Рассвет "золотого века"

Новая Атлантида

 

Рассвет "золотого века"

 

В середине XVII века, 1640- 60-х годах, среди которых был и знаменательный своим числовым символизмом год 1666, многие ожидали радикальных перемен в мире: одни – прихода золотого века, другие – наступления конца света.

С 1640-х гг. среди протестантов, особенно английских пуритан, распространились представления о приближении "тысячелетнего царства Христа". "Милленаризм – основной фактор пуританских взглядов"[1]. Ян Амос Коменский, епископ "богемских братьев", наследников гуситов, считал возможным началом миллениума 1666 год. Эти представления не остались одними лишь мечтами. Оливер Кромвель, возглавивший английскую революцию, утверждал, что он стремится к установлению "царства Божия на земле". Примерно тогда же в Англии, а затем и других странах, в первую очередь протестантских, стали возникать герметические (масонские) союзы, ставившие своей целью возрождение золотого века. "Конечной целью масонства является объединение людей … для достижения царства Астреи[2]" (Конституция Великой ложи Франции). Тогда же и в тех же странах начали создаваться и научные заведения нового типа – Лондонское Королевское Общество (1661 г.), Парижская Академия наук (1666 г.) и др., которым, по замыслам их идеологов и организаторов, была отведена сходная роль. "Для пуритан миллениум <тысячелетнее царство> надо было заработать тяжёлым трудом, человек и мир должны были быть приготовлены к нему через развитие науки и образования" (Ф.А. Йетс)[3].

В 1640-е годы усилились ожидания прихода мессии среди евреев. По вычислениям каббалистов это должно было произойти в 1648 году; так считал, в частности, крупный каббалист р. Самсон из Острополя на Волыни. В 1648 году Саббатай Шеви из Смирны объявил себя мессией, а талмудист и каббалист Натан из Газы признал его таковым и заявил, что в 1666 году для евреев наступит избавление. В сентябре 1666 года Шеви обратился в ислам, что было представлено Натаном как "подвиг священного отступничества" – мессия добровольно спускается в царство зла, чтобы освободить тех, кто заключён в нём. С того времени многие саббатианцы- последователи Шеви, также внешне переходили в ислам или христианство, как бы "спускаясь в царство зла для его разрушения".

К середине XVII века обострился раскол в греко-российской церкви. Проходивший в 1666- 67 гг. в Москве собор восточных патриархов и российских епископов объявил древнерусские христианские обряды еретическими. Протопоп Аввакум изумлялся делам царя и высших церковных иерархов: "Аще мы раскольники и еретики то и все святые отцы наши и благочестивые цари и прежние патриархи таковы суть. … Воистину глаголем: смело дерзаете но не на пользу себе". Не признавшие решений этого собора служители и прихожане РПЦ сочли, что наступает время прихода Антихриста и апокалиптических бедствий.

Многие христиане считали чаемого иудеями мессию Антихристом, приход которого должен состояться перед концом света. Таким образом, падение, с точки зрения "древлего православия", последнего христианского царства, "Третьего Рима" ("а четвертому не бывать") совпало по времени с приходом "мессии" Шеви. Любопытно, что главный деятель московского собора 1666- 67 гг. Паисий Лигарид был митрополитом той же палестинской Газы, откуда был и пророк мессианства-саббатианства Натан.

Итак, в середине XVII века произошёл ряд критических событий, которых одни расценили как приближение золотого века, а другие наоборот – как наступление царства тьмы, предваряющее конец света.

 

Новая Атлантида

 

В XV - XVI веках в Западной Европе происходили заметные изменения во всех областях социальной жизни. В религии возникали и распространялись секты, раскалывавшие единое некогда католическое христианство и изменявшие его догматы. В политике значительно повысилась роль торговых, коммерческих классов. В европейских элитах почти повсеместно произошёл переход власти от аристократии меча к аристократии золота; от принципа аристократии "деньги найти легко, человека трудно найти" к принципу торговцев и банкиров: "деньги решают всё". В философии и культуре по всей Европе заметно возрос интерес к античности, неоплатонизму, гуманизму и оккультизму.

Иногда эти преобразования имели характер реформ, медленного распространения новых идей, постепенного роста численности поддерживающих эти идеи групп, их влияния; почти незаметного перехвата ими управления обществом; иногда они имели х характер революций, столкновений крупных социальных групп в борьбе за собственность, власть, идеологию. Впрочем, нередко революционные преобразования совершались после предыдущей плавной эволюции.

Раньше всего эти утверждение нового политического и религиозного строя произошло в государствах северо-европейского атлантического региона: протестантских княжествах Германии, Скандинавии, Англии. В их экономике установились капиталистические методы ведения хозяйства; в политике – правление торгово-промышленных классов (финансистов, фабрикантов, купцов, ...); в религии – лютеранство, кальвинизм, или другие формы протестантизма. Несколько позже в круг этих стран вошли, а затем возглавили их США.

Среди образов, использовавшихся некоторыми энтузиастами этих преобразований, была Атлантида; миф о ней. В эпоху Возрождения представления об Атлантиде, упомянутой Платоном и рядом более поздних античных авторов, соединялись с ренессансными герметическими представлениями о древней мудрости и золотом веке. Идеал возрождения древней мудрости и золотого века, провозглашавшийся у масонов, розенкрейцеров соответствовал или подразумевал возрождение древней Атлантиды; либо создание Новой Атлантиды, продолжавшей старую. Идеологема Новой Атлантиды оказывала влияние, явно или неявно, на ряд пропагандистов религиозных или политических преобразований XV - XVI вв. Так, термин "Новая Атлантида" использовал в проекте социальных преобразований Фрэнсис Бэкон (1561 - 1627 гг.). Джон Ди (1527 - 1608 гг.) предлагал называть недавно открытую Америку Атлантидой (а не "Западной Индией", как она тогда именовалась). Символично, что именно в государствах, примыкавших к атлантическому побережью, впервые были инициированы преобразования, ведущие к построению Новой Атлантиды.

Установленный в XVI - XVII вв. в северо-атлантических государствах новый религиозный и политический строй явил многие принципы будущей Атлантической Империи; можно сказать – очертил контур всплывающей Атлантиды.

 



[1] Hill C. "Intellectual origins of the English revolution", Oxford, 1965; Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L.,1974; Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.

[2] Астрея - богини справедливости в античной мифологии.

[3] Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.