"Пражская весна"

  

В марте 1618 года депутаты протестантов, собравшиеся в ратуше Праги в связи с избранием чешским королем активного сторонника католицизма Фердинанда Штирийского и закрытием нескольких протестантских церквей (конец 1617 г.), выразили протест правительству и, чтобы подчеркнуть свою решимость, выбросили из окна двух католических епископов.

Император Матфей, брат Рудольфа II, сменивший его на престоле в 1612 году, приказал собрать войска для подавления восстания в Праге. Однако военные действия вначале развивались более удачно для протестантов. В июне 1619 года их войска осадили Вену, столицу империи.

В августе 1619 года протестанты Праги предложили чешскую корону Фридриху V, курфюрсту Пфальца. Это предложение нарушало законы Империи, однако Фридрих V, следуя советам приближённых, принял его. Коронация Фридриха и его жены Елизаветы состоялась в Праге в ноябре 1619 года.

"Пражская весна" и оккультизм. Во время правления Фридриха V в Пфальце отмечалась активизация деятельности оккультистов, увеличение количества изданий работ герметиков и алхимиков. "Основные работы <оккультистов> Фладда и Майера были опубликованы в Палатинате... Короткое правление Фридриха и Елизаветы золотой век для герметиков" (Ф.А. Йетс)[1].

Главным советником двора Пфальца был Христиан фон Анхальт, поддерживавший оккультные исследования. С ним были связаны П. Розенберг, брат вице-короля Богемии Вильгельма Розенберга, патрона видного оккультиста Джона Ди; оккультист Освальд Кролл; герметик Михель Майер. Мориц Нассауский, дядя Фридриха V, также поддерживал герметизм и оккультизм, в его владениях (Касселе) были опубликованы т.н. манифесты розенкрейцеров Fama Fraternitatis ("Весть о братстве") и Confessio Fraternitatis (1613/ 5 гг.).

Революционные события 1618- 19 гг. в Богемии- Пфальце были связаны, как по личностям, так и по целям, с оккультным движением розенкрейцеров. Ф.А. Йетс полагала, что целью переворота в Праге было "создание христианско-оккультного государства". "Розенкрейцерские публикации исходили из окружения правителя Пфальца, которые толкнули его на богемскую авантюру <принятие короны Чехии> ... главный вдохновитель Христиан фон Анхальт ... его связи в Богемии те же круги что и Ди ... богемская авантюра Фридриха была не только антигабсбургской <антикатолической> но и выражением движения, собиравшего силы много лет, направленного на решение религиозных проблем в мистике, под герметическим и каббалистическим влиянием … Манифест розенкрейцеров представлял собой мистическую основу движения Фридриха"[2].

Конец "пражской весны". В борьбе против императора Фердинанда Штирийского двор курфюрста Пфальца полагался на поддержку союзных князей-протестантов Германии, а также, особенно, зятя Фридриха Пфальцского, короля Англии Якова I. Однако король Яков не во всем одобрял агрессивную протестантско-интервенционистскую политику прежнего правительства (Елизаветы). Он отказался помочь Фридриху, назвал его узурпатором, и даже угрожал послать войска его противникам. Протестантская партия в Англии как могла, поддерживала Фридриха, в число его сторонников входили лорд-канцлер Фрэнсис Бекон, архиепископ Кентерберийский, однако изменить позицию короля протестанты не смогли. Генеральные Штаты Голландии также оказали своим единоверцам помощь, меньшую ожидавшейся.

В поддержку императора Фердинанда выступил герцог Баварии Максимилиан I, возглавлявший Католическую лигу, и испанское правительство, державшее армию в южных Нидерландах. 8 ноября 1620 года в битве у Белой горы войска протестантов были разбиты. Отряды Католической лиги и испанцев заняли Гейдельберг. Фридрих Пфальцский бежал в Гаагу; "пражская весна" закончилась. В Пфальце, Чехии было запрещено протестантское вероисповедание. "Двуглавый орел <Габсбургов> торжествовал" (Ф.А. Йетс).

 



[1] Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.

[2] там же