta32 датируется генетиками временем около начала нашей эры. Несколько необычный тренд распределения этой мутации, спадающей от севера Европы к её более южным окраинам имеет одним из своих объяснений предположение о её разнесении викингами во время походов[8]. (Это, конечно, не относится к двум азиатским локальным максимумам).

Итак, нынешнее распределение локальных максимумов мутации CCR5delta32 в Азии (ещё раз следует подчеркнуть, необычных для Азии в целом) примерно совпадает с реконструированным В.И. Щербаковым маршрутом переселения асов, а время её появления – с предполагаемым (согласно Снорри Стурлусону) временем миграции асов. Поэтому данное распределение можно рассматривать как аргумент в поддержку гипотезы В.И. Щербаков – как "остаточные маркёры" пути движения асов, завершившегося на севере Европы.

Повышенный уровень CCR5delta32 в регионе Алтая небезынтересно сопоставить с высоким уровнем там характерной для европейцев гаплогруппы R1a (например, у шорцев – она составляет около 60%)[9]. Кроме того, как отмечалось в работе А.А. Клесова и И.Л. Рожанского, "гаплотипы R1a1 Средней Азии (Киргизия) обнаруживают максимальное сходство со скандинавскими гаплотипами R1a1"[10]. В рамках гипотезы В. И. Щербакова это означает, что асы, скорее всего, имели ту же гаплогруппу.

В той же статье А.А. Клесова и И.Л. Рожанского отмечалось, что в Скандинавии обнаружена редкая для Европы, но обычная для Азии гаплогруппа Q, притом с датировкой общего предка для одной из её ветвей 375±360 гг. до нашей эры[11] (что соответствует времени переселения асов, по Снорри). В рамках рассматриваемой гипотезы это интерпретируется так: вместе с асами R1a из Средней Азии на север ушла некоторая группа носителей гаплогруппы Q.

 

Приложение. Снорри Стурлусон "Круг Земной"  (фрагменты).

Та часть света, что к востоку, называется Азией, а к западу Европой, некоторыми – Энеей. ... К северу от Черного моря расположена Великая или Холодная Швеция. … Её северная часть пустынна из-за морозов … там много народов и языков … есть великаны и карлики, чёрные люди, драконы. … С севера с гор течет река Танаис. Она называлась раньше Танависль или Ванаквисль <река Дон>. Она впадает в Черное море. Местность у её устья называется Страной Ванов. … Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, а её столица - Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище, по древнему обычаю, в нём было 12 верховных жрецов. Они назывались диями, или владыками. … Один был великий воин, много странствовал, завладел многими державами. …

Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад <Уральские горы>. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. У Одина в Стране Турок были большие владения. В те дни правители римлян ходили походами по всему миру … многие правители бежали. … Одину и его жене было пророчество, что его имя превознесут в северной части света, выше имен конунгов … поэтому он отправился в путь…

Один пошел войной против Ванов … победа была то за Асами, то за Ванами. … Заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали лучших своих людей, Ньёрда Богатого и его сына Фрейра. Асы дали Хёнига и Мимира. … Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, они были диями у асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица … первая научила асов колдовать как было принято у ванов. …

Пришли в страну Саксов … Один оставил править сыновей … отправился на север и достиг страны Рейдготланд <теперь Ютландия>, поставил править сына по имени Скьёльд … оттуда пошел род Скьёльдингов, это датские конунги. … Отправился ещё дальше на север, в страну, что теперь зовётся Швецией. Имя тамошнего конунга было Гюльви … когда он узнал что едут из Азии эти люди, которых звали асами, он вышел навстречу и сказал, что Один может править в его стране. … Одину понравились эти земли. … Поехал на север … поставил сына править государством, которое теперь зовется Норвегией. Асы взяли в той земле жён, умножились, расселились в северной части света, так что язык этих людей из Азии стал теперь языком тех стран. …

Рассказывают, что когда Один и с ним дии пришли к Северным Странам, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. … Один ввел в своей стране законы, которые раньше были у асов. … 

Эта Швеция называлась Жилищем Людей, а Великая Швеция - Жилищем Богов. …

Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет там жить вечно. Он был сожжён.

После него стал править Ньёрд из Ноатуна. В его дни царил мир. Шведы стали верить что Ньёрд дарует урожай и богатство. В его время умерло большинство диев … были сожжены.

Фрейр стал правителем после Ньёрда… Возвел большое капище в Уппсале. Там была его столица. … (После Фрейра) Фрейя стала совершать жертвоприношения, так как из богов осталась она одна.

Фьёльнир, сын Фрейра- Ингви, правил тогда шведами и богатствами Уппсалы. В Хлейдре правил тогда Фроди миротворец. Фьёльнир и Фроди навещали друг друга. …

Свейгдир стал править после своего отца. Он дал обет найти Жилище Богов и старого Одина. … Побывал в Стране Турок, Великой Швеции, встретил там много родичей. … Затем вернулся в Швецию… женился на женщине Вана, из племени Ванов. …

Скьёльдом звали сына Одина, отсюда пошли Скьёльдинги. Он жил и правил в стране, что теперь называется Данией, а тогда звалась Страной Готов. У Скьёльда был сын по имени Фридлейв, правивший после него. Сына Фридлейва звали Фроди. Он наследовал своему отцу в те времена когда Август кесарь водворил по всей земле мир. И так как Фроди был самым могущественным конунгом в северных странах, считают, что это он водворил мир во всех землях, где говорят по датски, и люди на севере называют этот мир "миром Фроди".

(Последний абзац – из "Младшей Эдды". Таким образом, Снорри Стурлусон относил переселение асов ко времени за три поколения до императора Августа).

    Голова парфянского вона. В правом верхнем углу – наскальные руны Монголии –I тыс. и

    древнейшие руны Исландии на полях старинных рукописей (по В. Щербакову, цит. соч.).



[1] В.И. Щербаков "Где жили герои эддических мифов?" М. 1989 г.; В.И. Щербаков "Асгард - город богов", М., 1991 г. В.И. Щербаков (1938 – 2004 гг.) - к.т.н., специалист в области теории информации и математической лингвистики, член Союза писателей СССР.

[2] См. напр. предисловие к книге В.И. Щербакова "Где жили герои эддических мифов" доктора исторических наук А.Ф. Смирнова.

[3] Орбини Мавро "Книга историографии початия имене славы и расширения народа славянского", М., 2010 г. (репринтное издание 1722 г.). Раздел "Первоначалие славян", стр. 2. Цитата дана в переводе на современный русский язык.

[4] Н.Р. Гусева "Русские сквозь тысячелетия", М., 2001 г.; Н.Р. Гусева "Славяне и арии. Путь богов и слов", М., 2003 г.

[5] В.И. Щербаков "Асгард – город богов", М., 1991 г.

[6] П. Тулаев "Венеты – предки славян", М., 2000 г.

[7] И. Шавли "Венеты, наши давние предки", М., 2003 г.

[8] Балановская Е.В., Балановский О.П., "Русский генофонд на Русской равнине", М., "Луч", 2007 г., стр. 137.

[9] См. напр. Балаганская О.А. и др. "Генетическая структура по маркерам Y- хромосомы народов Алтая"// "Вестник Московского университета", сер. 23, Антропология, №2, стр. 25-36, 2011 г.

[10] Клесов А.А., Рожанский И.Л. "Миграции из южной Сибири и Средней Азии в северную Европу с точки зрения ДНК- генеалогии"// "Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии", 2010 г., т.3, №1, стр. 66.

[11] Клесов А.А., Рожанский И.Л., цит. соч., стр. 75.