Научная революция в Европе XVI - XVII вв.

 

Наука и образование в Англии XVI- XVII вв.

Создание Академий наук в Европе

Научная революция в Европе XVI - XVII вв. и универсальная реформа

Ускорение развития науки и Реформация

 

Наука и образование в Англии XVI- XVII вв.

 

обзор

популяризация и развитие математики, картографии, навигации

занятия математиков практикой

внимание практиков к математике

другие науки

обучение на континенте

публичные лекции; кружки; школы

Грешем-колледж

экспериментальная наука и математика в университетах

поддержка развития науки купцами и аристократами

причины и стимулы ускорения развития науки

 

Во 2-ой половине XVI века в Англии происходила интеллектуальная революция – быстро развивались и распространялись научные, технические знания, в особенности те, которые требовались для решения практических задач. Переводились, издавались популярные трактаты по математике, картографии, навигации, артиллерии. Читались публичные лекции; организовывались новые учебные заведения. В 1597 году был учреждён Грешем-колледж, ставший важным центром научной активности. Английские учёные того времени сделали ряд открытий в естествознании: Гильберт описал свойства магнита и электричества; Гарвей открыл кровообращение; Хариот наблюдал спутники Юпитера, составил карту Луны; Бекон разработал проекты организации и государственной поддержки науки. Даже в математике, хотя здесь Англия тогда ещё сильно отставала от континента, шотландец Непер изобрёл логарифмы, облегчавшие тригонометрические вычисления, а Хариот ввёл двоичную систему счисления; логарифмическую спираль.

Ускорение научного развития в Англии XVI - XVII вв. было особенно заметным при сравнении со Средневековьем. Кроме того, оно было заметным при сопоставлении Англии с другими европейскими странами. В XVI веке крупнейшими экономическими и научными державами были Испания и Италия; Англия далеко отставала от них. Однако уже к середине XVII века положение изменилось: Англия приблизилась в своём научном развитии к передовым странам Европы, а затем стала их обгонять. К середине XVII века в Англии было издано больше научно-популярных книг, чем в любой другой европейской стране, кроме Италии. Работы английских учёных начали получать признание (их переводили) за границей. Практическим следствием развития науки и образования было повышение квалификации инженеров, навигаторов; рост промышленного производства, флота, морской торговли.

Основной причиной ускорения развития науки в Англии XVI века являлось ускоренное развитие экономики. Это было хорошо заметно по интересам спонсировавших науку лиц: как правило, они принимали участие в колониальной экспансии и внешней торговле. Дополнительными стимулами были: 1) распространение античной философии, особенно платонизма, поддерживавшего изучение математики; 2) Реформация, особенно внедрение протестантами представлений об "угодности богатства Богу".

 

Популяризация и развитие математики, картографии, навигации

 Во 2-ой половине XVI века в Англии увеличилось число учёных, специализировавшихся в математике, картографии, навигации. Математики-профессионалы консультировали по прикладным вопросам инженеров, штурманов, купцов. Росло число научно-популярных сочинений, которые к тому же "были относительно дёшевы, сознательно ориентированы на торговцев, моряков, оружейников"[1]. Эти специалисты и эти книги "приводили знания от узкого круга учёных к джентри и купцам"1. Интересы представителей научного сообществ всё больше смещались от филологии и богословия к естествознанию. В 1577 году Р. Уиллис отмечал, что география более популярна, чем грамматика или поэзия. Диктатор Оливер Кромвель рекомендовал своему сыну Ричарду "изучать математику и картографию, которые более всего подходят для общественного служения".

В 1540- 50-х гг. Роберт Рекорд (1510- 58 гг.), написал ряд популярных сочинений: Ground of Arts, (арифметика; 1542 г.); The pathway of knowledge, (геометрия, география; 1551 г.); The castle of knowledge, (астрономия; 1556 г.); The whetstone of witte, (алгебра; 1557 г.). Ground of Arts переиздавалась в 1542 - 1662 гг. 26 раз.

В 1570 году Генри Биллингслей (- 1606 г.) перевёл на английский язык "Начала" Эвклида.

Популяризировал математику Джон Ди (1527 - 1608 гг.). В 1561, 1570, 1582 гг. он готовил переиздания работы Рекорда по арифметике; издавал пособия по навигации и математике; написал предисловие к первому переводу на английский язык "Начал" (1570 г.), где подчеркнул важную роль математики в практике. Ди поддерживал пифагорейские идеи об устройстве мира по математическим образцам; о том, что математика – прообраз красоты.

Математикой и картографией занимался Томас Хариот (1560 - 1621 гг.). Он изучал логарифмическую спираль; стереографическую проекцию; применял двоичную систему счисления (задолго до Лейбница, которому позже стали приписывать её открытие), изображал в ней числа и действия над ними; развивал алгебру; использовал отрицательные и комплексные числа. Впрочем, он почти не публиковал своих работ.

Вклад в развитие математики и навигации в Англии 2-ой половины XVI века внесло семейство Диггсов. Леонард Диггс (1520- 59 гг.) в 1550-х гг. публиковал астрономические альманахи. В 1556 году он написал трактат A geographical Practice named Pantometria о применении математики к землемерию (издан в 1571 г. Т. Диггсом). Томас Диггс (1546- 93 гг.), его сын, в 1571 году составил трактат Mathematical Discourse of Geometrical Solids, посвящённый правильным и полуправильным телам; в 1576 году – "Описание небесных орбит", в котором поддержал – весьма рано для европейской науки – систему Коперника; в 1579 году – трактат An Arithmetical Warlike Treatise named Stratioticos, о применении математики в военном деле. Популяризировал математику и Дадли Диггс (1583 - 1639 гг.), сын Т. Диггса.

Шотландец Джон Непер (1550 - 1617 гг.) изобрёл логарифмы, позволившие ускорить вычисления произведений синусов. Идея была следующей: строились две прогрессия, одна арифметическая, другая геометрическая. По таблице логарифмов находились логарифмы синусов, они складывались, затем, снова по таблице, искался соответствующий логарифм произведения.

Генри Бриггс (1561 - 1630/1 гг.), первый профессор геометрии Грешем-колледжа, содействовал развитию математики и её популяризации в Лондоне. Написал несколько книг по арифметике, геометрии, тригонометрии. Понял важность логарифмов; посетил Непера в Эдинбурге; продолжил его работы. Популяризировал логарифмы в Грешем-колледже. В 1620 году Бриггс переехал для преподавания в Оксфорд, где была учреждена кафедра математики.

Таким образом, все сколько-нибудь известные математики тогдашней Англии принимали участие в популяризаторской и преподавательской работе.

 

Занятия математиков практикой

Английские математики- профессионалы XVI века занимались не только развитием теории и популяризацией своей науки, но и практической работой, а также, нередко, участвовали в торговых, колонизационных предприятиях. Р. Рекорд работал в монетном ведомстве. Джон Ди, вместе с мореплавателями Гильбертом и Дэвисом, организовал "Общество Северо-Западного прохода", занимавшееся поисками морского пути в Китай через Северную Америку. Т. Хариот в 1585 году плавал вместе с У. Рейли в Америку (Вирджинию); занимался там землемерием, изучал язык индейцев. После возвращения он написал трактат о Вирджинии; вместе с Рейли пропагандировал картошку и табак, с которыми оба познакомились в Америке; стал советником "Компании Вирджинии". Дадли Диггс участвовал в деятельности компании Северо-Западного прохода, организации экспедиций Гудзона (1610 г.), Баффина, в деятельности Восточно-Индийской компании. Г. Бриггс занимался проблемами навигации, кораблестроения; написал трактат о Северо-Западном проходе; участвовал в работе "Компании Вирджинии"; изготовлял навигационные инструменты; по просьбе У. Гильберта составил таблицу магнитных вариаций. Дж. Непер изобрёл не только логарифмы, но и гидравлический насос для откачки воды из шахт; экспериментировал с применением соли для повышения плодородия почвы; проектировал зажигательные зеркала для поджога деревянных кораблей, вооружённые колесницы.

Таким образом, все математики, сколько-нибудь известные в тогдашней Англии, занимались решением практических задач.

 

Внимание практиков к математике

Среди инженеров, штурманов, военных распространилось понимание того, что для решения задач в области навигации, картографии, артиллерии, землемерия необходимо знание математики. Собственно, этим пониманием и было обусловлено появление многочисленных популяризаторских книг по математике и её приложениям, ориентированных на практиков. Штурманы и капитаны консультировались у математиков Р. Рекорда, Джона Ди и других; использовали их работы. Мореплаватель У. Рейли обучался математике у Т. Хариота, брал уроки по химии у Джона Ди. Арестованный в 1603/4 г. по обвинению в государственной измене, он продолжал в Тауэре химические и медицинские эксперименты. Ричард Мор в Carpenters Rule (1602 г.) советовал инженерам читать "Начала" Эвклида и посещать лекции Бриггса в Грешем коллеже, чтобы усвоить современные методы строительства, основанные на математике. Дж. Валлис (1616 - 1703 гг.) писал, что в его время "математика редко рассматривалась как академическое занятие, она была скорее практической наукой, делом торговцев, купцов, моряков, землемеров… занятия математикой больше культивировались в (практически ориентированном) Лондоне, чем в университетах"[2].

В 1560- 90-х гг. несколько мореплавателей, купцов, географов написали популярные книги об использовании математики и астрономии в практике. В 1559 году У. Каннингем составил трактат для штурманов "Космографическая труба". Томас Худ (около 1556 - 1611 гг.), из семьи лондонских купцов, написал несколько популярных работ по астрономии и навигации, перевёл на английский язык часть математического трактата французского философа Раме. Р. Иден (1521- 76 гг.), ученик Джона Ди, в 1561 году перевёл на английский язык, при спонсорстве "Московской компании", испанский трактат по навигации Breve compendio de la sphera y de la arte de navegar, con nuevos instrumentos y reglas, exemplificado com muy subtiles demostraciones[3]. Роберт Норман, двадцать лет прослуживший на флоте, обнаружил явление магнитной вариации; написал об этом трактат New Attractive (1581 г.). Штурман Уильям Боро, брат Стивена Боро, написал "Рассуждение о колебаниях компаса" (1581 г.). В 1594 году штурман Джон Дэвис написал книгу "Тайны моряков". Э. Райт (1558 - 1615 гг.) изучил меркаторовскую проекцию и пропагандировал её среди моряков. Эдмунд Гантер (1581 - 1626 гг.), профессор геометрии/ астрономии Грешем- колледжа, изготовлял навигационные инструменты. Ди, Диггсы, Каннингем, Фостер, президент Коллегии врачей, преподаватели Грешем-колледжа издавали альманахи, популярные и недорогие журналы, содержавшие сведения по астрономии, космографии.

 

Другие науки

В 1546 году Т. Лангли перевёл на английский язык трактат Полидора Виргилия "О царстве изобретений"[4].

В 1600 году вышло сочинение У. Гильберта (1540 - 1603 гг.) "О магните"; "первый физический трактат, целиком основанный на экспериментах". В своей книге Гильберт использовал более ранние исследования штурманов Боро, Нормана, Кортеса де Алькабара.

Т. Хариот экспериментировал с отражательными зеркалами, призмами; открыл "закон Снелла" (около 1601 г.; за 20 лет до Снелла). С июля/ августа 1609 г., т.е. несколько ранее Галилея, он использовал телескоп (с увеличением в 6 раз) для астрономических наблюдений; видел кратеры Луны, спутники Юпитера, фазы Венеры; составил карту Луны; в декабре 1610 г. наблюдал солнечные пятна. В 1609- 21 гг. Хариот изготовлял телескопы на продажу.

Врач Гарвей открыл кровообращение.

Ф. Бекон разработал проекты систематизации и организации научного знания.

Весьма рано (для Европы) в Англии распространилось коперниканство. Р. Рекорд упоминал систему Коперника в своей работе 1556 года. Сам он ещё держался системы Птолемея, однако уже Т. Диггс в трактате "Описание небесных сфер" (1576 г.) высказался за систему Коперника; опять-таки задолго до Галилея. "Описание…" переиздавалось в 1576 - 1605 гг. 7 раз.

 

Обучение на континенте

В XVI веке англичане всё чаще отправлялись для обучения на континент; главным образом в протестантские страны. Между 1575 - 1600 годами около 110 англичан учились в Лейденском университете; всего до гражданской войны их побывало там более 600. В Лейдене учились будущие реформаторы системы управления наукой Англии Дьюри, Хаак, Петти. В университете г. Лувена учился Джон Ди; доставивший в Англию хорошие морские инструменты и глобусы.

 

Публичные лекции; кружки; школы

В 1561 году в Лондоне была учреждена школа для купцов и моряков. Её руководитель Р. Мулчестер был другом математика Ди; контактировал с пропагандистом морских исследований Хаклюйтом; переписывался с географом Ортелием. Возникли интеллектуальные кружки, куда входили учёные, писатели. Читались публичные лекции (в основном в Лондоне), платные, или спонсируемые аристократами, интересовавшимися наукой. Например, Р. Рекорд читал в Лондоне лекции по математике. Популяризатор и переводчик Т. Худ в 1580-х гг. давал частные уроки по математике, географии, навигации; читал лекции, которые были оплачены группой лондонских купцов, в т.ч. Т. Смитом[5]. Позже публичные лекции отдельных учёных заменила деятельность Грешем  колледжа.

 

Грешем-колледж

В 1597 году в Лондоне компанией купцов и старейшин города на деньги торговца и финансиста Т. Грешема (1518- 79 гг.) был основан Грешем-колледж. Перед преподавателями колледжа была поставлена задача распространения знаний, особенно математических и навигационных, среди широких слоёв населения, что отличало Грешем-колледж от "элитных" университетов Оксфорда и Кембриджа. Лекции читались как на латыни, так и на английском языке. В колледже имелось 7 кафедр: права, риторики, теологии, музыки, физики, геометрии, астрономии. Введение кафедры геометрии и астрономии было тогда новшеством для английских учебных заведений – в университетах их не было. Первым профессором геометрии в Грешем-колледже стал Генри Бриггс.

 

Экспериментальная наука и математика в университетах

Ускорение развития практических наук в Англии началось не в университетах Оксфорда и Кембриджа, а в Лондоне; что, впрочем, соответствовало его роли политического и торгового центра страны. Столицу стали называть "третьим университетом Англии" (1587 г., У. Гаррисон). Также и новый центр управления наукой возник  именно в Лондоне Лондонское Королевское Общество (1661 г.). Предназначением университетов со времён средневековья до начала XVII века была подготовка кадров для политического и церковного управления. "Мастерская духовенства есть университет, получивший свой строй от папской власти" (Гоббс). Изменения учебных программ по запросам практики происходили в них медленнее. Медицина в Оксфорде и Кембридже преподавалась по Галену и Гиппократу; астрономия – по Птолемею. В университетах была авторитетна система Аристотеля, использовавшаяся в западной теологии. В 1580-х гг. Джордано Бруно говорил об Оксфорде: "Везде доктора грамматики". В Кембридже кафедры математики не было до 1663 года. И. Барроу (1633- 77 гг.), поступив учиться в Кембридж в 1647 году, говорил, что "математика здесь всеми пренебрегаема и неизвестна". "Наиболее видные учёные, особенно математики того времени Гильберт, Гарвей, Бекон, Непер, Хариот, Райт, Отред    не занимали должностей в университетах… ещё в 1630-х гг. желавшие изучать математику отправлялись в Лондон" (Hill).

Постепенно экспериментальным наукам, математике стало уделяться больше внимания и в университетах. В 1619 году в Оксфорде были образованы кафедры геометрии и астрономии; т.н. савилловские, по имени их учредителя. На кафедре математики читался курс Эвклида, Архимеда, Аполлония; показывались приложения математических методов в механике, музыке; проводились работы по практической геометрии в поле. Первым лектором геометрии стал Бриггс из Грешем-колледжа. На кафедре астрономии излагались системы Птолемея, Коперника, "Исправление Альмагеста" ибн Афлана, сферика, 60-ричный счёт, оптика, география, навигация. В Оксфорде также была учреждена кафедра натуральной философии; там начали читаться лекции по анатомии. В 1663 г. кафедра математики была образована и в Кембридже.

 

Поддержка развития науки купцами и аристократами

Развитию практических наук, математики, навигации содействовали торговые компании и отдельные предприниматели. "Московская компания", "Ост-Индская компания" спонсировали издание книг, чтение лекций по навигации. Т. Смит, глава "Компании Вирджинии", оплачивал публичные лекции. По завещанию купца Т. Грешема был создан колледж, в котором читались публичные лекции по геометрии и астрономии.

Содействовали развитию математики и других наук в Англии XVI века не только предприниматели и купцы, но и вельможи и политики. (Впрочем, немалое число тогдашних представителей английского правящего класса сами участвовали в торгово-колониальных предприятиях). Роберт Дадли (граф Лейстер, сын герцога Нортумберлендского), Филип Сидни (племянник Дадли, поэт), Уолтер Рейли учились у Джона Ди. В семье герцога Нортумберлендского преподавал Хариот; он обучал математике Роберта Сидни, младшего брата Филипа Сидни. Многие из этих политических деятелей, особенно Лейстер и Сидни, позже оплачивали научные лекции, издание книг, пенсии учёным. Архиепископ Кентерберийский Аббот (1562 - 1633 гг.) интересовался математикой, написал работу по географии. Архиепископ Дж. Ашер (1581 – 1656 гг.) также интересовался математикой, занимался библейской хронологией.

 

Причины и стимулы ускорения развития науки

Интеллектуальная революция в Англии, как и в других странах Европы, была тесно связана с развитием экономики: "знание – сила". В первую очередь развивались практические науки: навигация, картография, оптика,… К. Хилл (Hill) отмечал влияние заказов промышленников и торговцев на развитие и распространение наук в Англии[6]. Математика стала популярной, в основном, потому, что она имела практические приложения. В других странах развитие математики тоже было обусловлено, главным образом, её применением к практике; в то время преимущественно к задачам навигации и картографии.

Весьма важным для развития математики и, следовательно, науки вообще, стало распространение во время Возрождения пифагорейско-платонических представлений о связи математики и мира. Эти представления разделяли многие английские учёные, философы XVI века. Р. Рекорд: "Числа образуют мир и суть души". Джон Ди: "Принципом всех вещей являются числа… так как числа образец (patterne) в разуме Творца". Г. Биллингслей: "Мудрейшие и самые учёные философы, такие, как Пифагор, Тимей, Платон и их последователи полагали, что тайны природы содержатся в числах и их свойствах". Распространение подобных представлений поднимало интерес не только к прикладной, но и к "чистой" математике.

Стимул к развитию математики и математической физики дало снижение авторитета доминировавшей ранее в университетах системы Аристотеля, отрицательно относившегося к возможности исчисления движения. Борьбу против аристотелизма, "схоластики" вели экспериментаторы, математики, а также протестанты – критикуя католическую теологию, использовавшую фрагменты аристотелевской системы.

Наконец, победа протестантизма в Англии во 2-ой половине XVI века также оказала содействие развитию науки, вследствие: 1) положительного влияния протестантизма (особенно кальвинизма) на рост экономики; 2) положительной корреляции Реформации и Возрождения (платонизма).

Итак, основными причинами/ стимулирующими факторами ускорения развития науки в Англии, как, впрочем, и в ряде других европейских стран XVI - XVII вв. были: 1) ускорение экономического развития; 2) возрождение платонизма; 3) Реформация.

 

Создание Академий наук в Европе

 

Лондонское Королевское общество

   проект Бекона

   деятельность Хартлиба

   деятельность Коменского

   деятельность Хаака

   интеллектуальные кружки в Англии 1640- 50-х гг.

   основание Лондонского Королевского общества

   принципы новой организации науки

   первые работы Общества

   Лондонское Королевское общество – центр международного сотрудничества

Парижская Академия наук

Прусская Академия наук

Санкт-Петербургская Академия наук

*  *  *

Новые научные учреждения и античная школа Платона

Научная кооперация и капиталистическая экономика

 

Лондонское Королевское общество

В интеллектуальном и политическом обороте английской культуры 1-ой половины XVII века имелось несколько предложений по переустройству общества, придававших важное значение улучшению управления наукой.

Проект Бекона. Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бекон (1561 - 1626 гг.) в ряде сочинений рассмотрел проблемы систематизации знания и организации научной работы. Его трактат "Новая Атлантида", изданный в 1624 году, оказал воздействие на многих организаторов европейской науки XVII века. В частности, создатели европейских Академий наук планировали свои реформы под впечатлением от описанного в "Новой Атлантиде" интеллектуального центра нового типа, Дома Соломона.

Деятельность Хартлиба. В 1630- 40-х гг. активно занимался реорганизацией управления наукой в Англии Самуил Хартлиб (1600- 62 гг.). Он пропагандировал создание новых учебных центров; издавал работы с проектами улучшения управления наукой и образованием; содействовал контактам между учёными разных стран. В 1638 году Дж. Пелл, сотрудник Хартлиба, опубликовал работу "Идея математики", в которой высказал ряд предложений по организации математических исследований. В 1640/1 г. И. Вудворт, друг Хартлиба, издал несколько сочинений бекон-коменианского типа по организации науки. В октябре 1641 году появилась утопия "Макария", написанная Хартлибом или Дж. Платтом; она развивала идеи "Новой Атлантиды", подчёркивала роль экономического планирования и научных исследований для развития общества. Работа была представлена парламенту. В 1641 году Хартлиб организовал приглашение в Англию чешского пансофиста Яна Амоса Коменского, выступившего в парламенте с проектом реформы образования. Хартлиб также содействовал изданию его сочинений. В 1646 году Хартлиб предложил организовать "Адресное Бюро" (Office of Address), которое вело бы регистрацию учёных и их открытий по всему миру. В 1647 году при содействии Хартлиба Т. Холл перевёл на английский язык научно-магическую утопию И.-В. Андреа "Христианополис". Хартлиб контактировал с Т. Дьюри, С. Фостером, Р. Бойлем, которых интересовавшили проблемы реформы управления наукой. Группа знакомых Хартлиба в Англии сыграла важную роль в подготовке создания нового центра науки – Лондонского Королевского общества. Некоторые из них, например, Т. Хаак, заняли в нём ведущие места; через Хартлиба проходила научная и организационная информация. "Хартлиб играл центральную роль в интеллектуальной жизни Англии во время пуританской революции"[7].

Деятельность Коменского. Ян Амос Коменский (1592 - 1670 гг.), помимо религиозных дел – он был епископом моравских братьев – занимался вопросами общественных реформ, включавших управление наукой и образованием. Он проповедовал всеобщую гармонию, мир между народами, введение универсального языка, объединение знаний в пансофическую систему. Коменский поддерживал и пропагандировал идеи Бекона о более эффективной организации науки; о поддержке государством научных работ. С 1632 года Коменский переписывался с С. Хартлибом. Около 1638 года он послал Хартлибу проект пансофического колледжа. В следующем, 1639 году его трактат на эту тему Pansophia prodromus был опубликован, при содействии Хартлиба, в Лондоне. Осенью 1641 года по приглашению Пима и других лидеров пуритан, организованному Хартлибом, Коменский приехал в Англию. Он выступил перед парламентом, предложив устроить пансофический колледж; выразил надежду что "это почтенное учреждение заложит краеугольный камень блага для всего человечества". Весной 1642 года Коменский отбыл из Англии, убедившись, что его образовательные проекты поддержаны быть не могут – приближалась гражданская война. В 1640- 60-х гг. он занимался преподавательской и научно-организационной деятельностью в Швеции, Венгрии, Голландии.

Деятельность Хаака. Теодор Хаак (1609- 90 гг.) был родом из Палатината. Его дед, видный протестантский пастор, прибыл после Варфоломеевской ночи (1572 г.) в Гейдельберг, где вскоре занял должность ректора университета (1574 г.). Хаак учился в Лейденском университете, потом в Оксфорде; особенный интерес проявлял к философии и математике. В Оксфорде он контактировал с Бриггсом, преподававшим там геометрию. В Англии стал полуофициальным представителем Карла-Людвига, наследника изгнанного курфюрста Пфальца. Занимался организацией науки; встречался с Хартлибом; переписывался с Мерсенном во Франции; в 1639- 40 гг. переписывался с Коменским; также с американским губернатором Дж.Уинтропом и другими. Контактировал с преподавателями Грешем-колледжа; с оксфордским математиком Т. Алленом. Принимал активное участие в организации Лондонского Королевского общества.

Интеллектуальные кружки в Англии 1640- 50-х гг. В 1640-х годах в Англии образовалось несколько кружков учёных и философов, близких по идейным воззрениям, имевших сходные цели, обменивавшихся научной информацией: группа Хартлиба в Лондоне; "невидимый колледж", упомянутый Бойлем; "оксфордская группа", упомянутая Валлисом. Большинство участников этих кружков стремилось развивать экспериментальное знание и математизировать его.

Роберт  Бойль (1627- 91 гг.) в 1646- 47 гг. писал о своём участии в работе кружка учёных, названного им "невидимым колледжем". В него входили Хаак, Пелл и другие. (Некоторые историки полагали, что это была группа Хартлиба, другие указывали, что Бойль и Хартлиб не были знакомы до 1647 года[8]).

Джон Валлис (1616 – 1703 гг.) сообщал, что в 1645 году в Лондоне происходили встречи "исследователей философии природы", которых он назвал "оксфордской группой". В них участвовали Уилкинс, Хаак[9], Годдард, Глиссон, Фостер. (Так как Бойль не был упомянут, то "невидимый колледж" не совпадал с "оксфордской группой"[10]). Позже эта группа инициировала создание Лондонского Королевского общества.

В 1658 г. А. Коули (Cowley) составил проект организации математического колледжа. В сентябре 1659 г. Дж. Эвелин писал Р. Бойлю о планах создания философско-математической школы. В мае 1660 г. в лондонском Грешем колледже происходили совещания по вопросам организации нового научного общества.

Основание Лондонского Королевского общества. 28 ноября 1660 года У. Броункер, Р. Бойль, Дж. Уилкинс и другие (всего 12 человек) собрались на лекцию астронома Грешем колледжа К. Рена (Wren). После окончания лекции было решено основать общество "для развития физико-математических наук". 6 марта 1661 года был избран президент общества; им стал Роберт Морей. С 15 июля 1662 года общество стало королевским учреждением. Его первым президентом был избран Уильям Броункер. В королевской грамоте об утверждении общества перечислялись его первые участники: президент лорд У. Броункер, Р. Морей, К. Дигби, Г. Талбот, У. Петти, Дж. Уилкинс, Дж. Эвелин, Г. Ольденбург и др. С марта 1665 года начал выходить журнал научных сообщений общества The Philosophical Transactions of the Royal Society.

Принципы новой организации науки. Поскольку организованные научные сообщества в Англии XVII века, как и в других странах, давно имелись (университеты), то появление новых сообществ учёных преследовали цели: 1) изменение приоритетов научных исследований; 2) изменение управления наукой.

Главной целью Лондонского Королевского общества было объявлено развитие "экспериментальной физико-математической философии"; в современных терминах – опытное развитие и математизация физики – науки о Природе. По словам историка ЛКО Т. Спрата, участники общества "не собирались исследовать ни природу Бога, ни душу человека, а намеревались ограничиться записями всех творений природы и искусства".

Среди новых организационных методов была интернационализация науки: контакты, обмен информацией, переписка с аналогичными кружками учёных в других странах; Так, Хаак и Ольденбург из лондонских групп контактировали с Мерсенном (Париж), Дьюри – с Декартом (Амстердам). Пропагандировалась идея создания интернационального братства учёных.

Первые работы Общества. Первый историк ЛКО Т. Спрат поместил в своей книге некоторые работы Общества: статьи Гука, Годдарда и других. Была также приведена переписка участников ЛКО с Вернатти, жителем Батавии (Ява); ему задавали вопросы о природе острова, о вулканах и т.д., а также спрашивали: "Растут ли бриллианты и другие драгоценные камни на Яве, если их посадить в землю? Правда ли, что на Яве есть река, которая превращает дерево в камень?"

Лондонское Королевское общество – центр международного сотрудничества. ЛКО с самого основания стало центром международного научного сотрудничества. Туда наносили визиты известные европейские учёные: Гюйгенс, Лейбниц (демонстрировал улучшенный им арифмометр). На заседаниях ЛКО зачитывались сообщения корреспондентов из Франции (Гюйгенс, Френикль, Мариотт…), Германии (Лейбниц, Гевелий, Грааф), Голландии (Коменский), Италии, России (Коллинз). Видные учёные и организаторы науки других стран принимались в члены Общества: Лейбниц, Гюйгенс, Сорьер (врач и историограф короля; он стал первым французским участником ЛКО).

Переписка с учёными других стран иногда приводила к утечке технических секретов. Так, Гук обвинил секретаря Общества Ольденбурга в том, что тот сообщил Гюйгенсу способ изготовления механических часов. Ольденбург был арестован и некоторое время провёл в тюрьме.

 

Парижская Академия Наук

Во Франции 1-ой половины XVII века активно занимался организацией связей между учёными, в основном физиками и математиками, М. Мерсенн (1588 - 1648 гг.). Он поддерживал контакты с учёными разных стран (более 100 корреспондентов); сообщал одним об открытиях других; переписывался с Коменским, Хааком, Гюйгенсом, Торричелли; содействовал изданию во Франции работ Галилея, Декарта. С ним встречались Ферма, Декарт, Гассенди, Э. и Б. Паскали, Дигби и Петти (из кружка Хартлиба).

В 1666 году по инициативе Кольбера, министром финансов и по распоряжению короля на базе физико-математического кружка Мерсенна была основана Парижская Академия наук. Советником Кольбера в организации академии был Пьер Каркави (1600- 84 гг.), королевский библиотекарь, бывший член парламента Тулузы, сменивший Мерсенна в роли координатора-связника французских учёных. Среди первых членов Парижской Академии были математики и механики: Гюйгенс[11], Роберваль, Френикль; астрономы Пикар, Озу. Президентом Академии стал голландец Х. Гюйгенс, видимо, по рекомендации П. Каркави; однако после отмены свободы вероисповедания, он (будучи протестантом) покинул Францию. С 1691 по 1734 гг. значительную часть времени президентом Парижской АН являлся аббат Биньон; он же редактировал, с 1701 года, сборник трудов Академии "Журнал учёных". Секретарём АН стал капеллан короля Жан Дюамель. После него, с 1707 года, секретарём Академии наук в течение 40 лет был Фонтенель. Он возглавлял математический отдел в "Журнале учёных"; написал популярный "Диалог о множественности миров". В 1676 году иностранным членом Парижской АН стал Лейбниц.

 

Прусская Академия наук

Основную роль в создании в Германии научного сообщества нового типа сыграли Г. Лейбниц (1646 - 1716 гг.), Э. Чирнгаузен (1651 - 1708 гг.), Д. Яблонский (1660 - 1741 гг.). Г. Лейбниц ещё в 1668 году представил курфюрсту Майнца проект нового научного общества; впрочем, проект не получил одобрения. Э. Чирнгаузен, математик, физик, химик, обсуждал с Лейбницем план создания научного общества в Саксонии. Д.Э. Яблонский, внук Коменского, был придворным проповедником при бранденбургском курфюрсте Фридрихе III (Берлин); занимался церковной историей, филологией, географией. В 1698 году он встретился с Лейбницем, поддержал его идею новой организации науки. Представил курфюрсту план создания Академии наук. Проект Яблонского был одобрен, и вскоре в Берлине появилось новое научное сообщество. Его президентом стал Г. Лейбниц, первым помощником – Д.Э. Яблонский, секретарем – И.Т. Яблонский (1654 - 1731 гг.), тоже внук Коменского.

После воцарения нового короля Фридриха-Вильгельма работа общества фактически прекратилась. Король относился к академии пренебрежительно, зачислял в её штат своих шутов. Деятельность Академии возобновилась при Фридрихе II, пригласившем для участия в ней видных учёных, в том числе Эйлера. В 1746 году президентом АН стал Мопертюи. Большим числом иностранцев Прусская АН в это время напоминала Санкт-Петербургскую, только если в последней это были немцы, то в первой – французы.

 

Санкт-Петербургская Академия наук

В 1697- 98 гг. Пётр I предпринял поездку в Голландию и Англию. Позже он побывал в Германии и во Франции. Во время своих путешествий царь проявил особое внимание к организации науки и образования. Настойчиво предлагал царю свои услуги по созданию новых научно-образовательных учреждений в России Лейбниц, президент Прусской академии: он несколько раз подавал Петру во время его пребывания за границей записки с предложениями на этот счёт. Первая записка была передана в Ганновере в 1697 году. В записке от 1708 года Лейбниц изложил проект организации Академии наук, которой было бы предоставлено право исследований, книгоиздания, цензуры. Лейбниц и лично встречался с Петром в Торгау в 1711 году. Он был готов возглавить Академию наук в России, впрочем, с условием, что ему разрешат остаться в Германии. Письма с проектами организации науки и образования он передавал также Брюсу и канцлеру Головкину. Предложения Лейбница были приняты во внимание царским правительством; сам он был назначен в 1712 году тайным советником с окладом 1000 талеров в год.

В 1721 году Пётр послал И.Д. Шумахера в Германию (Берлин) для ознакомления с организацией науки, закупки книг и приглашения зарубежных учёных. (С Шумахером вёл предварительную переписку Яблонский, организатор и секретарь Прусской АН). В 1723 году, после возвращения из восточного похода, Пётр принял Шумахера и поручил ему подготовить проект Устава будущей Академии наук. В январе 1724 года Пётр подготовил указ о создании Академии; на её работу было выделено 25 тысяч рублей. Документ для Сената готовил лейб-медик царя Л. Блюментрост. В декабре 1725 года императрица Екатерина издала указ об организации Академии наук.

На должность президента Санкт-Петербургской Академии наук планировался Христиан Вольф, ученик Лейбница, но он отказался, порекомендовав Блюментроста, который и стал её первым президентом. Основной состав Академии был набран из авторов лейпцигского журнала Acta eruditorum; в их подборе участвовали Х. Вольф и издатель журнала И. Менке. В составе Академии при её учреждении было 16 учёных: 12 немцев, 3 швейцарца, 1 француз.

*  *  *

Новые научные учреждения и античная школа Платона

Цели новых европейских научных центров – развитие экспериментальной физико-математической философии – как и данные им названия – Академии[12] – подчёркнуто сближали эти центры с пифагорейско- платонической школой, провозглашавшей принцип Всё есть число. В основу новых европейских научных учреждений была положена математическая философия античного пифагореизма- платонизма, возродившаяся в Европе в XV-XVI вв.

 

Научная кооперация и капиталистическая экономика

Объединение потоков идей в научных учреждениях было аналогично кооперации капиталов в производственных структурах. Идея всемирной республики учёных, пропагандировавшаяся представителями новой науки, соответствовала идее буржуазной республики", пропагандировавшейся представителями новой экономики. В Англии ряд членов Лондонского Королевского общества состоял пайщиками торгово-купеческих предприятий. Историк Общества Т. Спрат называл Общество "близнецом" Королевской комиссии по торговле в Африке – они были организованы в одно и то же время и имели общих участников. Он также отметил близость по составу ЛКО и управляющих Ост-Индской компании.

 

Научная революция в Европе XVI - XVII вв. и универсальная реформа

 

В XVI - XVII вв. в разных странах Европы происходили научная революция. Они заключались в быстром развитии теоретического знания, главным образом, математики, математической физики, других наук; приложении полученных теорий к практике; а также, несколько позже, в создании более эффективной системы управления наукой. Это явление было особенно заметным при сравнении с состоянием теоретических и экспериментальных наук в Средние века.

Научная революция XVI - XVII вв. являлась частью происходивших в то время в Европе преобразований: быстрого роста экономики, изменения политического устройства, распространения новых мировоззренческих представлений, а также религиозной реформации. Эти изменения происходили в Европе повсеместно; либо революционно, быстро устраняя предыдущие системы, либо с помощью реформ, меняя- устраняя их более плавно, эволюционно. Поскольку этот комплекс преобразований охватывал практически все стороны жизни общества, он мог быть назван универсальной реформой/ революцией. Ос­новными частями универсальной реформы были: появление и развитие капиталистических методов управления экономикой; организация Академий, представлявших собой новые центры управления наукой; лютеранские и кальвинистские преобразования в церкви; распространение неоплатонизма и оккультизма; политические изменения – буржуазные революции.

Положительное влияние на ускорение развития науки в Европе XVI - XVII вв. и далее оказали: возрождение- распространение античной философии, прежде всего пифагореизма и неоплатонизма, в том числе в форме оккультизма; распространение рационализма, религии Разума; антропоцентризма и светского гуманизма; протестантские, кальвинистские реформы в церкви, пропаганда милленаристских идей и т.д.

Для политического, экономического и научного прогресса Европы особенно важным стало развитие кооперативных методов.

 

Ускорение развития науки и Реформация

 

Реформация и ускорение развития экономики, науки

борьба за влияние на науку

реформа образования в Германии и протестанты

амизм" в Англии

новые образовательные центры в Англии

протестантизм и Лондонское Королевское общество

Парижская академия и протестанты

 

В XVI - XVII вв. в протестантских странах Европы – Англии, Голландии, Германии – ускорилось развитие практических и теоретических наук. К концу XVII века эти государства стали лидерами в картографии, навигации, математике, физике; опередив прежние "научные державы", католические Италию и Испанию. На протестантских территориях внедрялись новые методы управления наукой и образованием; были созданы научные заведения нового типа, Академии. При этом многие видные учёные и реформаторы управления наукой того времени были одновременно и деятельными протестантами.

Ускорение развития науки в протестантских странах было обусловлено стимулирующим воздействием ряда принципов Реформации на экономику (и, таким образом, на науку).

Деятельное участие протестантов в реорганизации управления наукой и образованием было обусловлено их стремлением закрепить идеологический контроль над обществом.

 

Реформация и ускорение развития экономики, науки

В кальвинизме богатство считалось критерием "божьей благодати" и "предопределения к спасению". Эта доктрина хорошо соответствовала мировоззрению купцов, предпринимателей, банкиров; что нашло отражение в известной формуле "протестантизм – религия буржуазии". Комбинация религиозной веры и практической выгоды давала сильный стимул к накоплению богатств.

Стимулирующее воздействие на развитие экономики оказал и ряд других реформационных идей: 1) ликвидация монашества; уменьшение числа праздничных дней[13]; 2) отрицание чудес, "минимизация области возможного божественного вмешательства"; тезис "Бог не меняет законов природы" протестантского проповедника Дж. Престона; что вело к расширению области, допустимой для научных исследований; 2') аналогичный эффект имела критика протестантами представлений католической церкви о связи болезни и греха; "следствием было развитие медицины, внимание к гигиене"[14]; 3) прогрессу экономики/ науки содействовала и распространившаяся на протестантских территориях концепция построения рая на земле, тысячелетнего царства. "Пуританские представления о том, что светская мудрость (плюс материальная власть) вместе с их "духовным обновлением" создадут условия для реализации "земного рая", приблизят тысячелетнее царство..."[15]. "Для пуритан миллениум (тысячелетнее царство) надо было заработать тяжёлым трудом, человек и мир должны были быть приготовлены к нему через развитие науки и образования"[16]. Дополнительным фактором ускорения научного прогресса, особенно развития математики и физико-математических наук, было распространение на протестантских территориях неоплатонизма, с его пифагорейским ядром.

Вышеприведенные факторы стимулировали ускорение развития в XVI - XVII вв. в протестантских странах экономики; т.о. и науки.

Следствием корреляции Реформации с экономическим, научным прогрессом была корреляция и среды распространения этих идей.

В Англии конца XVI – 1-ой половины XVII вв. протестантами были почти все сколько-нибудь известные математики: Рекорд, Ди, Диггсы, Непер, Бриггс. Некоторые из них принимали активное участие в религиозной жизни своего времени. Например, Бриггс занимался сбором средств для кальвинистов- эмигрантов с континента; выполнял поручения вестминстерских священников-протестантов в Оксфорде, где он преподавал математику. Непер называл папу римского антихристом, строил планы "защиты этого острова от врагов Бога и религии" (имелись в виду католики- испанцы). Леонард Диггс участвовал в заговоре против католической королевы Марии Тюдор; Дадли Диггс был лидером парламентско- протестантской оппозиции при королях Якове I и Карле I. Биллингслей, первый переводчик "Начал" Эвклида на английский язык (1570 г.), занимал должность лорд-мэра купеческого и протестантского Лондона. Активными протестантами были лектора Грешем-колледжа; другие ведущие английские учёные того времени. То же имело место и для многочисленных популяризаторов, переводчиков научных работ. "Переводчики и популяризаторы как классики, так и научных открытий в Англии XVI - XVIII вв. представляли собой однородную группу выходцев из среднего класса, как правило, протестантов… заметна связь между интересом к науке и степенью политического и религиозного радикализма"[17].

Науки в Англии конца XVI - начала XVII вв. развивались в основном в реформационно настроенном Лондоне; их поддерживали купеческие, торговые круги, среди которых был распространён протестантизм. Более того, и аристократы, развивавшие науку или спонсировавшие учёных, также были, как правило, протестантами, нередко даже кальвинистами: Ф. Бекон, которому принадлежал известный афоризм "Знание – сила"[18], граф Лейстер, Ф. Уолсингем, У. Сесил (лорд Берли), Ф. Сидни (племянник графа Лейстера) и другие. То же происходило и в середине XVII в. "В 1630-х гг. наука в Англии ассоциировалась с возраставшим движением пуритан"[19]. И обратно, развитие наук, особенно математики, в Англии XVI - XVII вв. в консервативных в религиозном отношении кругах, в том числе в университетах, шло медленнее. В Оксфорде кафедра математики была учреждена только в 1619 году; в Кембридже её не было до 1663 года. Дж. Валлис (1616 - 1703 гг.) отмечал, что математика, особенно практическая, изучалась в его время не столько в университетах, сколько в Лондоне. Аналогично обстояли дела и с другими научными дисциплинами; включая практические. "Все основные учёные в Англии конца XVI - начала XVII веков работали вне (консервативных в религиозном отношении) Оксфорда и Кембриджа"[20].

 

Борьба за влияние на науку

Протестанты в разных странах Европы стремились захватить не только экономическую и политическую власть, но и управление наукой. Прежде всего, потому что знание было важным экономическим и политическим инструментом. Далее, через образовательные и научные организации они могли влиять на учёных, как пропагандируя в их среде свою религию, так и поощряя единомышленников или создавая трудности противникам. Наконец, контроль над образованием позволял формировать мировоззрение элиты и вообще всего общества; поскольку с повышением роли науки общество становилось всё более интеллектуально развитым.

Основным приёмом протестантов в установлении контроля над наукой и образованием в XVI - 1-ой половине XVII вв. было создание новых образовательных, научных учреждений и перевод на них частного и государственного спонсирования. Так, в Англии конца XVI века новые учебные, научные организации создавались, как правило, протестантами. Впрочем, в 1630- 40-х гг. протестанты активно пытались внедряться и в старые образовательные центры страны, университеты Оксфорда и Кембриджа. После победы же пуританской революции произошёл их прямой захват – замена руководящих кадров в администрации университетов и изгнание политических противников из рядового состава. Новый центр управления наукой в Англии, Лондонское Королевское общество, был создан при самом деятельном участии протестантов и состоял из них на 2/3. В других европейских странах, где протестантизм вёл наступательную политику, ситуация была аналогичной.

Стремясь захватить контроль над образованием и наукой, протестанты пропагандировали достижения единомышленников, замалчивая успехи конкурентов-католиков; старались создать в общественном мнении имидж науки протестантских стран как передовой, а своих идеологических или религиозных противников представить невеждами, "обскурантами", "мракобесами". Хотя в действительности ситуация нередко была прямо противоположной. Так, например, реформа юлианского календаря, предпринятая в 1572 году по инициативе папы Григория XIII, при участии ведущих астрономов- католиков того времени, не принималась в протестантской Англии более 150 лет, хотя английская наука XVII века активно саморекламировалась как "наиболее передовая и прогрессивная". В результате пропагандистского воздействия и саморекламы протестанты часто добивались доминирования в структурах управления наукой даже в тех странах, где большинство населения составляли католики. Так, хотя во Франции XVII века католиков было в 1,5 раза больше, чем  протестантов, в Парижской Академии их соотношение было обратным. В Швейцарии при соотношении католики : протестанты 2 : 3 в Академии наук было 14 протестантов, ни одного католика.

 

Реформа образования в Германии и протестанты

В 1521- 36 гг. идеолог протестантов Меланхтон (1497 - 1560 гг.) провёл реформу университетского образования в германских городах, оказавшихся под влиянием лютеранства: Виттенберге, Тюбингене, Франкфурте, Ростоке, Лейпциге, Гейдельберге. Он также принял участие в основании университетов Магдебурга, Иены, Кенигсберга. Меланхтон составил предисловие к ряду математических и астрономических работ; написал учебники по физике, астрономии, истории, теологии; "ещё при жизни был назван учителем Германии" (П. Раме). В соответствии со своими семейными склонностями (он был племянником видного европейского каббалиста Рейхлина), Меланхтон проявил значительное внимание к пифагореизму-платонизму, математике, оккультизму.

 

амизм" в Англии

Одним из примеров идеологической борьбы в науке в Англии конца XVI века была активная реклама- пропаганда протестантами произведений незначительного учёного, но деятельного протестанта французского философа П. Раме, погибшего во время Варфоломеевской ночи (1572 г.). Протестанты переводили на английский язык произведения Раме; всячески восхваляли его якобы выдающиеся научные достижения. В 1574 году Маккилмейн перевёл на английский язык "Логику" Раме; в предисловии Раме был назван "философом-мучеником". "Рамистами" были многие члены интеллектуального кружка, группировавшего вокруг поэта, политика, активного кальвиниста Филиппа Сидни (1554- 86 гг.), племянника влиятельного придворного королевы Елизаветы графа Лейстера. Н. Бакстер, учитель Сидни, переводил Кальвина, комментировал Раме. Сидни оплачивал обучение Абрахама Фронса, пуританина, ставшего пропагандистом сочинений Раме в Кембридже. Д. Роджерс, друг Сидни, написал поэму в память П. Раме. В 1584 г. Уильям Темпль, секретарь Ф. Сидни, "главный английский рамист", перевёл "Диалектику" П. Раме; посвятил перевод Сидни[21]. Опубликовал перевод "Диалектики" Раме (1584 г.) Дадли Феннер, капеллан английских купцов в Миддлберге, за пропаганду пуритантства исключённый из Кембриджа. Математик- протестант Бриггс написал комментарий к "Геометрии" Раме. Теолог- протестант Уоттон перевёл "Искусство логики" Раме (1626 г.). Сочинения Раме неоднократно переводились и в других протестантских странах. Их фрагменты весьма рано начали распространяться и в России.

 

Новые образовательные центры в Англии

В Англии конца XVI - 1-ой половины XVII вв. протестанты организовывали новые учебные заведения. В 1561 году радикальный протестант Р. Хиллс основал "Школу купцов и моряков"; её руководитель Р. Мулчестер был другом математика и оккультиста Джона Ди, убеждённого протестанта. В 1597 году в Лондоне на средства, оставленные Т. Грешемом, был основан Грешем-колледж. Контроль над Грешем колледжем находился в руках реформационно настроенных лондонских купцов. Сам Грешем был активным протестантом, он специально указал в своём завещании, чтобы в новом учебном заведении преподаватели теологии "разоблачали ошибки римской церкви" – то есть, пропагандировали протестантизм. Это было выполнено по полной программе. Первый профессор теологии Грешем-колледжа А. Уоттон был протестантом и переводчиком Раме. В 1604 году, после отставки Уоттона и его преемника, король Яков I, испытывавший неприязнь к радикальному политическому протестантизму, был вынужден вмешаться, чтобы добиться избрания в Грешем-колледже хоть сколько- нибудь нормального преподавателя теологии. Образ мышления тогдашних профессоров Грешем-колледжа характеризовало высказывание преподавателя теологии Р. Холдсворта, назвавшего в своей лекции Иисуса Христа "хорошим купцом". Холдсворт стал преемником радикального протестанта Престона на посту мастера Эммануэль колледжа, самого пуританского из всех учебных заведений Англии. Активными протестантами были и другие преподаватели Грешем колледжа: математик Бриггс, астроном Геллибранд. Геллибранд арестовывался за выпуск календарей, в которых изображения христианских святых были заменены портретами казнённых протестантов. Радикально- протестантский Грешем-колледж был предшественником Лондонского Королевского общества. Четверо из двенадцати основателей ЛКО преподавали в Грешем колледже.

В 1602 году Т. Бодли, ученик Кальвина и сын протестанта, эмигрировавшего во время правления католической королевы Марии Тюдор, основал библиотеку. С самого начала он поставил своей целью "борьбу с папизмом". Первый библиотекарь Т. Джеймс говорил: "следует использовать "Индекс запрещённых книг" чтобы знать, что нам надо покупать". К. Хилл отмечал, что "Грешем колледж, как и бодлеанская библиотека были созданы для борьбы с римской церковью".

В первой четверти XVII века протестант Ф. Бэкон выдвинул в ряде сочинений программу новой организации управления наукой, ставшую популярной в Англии и других странах. Одним из сторонников программы Бекона был Дж. Робинсон, пастор "отцов-пилигримов" в Нидерландах. Поклонником Бекона был Пим, лидер протестантов в палате общин. В начале 1640-х гг. проект реорганизации образования и управления наукой в Англии, в духе идей Бекона, предложил Я.А. Коменский, епископ богемских протестантов ("моравских братьев"), наследников Гуса. Коменский прибыл в Англию по приглашению Пима, а также протестантов архиепископов Ушера, Уильямса.

 

Протестантизм и Лондонское Королевское общество

Основные организаторы науки в Англии 1640- 50-х гг., чья деятельность привела к образованию Лондонского Королевского общества, были протестантами.

Протестантом был Самуил Хартлиб (1600- 62 гг.), организатор науки в Англии в 1640- 50-х гг. В 1628 году Хартлиб эмигрировал из польской части Пруссии, после её перехода под власть католиков. В Англии он вёл организаторскую работу в области образования и науки, одновременно сотрудничая с лидером пуритан в парламенте Пимом, с видными пуританскими священниками Дж. Давенпортом, Р. Сиббсом, Т. Тейлором, У. Гажем, Дж. Стаутоном. В 1639 году Хартлиб арестовывался за свои связи среди пуритан. Во время революции он писал статьи и памфлеты против короля.

Деятельным протестантом был Т. Хаак (1609- 90 гг.), организатор оксфордского научного кружка 1640-х гг., один из учредителей ЛКО, секретарь Общества. Он был родом из кальвинистского Пфальца, куда переселился в 1572 году, после Варфоломеевской ночи, его дед Даниил Тоссан, видный протестантский пастор. В Англии Хаак представлял интересы Карла- Людвига, наследника курфюрста Пфальца, лидера германских кальвинистов 1610-х гг. В 1643- 44 гг. Хаак ездил с дипломатической миссией от парламента в (протестантскую) Данию. В 1645 году он, по поручению протестантских священников Вестминстера, переводил датскую Библию на английский язык.

Хартлиб и Хаак поддерживали контакты с пуританами в парламенте; собирали средства для беженцев-протестантов из Пфальца; вели антикатолическую пропаганду.

Т. Дьюри (1596 - 1680 гг.), первый помощник Хартлиба в организационно-научной работе, также был протестантом. В 1634 году он ездил в Швецию с поручением добиться объединения военных сил протестантов. Дж. Пелл (1611- 83/5 гг.), математик и организатор науки из круга знакомых Хартлиба, в 1642 году переехал в Амстердам, где, кроме преподавательской деятельности, выполнял поручения протестантского парламента. Позже он стал дипломатическим представителем Кромвеля в Цюрихе. Протестантом был Г. Ольденбург (1615- 77 гг.), будущий секретарь ЛКО; он контактировал с Дж. Мильтоном, политическим секретарём Кромвеля. Дж. Уилкинс (1614- 72 гг.), также будущий секретарь ЛКО, во время гражданской войны расшифровывал для Кромвеля переписку сторонников короля; был женат на сестре Кромвеля. Р. Бойль, один из основателей ЛКО, был настолько убеждённым пуританином, что отказался от поста президента Лондонского Королевского общества, так как для этого нужно было давать клятву (что отказывались делать пуритане).

Определяющее участие протестантов в организации Лондонского Королевского общества отразилось и на его составе. В 1663 году протестанты в ЛКО составляли 63% общего числа участников.

 

Парижская академия и протестанты

Даже в католической Франции протестанты в XVI - XVII вв. пытались захватить контроль над образованием и управлением наукой и немало преуспели в этом. Гугенот П. Раме (1515- 72 гг.) поддерживал организаторскую деятельность в области образования Меланхтона; обращался к французской королеве Екатерине Медичи с призывом "устроить Академию, по примеру её флорентийских предков"; предлагал английской королеве Елизавете установить кафедры математики в университетах; сам оставил деньги на создание новой кафедры математики в Колеж де Франс. Участники кружка Мерсенна, на базе которого в 1666 году была образована Парижская Академия наук, тесно контактировали с голландскими (протестантскими) учёными; с кружком Хартлиба в Англии. Президентом Парижской АН стал кальвинист голландец Гюйгенс. Влияние протестантских кругов сказалось и на подборе кадров Академии: при соотношении числа католиков и протестантов во Франции 3:2 их соотношение в Парижской АН составило 6:21.

Военно-политические победы в Англии, Германии, Швейцарии, других странах протестанты сопровождали захватом ключевых должностей в основных образовательных и научно- административных центрах. Например, при Кромвеле в Кембридж пришли 11 новых мастеров из пуританского Эммануэль колледжа. Годдард, врач Кромвеля, стал руководителем Мертон колледжа; позже он стал одним из организаторов ЛКО. Сам Кромвель был "избран", после поражения короля, канцлером Оксфорда.

Итак, в XVI - XVII вв. протестантизм в ряде европейских стран получил контроль не только над политикой, но и над образованием, управлением наукой; что имело следствием закрепление его идеологического господства в этих странах.

 



[1] Hill C. "A nation of change and novelty", L., 1990.

[2] цит. по Hill C. "A nation of change and novelty", L., 1990.

[3] Трактат был составлен испанским королевским космографом Мартином Кортесом де Алькабаром, преподававшим космографию и навигацию штурманам в Кадисе; опубликован в Испании в 1551 г. В Англию Breve Compendio привёз штурман Стивен Боро, побывавший в навигационной школе в Севилье. В переводе Р. Идена получил название "Искусство навигации" (Art of Navigation), Только в XVI веке трактат Кортеса переиздавался в Англии семь раз.

[4] Позже этот трактат был переведен в России по приказу Петра I.

[5] Смит Т. (1558 - 1625 гг.). Первый глава "Компании Вирджинии", возглавлял её в течение 13 лет; глава "Бермудской компании"; глава "Московской компании". Первый глава "Восточно-Индийской компании"; возглавлял её длительное время. В марте 1604 г. был направлен послом в Москву (не доехал из-за начавшихся войн Смутного времени).

[6] Hill C. "Intellectual origins of the English revolution", Oxford, 1965.

Hill C. "A nation of change and novelty", L., 1990.

[7] Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L., 1974.

[8] Webster C. (ed) "Samuel Hartlib and the advancement of learning", 1970.

[9] по Валлису инициатор этих встреч

[10] Webster C. (ed) "Samuel Hartlib and the advancement of learning", 1970.

[11] С1665/6 г. Гюйгенс, по приглашению Кольбера, поселился в Париже.

[12] Академией стала назваться школа Платона, по названию места, где она располагалась – в роще героя Академа. Академия представляла собой союз учёных-философов, являвшийся продолжением союза пифагорейцев.

[13] Так, протестант Ф. Бекон возмущался тем, что у католиков целых 52 дня в году отводятся на празднование памяти святых – т.е. на "безделье", в его представлении.

[14] Hill C. "A nation of change and novelty", L., 1990.

[15] Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L., 1974.

[16] Yates F.A. "Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.

[17] Hill C. "The world turned upside down", L., 1978.

[18] Ф. Бекон был активным протестантом. Как лорд-канцлер он проводил антикатолическую политику; в 1618 г. настаивал, чтобы король поддержал пфальцского курфюрста, главу кальвинистов Германии, в его конфликте с католическим императором. Семья Ф. Бекона была связана родством с семьей активного протестанта Т. Грешема.

[19] Webster C. (ed.) "Intellectual revolution of XVII century", L., 1974.

[20] Hill C. "The world turned upside down", L., 1978.

[21] Можно добавить, что Ф. Сидни, находившийся в 1572 г. в составе английского посольства во Франции, в августе 1572 г., после Варфоломеевской ночи (когда погиб и Раме) спешно покинул Францию и приехал во Франкфурт, где остановился в доме почитателя Раме печатника Вечела, опубликовавшего позже около 180 (!) изданий книг Раме. Такое массовое тиражирование книг Раме, осуществлённое, очевидно, в чисто пропагандистских целях, было профинансировано, скорее всего, при содействии Ф. Сидни или его влиятельного родственника графа Лейстера.