Исторические феномены, понятия и системы

 

Историко-культурные теории (обзор)

Познание чувственных ощущений, явлений Природы происходит через определённый интеллектуальный аппарат, систему физических понятий и связей, теорию Природы. Аналогично и видение/ познание истории, культуры также происходит через систему интеллектуальных понятий и связей, некоторую теорию истории/ культуры.

Общие исторические или культурные понятия, как и физические, вводятся синтезом из некоторого систематизированного набора однородных фактов; либо из требований/ критериев более удобной организации "материала" теории; красоты; симметрии; гармонии.

Далее, историко- культурные понятия и теории, как и как физические, постоянно корректируются по результатам практических действий; уточняются или вовсе признаются неверными.

Далее, после введения новых понятий, законов Природы или Истории/ Культуры прежние теории пересистематизируются по ним, выражаются на новом языке.

Далее, в физических, а также в культурно- исторических теориях, в их видении, в подборе материала, порядке, приоритетах изложения и т.д. часто реализуется некоторая идеология.

Наконец, появление новых понятий и связей (законов), внедрение идеологии, изменение целей способны существенно повлиять на видение/ понимание как Природы, так и Истории или Культуры. В "одном и том же" историко- культурном или физическом "материале" можно видеть/ выделять/ вводить разные понятия и законы.

Таким образом, познание Природы и развитие физических теорий аналогичны познанию и развитию теорий Истории/ Культуры.

На первый взгляд кажется, что всё же есть довольно существенные отличия познания Истории или Культуры от познания Природы. Во-первых, в Природе имеется неограниченное число фактов, притом вводимых независимыми источниками познания. Во-вторых, видение Истории меняется у нас существенно быстрее, чем видение Природы.

Однако и в истории и в культуре могут открываться новые факты, например, в результате археологических раскопок, не говоря уже о том, что настоящее все время превращается в прошлое, непрерывно порождая новые исторические факты. Относительная же быстрота изменения видения Истории, в частности, быстрая смена внедряемых в неё идеологических схем, обусловлены тем, что наши социальные цели, во многом определяющие выбор нами понятий и введение законов Истории (описывающей общественные отношения) меняются существенно быстрее, чем наши фундаментальные биологические цели, определяющие выбор и введение понятий физического мира и законов Природы. Если бы наши биологические потребности менялись бы так же быстро, как социальные, а строение тела менялось бы так же быстро, как строение общества, то и наша картина Природы менялась бы так же быстро, как меняется сегодня картина Истории.

Таким образом, нет кардинального отличия Истории/ Культуры от Природы; как нет и отличия методов их изучения. История – это общественная Природа; Природа общественных отношений, социальных, а не физических систем.

 

Исторические феномены и их структура 

Исторический/ культурно-исторический феномен (ИФ/ КИФ), это, по определению – представленное в (определённых) интеллектуальных понятиях чувственное ощущение или интеллектуальная картина, относимые к (Δti, Δxj, ck), реализованные на материальных носителях ml (высказывания, записи, люди,…) и характеризуемое набором Идей- Форм {φp}. Исторический феномен может быть представлен в виде Ф= UF a ({φp}a, Δti a, Δxja, cka, mla). Это называется структурой исторического феномена.

Δti – промежуток времени, к которому относится данный феномен;

Δxj – территория, к которой относится данный феномен;

ck – культура, к которой относится данный феномен;

ml – материальные носители феномена;

p} – принципы, или Идеи- Формы, или смысл феномена.

Структура {φp}a – внутренняя структура феномена Ф.

Πа ti a, Δxja) – пространственно- временная структура Ф; = пространственно- временное распространение Идей- Форм {φp}a.

ИФ является представлением соответствующей системы Идей- Форм {φp}a.

Примеры исторических феноменов: "математизация науки"; "жизнь Пифагора"; "высадка норманнов во Франции";…

Классификация феноменов: если (Δti, Δxj) мало то локальный; иначе нелокальный; {φp} = φ – элементарный; иначе неэлементарный.

Исторические феномены классифицируются также по общим классам: политические, социальные, экономические, научные, культурные,…

Исторические понятия и законы получаются, в основном, синтезом из наборов однородных феноменов. Они оформляют- упорядочивают историю; дают смысл историческим феноменам (ИФ). Система исторических понятий и принципов дает интеллектуальное видение Истории; через нее видят Историю. Статьи, книги по истории = это фрагменты (чьего-то) их интеллектуального видения.

Историческая система (ИСТ), по определению – систематизированный- оформленный набор исторических феноменов, понятий и законов, объединённый связью некоторого типа ("заголовком"). Исторические системы это интеллектуальные системы.

Воспринятые исторические феномены, а также введённые-построенные понятия, законы, системы участвуют в построении интеллектуальной системы (науки), к которой относятся: физики, социологии, экономики, …

Исторические понятия, законы, системы изменяются со временем, эволюционируют; притом преобразуются сознательно, во взаимодействии с другими; при обучении. Они зависят от целей; могут быть преобразованы, притом существенно, при значительном изменении целей. Они могут быть также пересистематизированы, по новым понятиям и законам, или по новой идеологии.

Геометрическая структура ИСТ

Набор выделенных культурно-исторических феноменов K=U Ka  может быть расположен по некоторой геометрической фигуре F; например, по графу или гипертексту. Эта фигура F является представлением K; его геометрической структурой. Можно также рассматривать расположение частей феноменов Ka, т.е. их геометрическую структуру. Полученная геометрическая фигура F* дает более полный смысл K; более точное (пространственное) представление набора выделенных исторических феноменов. Можно строить все более точное расположение частей К, до некоторого оптимального состояния (оно будет неединственным).

На исторической системе К может быть задана некоторая топология. Она определяется топологией Δtia, Δxja  а также топологией в системе понятий (идей) {φp}a, по которым были выделены культурно-исторические феномены; τK = (Ω (Δtia, Δxja)*({Ω(φpa)}).

По τK можно определять связные феномены; связные области и т.д.

Феномены, близкие к рассматриваемому феномену Ka в этой топологии, т.е. принадлежащие к Ω (Ka), уточняют смысл Ka.

Построение геометрической структуры F исторической системы/ её пространственного представления обычно начинается с построения- группировки близких феноменов; т.е. с построения в ней топологии.

Реализованное на ЭВМ геометрическое/ пространственное представление культурно-исторической системы можно редактировать; обрабатывать навигатором.

 

Понятия и законы Культуры

Ввод понятий и законов Истории или Культуры, как правило, производится путем синтеза из наборов однородных исторических феноменов, а именно:

1) рассматриваются/ выделяются части исторической системы (факты, явления,…);

2) они анализируются (разбиваются на части), переставляются, группируются…;

3) из определенного их однородного сочетания синтезируется новое понятие или новая связь.

Некоторые понятия, законы Истории вводятся не из наборов опытов, а по критериям более удобной организации "материала" исторической системы; красоты; симметрии; гармонии и т.д.

На выявление/ выделение/ введение исторических феноменов, понятий, принципов оказывают существенное влияние интересы- цели исследователя; рассматривается, выявляется то, что важно, интересно.

 

Преобразования исторических систем

Исторические системы создаются и преобразуются. Их понятия, связи между ними, математические модели изменяются со временем, эволюционируют; притом преобразуются сознательно, в частности во взаимодействии с другими; при обучении.

Прежде всего, могут открываться, например, в результате исторических исследований, археологических раскопок и т.д. новые исторические феномены.

Далее, из уже имеющихся исторических систем могут выделяться/ выявляться новые феномены, например, в результате анализа и синтеза; вводиться новые нужные/ удобные понятия, новые принимаемые истинными их связи, принципы, законы.

Далее, при изменении целей меняются и интересующие исследователей исторические феномены, и, соответственно, водимые понятия и связи, законы Истории.

Далее, исторические системы, их законы постоянно корректируются по результатам проверки опытом; уточняются или вовсе признаются неверными.

Наконец, исторические системы могут пересистематизироваться по новым понятиям, принципам; по новой идеологии.

При коррекции, пересистематизации или при изменении целей прежние исторические понятия и законы могут существенно изменить свой смысл или потерять прежнюю значимость.

Основной целью (или источником изменения) выявления феноменов, ведения новых понятий и законов, пересистематизации/ обработки ИСТ является построение все более эффективных, удобных для достижения практических целей теорий. Другой целью может быть внедрение в ИСТ идеологий; в т.ч. групповых.

Выделение новых исторических феноменов, ввод новых понятий и законов ИСТ, а также их пересистематизацию исследователем можно называть внутренней динамикой ИСТ; она определяется в основном целями и идеологией исследователя и производится до некоторого гармоничного/ устойчивого состояния.

 

Зависимость исторических систем и теорий от целей

Мы вводим как понятия Истории, так и ее принципы, следуя целям. Цели сказываются в подборе фактов, выделении интересующих феноменов, в их группировке. Все это является определяющим в вводе понятий и принципов Истории, т.е. построения исторических систем. Если цели исследователя меняются, то он может обращать внимание/ выделять из Истории совсем иные явления; и уже хотя бы поэтому вводить иные понятия и законы. При существенном изменении целей существенно изменились бы и исторические системы.

 

Пересистематизация исторических систем

Пересистематизация исторической системы может производиться по новым понятиям или принципам; по новой теории; системе целей; идеологии. Из одной и той же ИСТ можно выделять, по интересам, "историю"; "религию";…

Пересистематизация меняет и-видение Истории; представляет собой управление их и-видением; для себя; для других.

При пересистематизации понятия и законы старой ИСТ выражаются в новых понятиях; на часть старой ИСТ накладывается, в неё внедряется новая теорию; старая теория оформляется по новым принципам. ИСТ, которая подвергается пересистематизации, по определению рассматривается как "материал Истории" (частично систематизированный), в который будут внедряться новые Идеи-Формы. Пересистематизация ИСТ может включать в себя разбиение, перестановку частей; оформление их по F; выделение частей (ИФ, законов, …), повышение их веса; = преобразование материала ИСТ; переоформление ИСТ по F.

Пересистематизация ИСТ - внутренняя динамика ИСТ.

Систематизацию SК по системе S можно представлять как взаимодействие SК с S.