Маздакизм

 

При шахе Ирана Каваде (488 - 531 гг.) должность верховного жреца зороастрийцев занял Маздак, происходивший из Нисы, или Нишапура (Хорасан). Он предложил обобществить имущество. "Маздак был мобедом мобедов, он объявил что люди должны сообща владеть имуществом и женщинами и за ним пошли огромные толпы" (Бируни). "Обновил отвратительную ересь магизма, которая говорит, что женщины должны быть общими" (хронист Иешу Стилит, современник Маздака). "Маздак захотел нанести ущерб вере гебров. Он знал звёзды и по их движению сделал вывод, что в эту эпоху появится тот, кто уничтожит веру гебров, иудеев, христиан, идолопоклонников. На него напало мечтание, что он будет таким. Он находился при дворе, пользовался доверием шаха. Он заявил: "Те, кто чувствуют нужду, пусть тратят имущество друг друга". Когда шах согласился на общность имущества <!>, Маздак начал заявлять: "Ваши жёны ваше имущество. Следует считать вам жён имуществом друг друга. Многие увлеклись его учением из-за общности имущества и жён, особенно простонародье" (Низам аль Мульк). "Первый коммунист … учение монизм света" (Нуцубидзе).

Однако наследник престола Хосров отрицательно отнёсся к деятельности Маздака. По поводу обобществления имущества и женщин он заявил, что "такой образ действий присущ скоту". В 529 году Маздак с группой последователей были убиты по приказу Хосрова и с согласия шаха.

Нашлись продолжатели его дела. "Жена Маздака, Хуррамэ … очутилась в Рее, начала пропаганду, к ней примкнули некоторые, их назвали хуррамдинцами" (Низам аль Мульк). В VIII веке в Хорезме вспыхнуло восстание, по С. Толстову маздакитской ориентации[1]. Кутейба, арабский наместник Хорасана, подавил его в 712 году; часть восставших бежала в Хазарию. Маздакитами считали последователей некоторых тайных сект в халифате: карматов, исмаилитов, батинитов (солнцепоклонников) и др.

Иоанн Малала связывал возникновение учения Маздака с неким манихеем Бундосом, который основал в Риме, во время правления императора Диоклетиана (284 - 305 гг.), секту дорисфенов ("учение благого"); а позже вернулся в Иран. Феофан (VIII в.) тоже сообщал о манихеях-маздакитах. Бируни также считал учение Маздака дуализмом: "… Проповедовал существование двух начал …"

 



[1] Толстов С.П. "Древний Хорезм", Л.,1949 г.