Торговые и культурные связи Шумера, Ассирии, Финикии

 

Торговля Шумера

В –III тыс. между южным Двуречьем, Средним Востоком, долиной Инда велась торговля, зафиксированная как археологическими находками, так и текстами клинописных табличек. В шумерские города также ввозился обсидиан из Армении; лазурит из некоей горной страны Аратты[1]. Поскольку "единственное достоверное местонахождение лазурита на Древнем Востоке – горный Бадахшан, Памир"[2] то восточные контакты шумеров, возможно, доходили до гор Памира. На юго-восток тогдашние торговые пути из городов Двуречья шли к долине Инда и далее в центральную Индию. Клинописные таблички конца –III - –II тыс. сообщали о центрах торговли Маккан и Мелухха, соотносимых с побережьем Белуджистана и долиной Инда. "В Уре найдено две бусины из амазонита, его ближайшее месторождение горы Нилгири, Центральная Индия"[3]. "В развалинах Ура обнаружены куски индийского дерева тика"[4]. О значительном объёме уже в ранний период торговых контактов между городами Шумера, Эламом (юго-запад Ирана) и цивилизацией долины Инда свидетельствует и большое количество найденных при археологических раскопках на этих территориях сосудов из стеатита (талькокарбоната), изготовлявшихся в Кермане и Белуджистане и импортировавшихся в города Двуречья и долины Инда[5].При сухопутной торговле Двуречья с Индией естественными посредниками оказывались города или государственные образования на территории Среднего Востока (юга Ирана).

Морская торговля использовала как посреднический пункт остров Дильмун (Бахрейн), где месопотамские товары обменивались на эламские и индийские.

Переселенцы из Шумера образовывали колонии в северной Месопотамии, Сирии. В частности, семейство Фарры, отца Абрама, переселилось из Ура в Харран (Сирия), являвшийся, как и Ур, центром культа бога Луны Нанна- Сина. По предположению Л.А. Уоддела, шумерской колонией была также цивилизация долины Инда и раннединастический Египет[6].

 

Торговля и колонии Ассирии

В –III тыс. в Верхней Месопотамии был основан город Ашшур, впоследствии ставший одним из центров Ассирийского царства. Ашшур располагался на торговых путях, по которым в то время перевозились металлы, древесина, промышленные изделия. Южная дорога шла к городам Шумера и Персидскому заливу, куда прибывали товары из Элама и долины Инда; восточная дорога шла к медным рудникам Иранского нагорья, древесине Средней Азии, лазуриту Памира; северная – к рудникам меди и серебра в Тавре и в Малой Азии; западная – к средиземноморскому побережью, куда доставлялась медь из рудников Кипра.

К концу –III тыс. через Ашшур проходил значительный поток товаров, в торговле которыми принимали участие местные купцы, накапливавшие богатства спекуляцией на разнице цен.

С начала –II тыс. ассирийцы стали образовывать торговые колонии в Малой Азии, Анатолии, приморской Сирии.

В дальнейшем посредническая торговля имела важное значение в политике Ассирии, определяя, наряду с чисто захватническими походами, направления её военной экспансии.

 

Торговля и колонии Финикии

В –III - –II тыс. на перекрестках торговых путей в Верхней Месопотамии- Сирии появились многочисленные поселения, расцветавшие и накапливавшие богатства от посреднических услуг. Торговля стала основой экономики поселений в тогдашней приморской Сирии (Финикии). "Если когда-либо целый народ был поклонником Маммоны – это финикийцы, всё их честолюбие направлялось к одной этой цели"[7].

Миграция в –II тыс. в Финикию части греков из Крита и Кипра повлекла за собой развитие мореходного искусства в этом регионе. (По гипотезе Л.А. Уоддела это была обратная миграция – в древности (пра)финикияне, образовав колонии на Крите, сделал его ведущей морской державой, а потом, в –II тыс., переселились обратно на приморскую территорию Сирии-Финикии).

В –II - –I тыс. финикияне, (вновь) сменив критян, вели обширную торговлю по всему Средиземноморью; устраивали там колонии и рудники. Ряд греческих городов носил названия, данные им финикийскими переселенцами. Согласно греческим мифам и весь континент Европа получил свое название от имени финикийской царевны, похищенной Зевсом, превратившимся в быка. (В связи этим мифом отмечалось, что на монетах финикийского города Сидона встречались изображения богини верхом на быке, и что культ быка был связан с почитанием Солнца – главной религией Сирии).

Кадм, сын легендарного финикийского царя Агенора (усл. –XIII в.), основал в Беотии (Греция) город Фивы[8], устроил там колонию и рудники. "Кадм открыл первые каменоломни и первые рудники около горы Панкей" (Климент Александрийский). Эта колония поддерживала контакты с Месопотамией: при археологических раскопках в Фивах были найдены 36 вавилонских цилиндрических печатей из лазурита, относимых к –XIV веку. Основание города Херонея в Беотии также связывалось с Кадмом: "в Херонее явилась Кадму корова, данная ему в проводники Пифийским богом, от неё название храма Аполлона Турийского ("тор" на финикийском "корова")" (Плутарх).

На острове Фасос финикийцы разрабатывали золотые рудники (Геродот). "Фасосцы были по происхождению финикийцами, отплыли из Тира вместе с Фасом, сыном Агенора, на поиски Европы[9]" (Павсаний)[10]. Во Фракии, близ Фасоса, они также разрабатывали золотые рудники. Эта область, как и Финикия, славилась в древности своим вином.

В –XII веке финикийские колонии были основаны на Кипре (Пафос). "Финикийский царь Кипра Пигмалион (Пумиафион) ... несколько царей с таким именем ..." (Фрезер)[11].

Затем последовала колонизация других крупных островов Средиземного моря: Крита, Корсики, Мальты, Сицилии, Сардинии. На Сицилии финикийцы основали город Палермо и ряд других.

По Гомеру финикийцы имелись на острове Лемнос; по Геродоту они торговали с Аргосом; по Диодору Сицилийскому их поселения существовали на Родосе; по Стефану Византийского они построили город на острове Мелос (юг Эгеиды). На острове Кифера был финикийский храм Астарты.

В Испании древнейшей колонией финикийцев был основанный около –1100 г. Гадес (совр. Кадис). Через Гадес они торговали с Тартессом, основанном этрусками городом на Гвадалквивире, куда свозилось серебро, свинец, медь добывавшееся в горах Сьерра- Морена. Через Тартесс также шла торговля с северо-западной Европой, в т.ч. с Касситеридами, "Оловянными островами" (Корнуолл в Британии). "У Соломона есть корабль таршишский, вместе с кораблем хирамовым раз в три года привозят золото, серебро, обезьян, павианов" ("Книга Царств", X, 22). В Испании финикийцы основали также Малагу, Абдеру и другие города.

Финикийцы стремились захватить контроль над Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), чтобы помешать этрусками (Тартессу) вести прямую торговлю металлами – оловом, бронзой, серебром – с Восточным Средиземноморьем. Около –530 г. карфагеняне разрушили Тартесс. С того времени торговля металлами из западноевропейских залежей стала осуществляться только через финикийский Гадес.

Финикияне основывали колонии и в Северной Африке, на пути к Гадесу. Около –1100 г. они образовали колонию в Утике (район современного Туниса). Близ гор Атласа, на африканском берегу, финикияне основали Танжер. Их самой значительной колонией в Северной Африке стал Карт-хадашт ("новый город"), Карфаген; основанный, по одной из версий в –825/14 г. (По другой версии его основала, вскоре после Троянской войны, Дидона). Влияние Карфагена распространилось на всё средиземноморское побережье Северной Африки и Испании. Карфаген монополизировал посредническую торговлю металлами. Около –800 г., идя по следам более древних мореплавателей, вероятнее всего критян, карфагеняне достигли Мадейры и Канар. В –VII веке карфагенский суфет Ганнон в своём плавании вдоль Западной Африки достиг побережья Сьерра-Леоне. Согласно сведениям, основанным на записях в карфагенском храме, целью его путешествия было основание колоний.

"Древние колонии сынов Ханаана образовывали непрерывную цепь вдоль Средиземноморского побережья к Гибралтару ... другой ряд таких колоний шел от Красного моря до Индии"[12].

Финикияне вели и сухопутную караванную торговлю.

Колонии, создаваемые финикиянами/ карфагенянами, становились центрами их влияния и последующего захвата монопольного контроля над местной торговлей; что было своего рода непрямой агрессией, выкачиванием ресурсов других государств.

Активная посредническая торговля обогатила сиро-финикийские города. "Накопил (Тир) серебра как пыли и золота как уличной грязи" (Захария, IX, 3)[13].

Описание торговли финикиян –VII веке дал Иезекииль: из Фувала и Мешеха они привозили медную посуду; из Фогарма – лошадей; из Дамаска – вино и белую шерсть; из Аравии – овец.

Падение значимости посреднической деятельности, как и возникновение новых торговых центров приводили к упадку финикийских городов.

 



[1] "Энмеркар и верховный жрец Аратты" // "Вестник древней истории", 4, 1964 г.

[2] Сарианиди В.И. "О великом лазуритовом пути на Древнем Востоке" // "Краткие сообщения института археологии", 114, 1968 г.

[3] Вулли Л. "Ур халдеев", М.,1961 г.

[4] Рагозина З. "История Халдеи", СПб., 1903 г.

[5] Дандамаев М. "Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э.", СПб, 2008 г., с. 346-7.

[6] Уоддел Л.А. "Арийские истоки античных куьтур", М., 2019 г.

[7] Рагозина З. "История Ассирии", СПб., 1904 г.

[8] Название семивратных Фив, Thebais, созвучно сирийскому sabgo, семь. Семёрка – священное число в халдейской религии.

[9] Европа – дочь Агенора, похищенная Зевсом, принявшим облик быка. Континент Европа назван по её имени.

[10] Павсаний "Описание Эллады", тт. 1-2, М.-Л., 1940 г.

[11] Фрезер Дж. "Золотая ветвь", М., 1928 г.

[12] Рагозина З. "История Ассирии", СПб., 1904 г.

[13] Серебро и золото являлись в то время на Ближнем Востоке основными платёжными средствами.